Фонематический слух и фонематическое восприятие: что это такое, в чем разница

Нарушение слухового восприятия

В процессе развития ребенка слуховое восприятие проходит несколько этапов становления и далее служит фундаментом для речи и познавательного развития.

На каждом из этапов развитие слуховой функции (прошу не путать с физическим слухом, сейчас я говорю о том, как уже в мозге происходит обработка слухового сигнала) может нарушаться. Причем если нарушился один этап – то все последующие будут как падающие домино развиваться дефицитарно.

Может страдать:

  • Обработка слуховых импульсов на подкорковом уровне (это видим на вызванных потенциалах). В таком случае в кору попадает уже неадекватный сигнал с потерей качества и скорости. Такие дети не сразу откликаются на имя, не реагируют на громкие звуки (не вздрагивают, не оборачиваются либо их реакция заторможена);
  • Восприятие неречевых шумов в рамках вторичных полей височной области правого полушария (это еще доречевой этап, когда ребенок не в состоянии соотнести звучание предмета с самим предметом или отранжировать от самого тихого к самому громкому звучанию);
  • Специализация полушарий по речи (то есть ребенок уже начинает произносить звукоподражания, но они очень реалистичные и не включают фонемы речи);
  • Восприятие собственно речи (это и есть слуховая речевая агнозия в чистом виде) на уровне вторичной коры височной зоны левого полушария (здесь при нарушении могут сохраняться эхолалии после 2 лет, ребенок не понимает обращенную речь, но хорошо справляется с заданиями с визуальной подсказкой; часто такие дети не имеют произвольной речи, но могут отраженно повторить слова; в более легких случаях есть нарушения на уровне кинетического праксиса – то есть ребенок говорит один слог, или переставляет слоги при попытке речи);
  • Языковой уровень – третичная кора левого полушария (здесь уже нарушается соотнесение самого слова с полем его смысловых значений, грамматика, нарушается мышление).

И степень нарушения также может быть различной (поэтому предлагаю здесь разделить на агнозию как полную несформированность и дисгнозию как частичную несформированность).

Достаточно часто при несформированности слухового восприятия речь у ребенка все же появляется, и родители не замечают проблем лет до 5-6, пока ребенок не начинает сильно отставать в познавательном развитии. При обследовании такого ребенка выясняется, что слуховой речевой гнозис сформировался неполноценно, и все последующие функции, которые в своем развитии опираются на него, вторично пострадали. Например, ребенок может не запоминать на слух более 2-3 слов, не понимать предлоги, смысл короткого рассказа. Не может понять глаголы, которые выходят за рамки повседневных действий (например, «мама гладит белье»). Не помнит названий дней недели, времен года, основных цветов, хотя их постоянно с ним разучивают. Не может подобрать обобщающие понятия («инструменты», «транспорт»). Не понимает смысл абстрактных слов, не имеющих четкого предметного соотнесения (например, «лишний», «одинаковый», «равный» и др.).

Для того, чтобы скорректировать нарушения слухового восприятия, нужно провести подробную диагностику, выявить, в каком «месте» пошел сбой, «откатиться» на тот уровень и детально проработать его и все последующие, вышестоящие этапы. Работать на том уровне, где уже есть очевидные проблемы, будет малоэффективно, ведь не сформирован «фундамент».

Как развить фонематический слух

Для начала занятий подойдут игры на распознавание неречевых звуков.

«Угадай звук»

Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.

«Что внутри?»

В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.

«Хлопушка»

Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.

«Жмурки»

Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.

Затем можно добавить игры на определение качества речи.

«Кто это?»

Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.

«Зверюшки»

Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака…), мама-кошка и их котенок. Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)». Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.

«Поезда»

Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу». Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко. Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.

После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.

«Игрушки»

Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.

«Картинки»

Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.

Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.

Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.

Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.

«Лишний слог»

Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.

После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.

«Свой звук»

Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.

«Имитация»

Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.

Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.

«Сколько звуков?»

Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.

«Пропущенные буквы»

Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).

Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.

Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.

Особенности детей с нарушением слуха

У слабослышащих детей имеются существенные отличия психофизиологического и коммуникативного развития. Данные особенности детей с нарушением слуха мешают им развиваться с такой же скоростью, как и сверстникам, а также становятся причиной проблем в овладении знаниями, жизненно-необходимыми навыками и умениями.

Нарушение слуха у детей существенно снижает качество формирования речи и вербального мышления. При этом познавательные процессы и познавательная деятельность также испытывают дефицит в усовершенствовании и развитии.

У детей с нарушением слуха могут встречаться и иные нарушения, а именно:

  1. Проблемы с функционированием вестибулярного аппарата.
  2. Различные дефекты зрения.
  3. Дисфункция мозга минимальной степени, которая приводит к торможению общего развития психики.
  4. Обширные поражения головного мозга, которые вызывают олигофрению.
  5. Дефекты в мозговых системах, которые приводят к появлению детского церебрального паралича и другим нарушениям движения.
  6. Нарушения функционирования слуховых и речевых зон в головном мозге.
  7. Болезни центральной нервной системы и организма в целом, которые вызывают тяжёлые психические заболевания – шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и так далее.
  8. Заболевания внутренних органов тяжёлой степени (сердца, почек, лёгких, пищеварительного тракта и так далее), которые в целом ослабляют организм ребёнка.
  9. Серьёзная социально-педагогическая запущенность.

Существуют два вида нарушений слуха и детей, которые зависят от степени потери возможности воспринимать и обрабатывать звуки:

  • тугоухость, которой страдают слабослышащие дети,
  • глухота.

При тугоухости восприятие речи, но только сказанной громко, членораздельно и близко к уху, сохранено. Хотя, конечно, возможности данного ребёнка к полноценному речевому общению с окружающими ограничены. Глухота отличается тем, что при ней происходит восприятие определённых тонов речи без возможности воспринимать и различать саму речь.

Различные слуховые нарушения в детском возрасте приводят к торможению и искажению развития функций речи. Но, при этом, исследователи отмечали следующий факт, что если тяжёлая тугоухость появляется в том момент, когда ребёнок уже овладел навыками чтения и письма в хорошей степени, то заболевание не приводит к дефектам развития речи. Хотя в данном случае отмечаются разнообразные нарушения, связанные с произношением.

Самые важные факторы, которые влияют на развитие речи детей с нарушениями слуха, являются:

  • Степень снижения слуха – дети со слуховыми нарушениями говорят хуже настолько, насколько плохо слышат.
  • Возрастной период возникновения патологического нарушения слуха – чем раньше возникли дефекты слуха, тем тяжелее нарушения речи, вплоть до появления глухоты.
  • Условия развития ребёнка и наличие правильных психокоррекционных мероприятий – чем раньше применяются специальные мероприятия для развития и сохранения правильной речи, тем выше результативность.
  • Физическое развитие общего характера и психическое развитие ребёнка – более полноценная речь отмечается у детей с хорошим физическим развитием, крепким здоровьем и нормальным психическим развитием. У детей с ослабленным здоровьем (пассивных, вялых детей) и нарушениями в психике будут наблюдаться существенные дефекты речи.

[], [], []

Причины

Причины нарушений могут быть как медицинскими, так и педагогическими. К первой группе относятся многочисленные проблемы с центральной и периферической нервными системами. Именно они отвечают за формирование речи, за ее реализацию на протяжении жизни человека. Отрицательно повлиять на нервную систему могут:

  • острые инфекционные заболевания, особенно протекающие тяжело;
  • заболевания органов пищеварительного тракта — нехватка в организме витаминов и минералов приводит к апатии, торможению нервной системы;
  • эндокринные нарушения — работа головного мозга во многом обусловлена гормонами, а потому превышение или низкий уровень определенных активных веществ может вызвать не только нарушение речи, но и , психические нарушения;
  • тугоухость — нарушение физиологического слуха неизбежно ведет за собой снижение темпов развития фонематического;
  • травмы головного мозга, в том числе родовые, а также нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте (энцефалит, менингит, менингоэнцефалит).

К причинам педагогического и психологического свойства относятся:

неблагополучная социальная обстановка в семье;
негативный пример (кто-то из родственников говорит с грубыми дефектами);
невнимание со стороны взрослых, отсутствие общения.

Учитывая многообразие возможных причин, ребенка в первую очередь нужно показать неврологу, отоларингологу — эти специалисты смогут исключить поражения нервной системы и проблемы с физическим слухом. А потом следует показать ребенка логопеду. Этот специалист сможет определить характер и выраженность дислалии.

Нужно отметить, что все без исключения дети перед началом посещения школы должны проходить обследование для выявления уровня фонемного восприятия. Дети, посещающие садик, проходят такое обследование в плановом режиме несколько раз, в том числе и в подготовительной группе. У дошкольников с 5 лет и старше должны быть навыки распознавания речевых и неречевых звуков, обнаружения определенных звуков в слове, деления на слоги, сформировавшаяся фонетическая ритмика.

Коррекционная работа с детьми с ФФН

Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  1. Понимание обращенной речи.
  2. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  3. Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  4. Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  5. Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  6. Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я»,  «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

  1. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров.  В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
  2. Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его).  То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»)

Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

мЕПЕВЕБШЕ ГБСЙХ

  

еЯКХ С ЛЮКШЬЮ МЕ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЛЕФОНКСЬЮПМШЕ ОПНБНДМХЙНБШЕ ЯБЪГХ, НРБЕВЮЧЫХЕ ГЮ БНЯОПХЪРХЕ ГБСЙНБ, МЕНАУНДХЛН МЮСВХРЭ ЕЦН ПЮГКХВЮРЭ ЯМЮВЮКЮ МЕПЕВЕБШЕ ГБСЙХ. аЕПЕЛ ОНДПСВМШЕ ОПЕДЛЕРШ: ЙКЧВХ, ОНЦПЕЛСЬЙС, ДЕПЕБЪММШИ ЛНКНРНВЕЙ, БНДС, АСЛЮЦС, ЛЕРЮККХВЕЯЙХЕ КНФЙХ, БХКЙХ, ЙПСФЙС, ЙЮЛЕЬЙХ, ЛНМЕРЙХ, АСЯХМЙХ, ЯОХВЙХ, ПЮГКХВМШЕ ЙПСОШ (ЛЮМЙС, ЦПЕВЙС, ПХЯ), ТЮЯНКЭ, АНАШ, ЛСЙС.

я ЙЮФДШЛ ОПЕДЛЕРНЛ ЯМЮВЮКЮ ГМЮЙНЛХЛ ОН НРДЕКЭМНЯРХ. йПСОШ, ЛНМЕРШ, ЙЮЛСЬЙХ, ЯОХВЙХ, АСЯХМЙХ МЮЯШОЮЕЛ Б ЙНПНАНВЙХ, Б ЯОХВЕВМШЕ ЙНПНАЙХ ХКХ ТСРКЪПШ НР ЙХМДЕПНБ. сВХЛ ПЕАЕМЙЮ ЯКСЬЮРЭ, ЙЮЙ ОЕПЕКХБЮЕРЯЪ ХГ ЯРЮЙЮМЮ Б ЯРЮЙЮМ БНДЮ, ЙЮЙ ЬСПЬХР ЯЛХМЮЕЛЮЪ АСЛЮЦЮ, ЦПЕЛХР ЯБЪГЙЮ ЙКЧВЕИ, ОНЦПЕЛСЬЙЮ, ЙЮЙ ЯРСВХР ЛНКНРНВЕЙ. гЮРЕЛ НЯРЮБКЪЕЛ ОПЕДЛЕРШ ДКЪ ДБНИМНЦН ДЕИЯРБХЪ, МЮОПХЛЕП, БНДС Х ЙКЧВХ. оПНЯХЛ ПЕАЕМЙЮ НРБЕПМСРЭЯЪ, ОЕПЕКХБЮЕЛ БНДС. оНЙЮФХ, ВРН Ъ ЯЕИВЮЯ ДЕКЮКЮ? оНЙЮГЮК. яМНБЮ НРБЕПМСКЯЪ, ОНЦПЕЛЕКХ ЙКЧВЮЛХ. оНЙЮФХ, ВРН ГБЕМЕКН? дЮКЕЕ ДНАЮБКЪЕЛ БЯЕ АНКЭЬЕ «ЬСЛМШУ» ОПЕДЛЕРНБ: ЯЛХМЮЕЛ АСЛЮЦС, ОЕПЕКХБЮЕЛ БНДС Х ЦПЕЛХЛ ОНЦПЕЛСЬЙНИ. яМЮВЮКЮ АЕПЕЛ АНКЕЕ ЬСЛМШЕ ОПЕДЛЕРШ, ОНРНЛ ЯУНФХЕ ОН ГБСВЮМХЧ.

лНФМН ГЮОХЯЮРЭ МЮ ДХЙРНТНМ ГБНМ ЙКЧВЕИ, ЯРСЙ КНФЙХ НА ЯРНК, ЬСЛ ДНФДЪ, ЯРСЙ ЛНКНРНВЙЮ, АНИ АЮПЮАЮМЮ. мЮДН ДЮРЭ ПЕАЕМЙС ОПНЯКСЬЮРЭ, ЙЮЙ ГБСВХР, Ю ОНРНЛ ОПЕДКНФХРЭ СЦЮДЮРЭ, ВРН ГБСВЮКН. б 2 ЦНДЮ НМ ЛНФЕР МЕ ОНМХЛЮРЭ Х МЕ ПЮГКХВЮРЭ ЛСГШЙЮКЭМШЕ ХМЯРПСЛЕМРШ. мЮ ОПНЦСКЙЕ Х ДНЛЮ МСФМН НАПЮЫЮРЭ БМХЛЮМХЕ МЮ ПЮГКХВМШЕ ЬСЛШ: ЦСДХР ОШКЕЯНЯ, ДПЕКЭ ГЮ ЯРЕМНИ, ЙЮОЮЕР ДНФДЭ, ДСЕР БЕРЕП, ЯРСВХР НРАНИМШИ ЛНКНРНЙ МЮ ЯРПНИЙЕ, ЕДЕР ЛЮЬХМЮ, ЛНРНЖХЙК, РПЮЙРНП Х Р.О.

б ТСРКЪПШ НР ЙХМДЕПНБ (ХКХ Б ЯОХВЕВМШЕ ЙНПНАЙХ) ОНЛЕЫЮЕЛ ОН НРДЕКЭМНЯРХ ЛНМЕРШ, ОКЮЯРЛЮЯЯНБШЕ АСЯХМЙХ, ЯОХВЙХ, ЯРХПЮРЕКЭМШЕ ПЕГХМЙХ, ЯРЕЙКЪММШЕ ЙЮЛЕЬЙХ, ЛСЙС. нДХМ ТСРКЪП НЯРЮБКЪЕЛ ОСЯРШЛ. кСВЬЕ ОПНДСАКХПНБЮРЭ ЙНПНАНВЙХ, ВРНАШ ОНРНЛ ПЕАЕМНЙ ЯЛНЦ МЮИРХ РЮЙНИ ФЕ ГБСЙ. цПЕЛХЛ, ОНЙЮГШБЮЕЛ, ВРН БМСРПХ ЙНПНАНВЙХ, ОНДЙПЕОКЪЕЛ ЙЮПРХМЙНИ ДКЪ МЕЦНБНПЪЫХУ ДЕРЕИ. гЮРЕЛ ЯМНБЮ ЦПЕЛХЛ, ЛЮКШЬ ДНКФЕМ СЦЮДЮРЭ, ВРН ГБСВЮКН, ОНЙЮГЮРЭ МЮ ЙЮПРХМЙС. оЮПЮККЕКЭМН ЛНФМН ГЮЙПЕОКЪРЭ ОНМЪРХЪ, ВРН ХГ ВЕЦН ЯДЕКЮМН, Х ОНОНКМЪРЭ ЯКНБЮПЭ ОПХКЮЦЮРЕКЭМШЛХ: АСЯШ ХГ ОКЮЯРЛЮЯЯШ – ОКЮЯРЛЮЯЯНБШЕ, ЯОХВЙХ ХГ ДЕПЕБЮ – ДЕПЕБЪММШЕ Х Р.Д. йНЦДЮ ЛЮКШЬ МЮСВХРЯЪ ПЮЯОНГМЮБЮРЭ БЯЕ «ПЕГХМНБШЕ» Х «ЯРЕЙКЪММШЕ» ГБСЙХ, ОНОПНЯХРЕ, ВРНА НМ БШАПЮК ХГ ОПНДСАКХПНБЮММШУ ЙНПНАНВЙС ЯН ЯУНФХЛ ГБСВЮМХЕЛ.

гЮДЮВЕИ ОНЯКНФМЕЕ АСДЕР МЮСВХРЭ ПЕАЕМЙЮ ПЮГКХВЮРЭ ЯНБЯЕЛ ОНУНФХЕ ГБСЙХ. оНОПНЯХРЕ ОНРПЪЯРХ РЮЙХЕ ФЕ ГЮЙПШРШЕ ЙНПНАНВЙХ Х НРКХВХРЭ ПХЯ НР ЦПЕВЙХ, ТЮЯНКЭ НР АНАНБ, ЛСЙС НР ЛЮМЙХ, АНАШ НР ЙЮЛЕЬЙНБ лЮПКАЯ. оНЙЮ ПЕАЕМНЙ МЕ МЮСВХРЯЪ ВЕРЙН ПЮГКХВЮРЭ БЯЕ ЩРХ ЬСЛШ, ДЮКЭЬЕ ХДРХ МЕКЭГЪ.

лСГШЙЮКЭМШЕ ХМЯРПСЛЕМРШ

б 2,5-3 ЦНДЮ ПЕАЕМНЙ СФЕ ЛНФЕР ПЮГКХВЮРЭ ГБСВЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМШУ ХМЯРПСЛЕМРНБ. оНХЦПЮЕЛ Б «сЦЮДЮИ, ВРН ГБЕМХР». гМЮЙНЛХЛ ЯН ГБСЙЮЛХ ДСДНВЙХ, ЯБХПЕКХ, ЙНМРПЮАЮЯЮ, ЙЯХКНТНМЮ, РПЕЫНРЙХ, ЛЮПЮЙЮЯНБ, АСАМЮ Х Р.Д. оПХ ПЮАНРЕ ЛСГШЙЮКЭМШЕ ХМЯРПСЛЕМРШ МСФМН АПЮРЭ БЛЕЯРЕ Я ЙКЧВЮЛХ, БНДНИ. рЮЙФЕ СВХЛЯЪ ЯКСЬЮРЭ РХЬХМС.

яРЮБХЛ ЬХПЛС ОЕПЕД ПЕАЕМЙНЛ, Ю ГЮ МЕИ ЙНКНЙНКЭВХЙ, ГБНМНВЕЙ, ОНЦПЕЛСЬЙС. оНЦПЕЛЕКХ – «ОНЙЮФХ, ВРН ГБСВЮКН». гЮБЪГШБЮЕЛ ЛЮКШЬС ЦКЮГЮ, ГБЕМХЛ ЙНКНЙНКЭВХЙНЛ ЯБЕПУС, ЯМХГС, ЯГЮДХ, ЯОЕПЕДХ, ЯКЕБЮ, ЯОПЮБЮ: «ОНЙЮФХ, ЦДЕ ГБЕМЕК ЙНКНЙНКЭВХЙ». оНЛХЛН МЕПЕВЕБШУ ГБСЙНБ МЮДН ПЮАНРЮРЭ МЮД ПХРЛНЛ. оНБРНПХ ГЮ ЛМНИ ПХРЛ (МН РНКЭЙН МЕ Я ПЕАЕМЙНЛ Я МЮПСЬЕМХЕЛ ЯЕМЯНПМНЦН БНЯОПХЪРХЪ): ПЮГ-ДБЮ, ПЮГ-ДБЮ-РПХ. лНФМН НРЯРСВЮРЭ МЮ АЮПЮАЮМЕ, МЮ ОХЮМХМН, МЮ ЙЯХКНТНМЕ. рЮЙФЕ НАЪГЮРЕКЭМН ПЮГБХБЮРЭ РЕЛАП, БШЯНРС, ЯХКС ГБСВЮМХЪ (ЦПНЛВЕ, РХЬЕ). оНОПНЯХРЭ ПЕАЕМЙЮ ОНХЦПЮРЭ Б РНИ ФЕ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМНЯРХ МЮ ХМЯРПСЛЕМРЮУ, Б ЙНРНПНИ ХЦПЮКХ БШ.

оЮПЮККЕКЭМН Я ЛСГШЙЮКЭМШЛХ ХМЯРПСЛЕМРЮЛХ ПЮГБХБЮЕЛ СЯКНБМН-ДБХЦЮРЕКЭМШЕ ПЕЮЙЖХХ. оНЙЮ Ъ ДСЧ Б ДСДНВЙС, РШ АЕФХЬЭ. оНЙЮ ЦПЕЛКЧ ОНЦПЕЛСЬЙНИ, ЙХДЮЕЬЭ ЛНМЕРЙХ Б ЙНОХКЙС. аЕЦЮЕЛ БНЙПСЦ ЯРСКЮ, (ЛНФМН Я ЦПСООНИ ДЕРЕИ), ОНЙЮ ЯРСВХР АСАЕМ. йНЦДЮ ЛЮКШЬ МЮСВХРЯЪ ВЕРЙН БШОНКМЪРЭ БЯЕ ХМЯРПСЙЖХХ, НРКХВЮРЭ ГБСВЮМХЕ ЛСГШЙЮКЭМШУ ХМЯРПСЛЕМРНБ, БНЯОПНХГБНДХРЭ ПХРЛ, РНЦДЮ ОЕПЕУНДХЛ Й ЯКЕДСЧЫЕЛС ЩРЮОС ТНПЛХПНБЮМХЪ ТНМЕЛЮРХВЕЯЙНЦН БНЯОПХЪРХЪ.

Причины нарушения зрения и слуха

Причины нарушения зрения и слуха, как у взрослых, так и детей могут быть обусловлены врожденными и приобретенными патологиями. Причины нарушения слуха делятся на несколько категорий. К первой категории относят:

  1. Наследственные патологии структуры анализатора слуха. Это почти половина всех зафиксированных случаев нарушения слуха в раннем возрасте.
  2. Внешние и внутренние причины. Как правило, к таким причинам относятся вредное воздействие на плод во время беременности – перенесенная краснуха, грипп, паротит, прием токсичных антибиотиков, резус-конфликт плода и матери. Также злоупотребление алкоголем, наркотиками, работа, связанная с высоким шумовым порогом, запыленностью и др. (особенно в первом триместре беременности) влекут за собой патологии слуха у плода.
  3. Развитие нарушений слуха у здорового человека может развиться несколькими путями.
  • Вследствие перенесенной инфекции внутреннего уха и слухового нерва. Особенно часто снижение слуха наблюдается после перенесенного менингита, туберкулезного менингита, скарлатины.
  • В результате приема антибиотиков ототоксического действия (канамицина, стрептомицина, неомицина и др.).
  • Операции на среднем ухе, травмы, влекущие разрыв слуховых косточек, вегетации носоглоточной миндалины.

Нарушение зрения также бывает врожденным и приобретенным. К нарушениям зрения относят любое несоответствие базовых зрительных функций – остроты зрения, цветоразличения, изменение поля зрения, характера зрения, глазодвигательных функций. В свою очередь, причина ухудшение остроты зрения кроется в нарушении преломляющей функции, такого рода патологий три:

  • Близорукость (изображение фиксируется перед сетчаткой)
  • Дальнозоркость (изображение фиксируется за сетчаткой)
  • Астигматизм (преломление лучей происходит в нескольких разных меридианах).

Нарушение глазодвигательной функции – косоглазие и нистагм, возникают при параличе глазных мышц или при опухолях, инфекциях, интоксикации, кровотечении. Чаще всего косоглазие у детей развивается именно после перенесенных инфекций или после перенесенного испуга. Нистагм (высокочастотное колебание зрачка) является врожденным генетическим отклонением, формирующимся во внутриутробный период, в родовой и послеродовой период (при полученной родовой травме).

Амблиопия – дисфункция поля зрения. Встречается при различных формах косоглазия, при врожденных аномалиях рефракции, опухолях, катаракте, истерии и др.

Нарушение цветового восприятия врожденного характера может быть полным или частичным (не воспринимаются некоторые цветовые пары и человек видит объекты в красно- или голубовато-зеленых цветах). Если при врожденной патологии плохо воспринимаются красно-зеленые цвета, то при приобретенной – красный, зеленый, синий.

Причины нарушения зрения и слуха необходимо установить как можно скорее, даже врожденные патологии на раннем этапе поддаются корректировке и стабилизации при своевременном обнаружении. Приобретенные патологии при должном лечении также можно стабилизировать, полностью или частично ликвидировав причину.

[], [], [], [], []

Нарушение слуха при отите

Отит является воспалительным заболеванием разных отделов уха, которое сопровождается проявлениями лихорадки, интоксикацией и сильными болевыми ощущениями. В некоторых случаях отит вызывает нарушение слуха постоянного или временного характера.

Отит среднего уха хронической формы является главной причиной проблем со слухом в детском возрасте.

Отиты у детей и взрослых иногда сопровождаются поражением тканей наружного и среднего уха. При наружном отите инфекция проникает через небольшие кожные повреждения, которые образуются после повреждения слуховой раковины наружного уха. Такие изменения возникают вследствие механических деформаций, а также химических и термических ожогов. Возбудителями заболевания в данном случае выступают стафилококки и стрептококки, а также синегнойная палочка, протей и так далее. При этом, факторами провоцирующими наружный отит могут быть и некоторые заболевания, а именно сахарный диабет, подагра, гиповитаминоз и иные обменные нарушения.

Средний отит вызывается инфекционными заболеваниями носоглотки, при которых патологические микроорганизмы попадают в полость среднего уха с посредством слуховой трубы. К ним относятся вирусы гриппа и парагриппа, аденовируса и риновируса, респираторно-синтициального вируса, а также бактерии пневмомокка, пиогенного стрептококка, моракселлы и гемофильной палочки. Маленькие дети особенно подвержены возникновению среднего отита, в силу того факта, что слуховая труба у них короче и шире. Инфекция при отите среднего уха может также проникать и снаружи вследствие механических повреждений и баротравм барабанной перепонки. Провоцируют возникновение заболевания и хронические инфекционные процессы в носоглотке, а именно, хронические тонзиллиты, синуситы и болезни аденоидов.

Во время протекания наружного отита воспалительный процесс прежде всего начинается в поверхностных слоях ушной раковины, а затем может развиться в окружающих тканях и барабанной перепонке.

В течение протекания отита среднего уха слизистая оболочка начинает воспаляться и производить экссудат (определённую жидкость, которая выделяется при воспалениях тканей). Экссудат может иметь серозную форму, что характерно для вирусных инфекций, или гнойную форму, что обусловлено его бактериальной природой. Скопление жидкости в среднем ухе начинает выпячивать барабанную перепонку кнаружи и в некоторых случаях приводит к её разрыву. Все вышеперечисленные особенности протекания среднего отита являются причиной появления нарушений слуха у людей различного возраста.

Сильные воспаления приводят к нарушению подвижности слуховых косточек, что вызывает снижение восприятия звуковых волн и является нарушением слуха.

Отиты, которые являются недолеченными, и их постоянные рецидивы вызывают появление рубцов в тканях среднего уха, которые приводят к уменьшению подвижности слуховых косточек и эластичности барабанной перепонки. Это становится причиной тугоухости у людей различных возрастных категорий. Воспалительные процессы, которые имеют затяжной характер, могут проникать во внутреннее ухо и поражать слуховые рецепторы. Такие деформации приводят к появлению глухоты у больного.

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука.

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Причины нарушения слуха у детей

В раннем возрасте слух может нарушаться в случае беременности с особо высоким риском развития пороков плода, инфекций, приема некоторых лекарств, алкогольных напитков, наркотических веществ. Реже встречаемые причины — перенесенный в раннем возрасте менингит, патологии слуха, передаваемые по наследству.

Факторы, которые могут стать причиной патологии слуха:

  • ранние роды, малый вес новорожденного (менее 1500 грамм);
  • внутриутробная гипоксия;
  • употребление лекарств, влияющих на слуховой нерв;
  • травмы, полученные ребенком при рождении.

В младенческом возрасте патологии слуха развиваются при:

  • бактериальном менингите;
  • перенесенной кори, паротит;
  • перенесенная химиотерапия;
  • хроническое воспаление уха, слухового нерва;
  • артрогриппозе, синдроме Мебиуса.

Высокая степень нарушений слуха отмечается при:

  • Пороках развития среднего уха;
  • Церебральных двигательных нарушениях;
  • Остановке речевого развития;
  • Изменениях в поведении – ребенок проявляет агрессию, шумит, не общается.

[], [], [], []

Формирование фонематического слуха в процессе развития ребенка

Речевой слух формируется у малыша практически с рождения: уже в возрасте до одного месяца кроха начинает различать первые речевые звуки.

В 2 — 3 месяца младенец реагирует на слова мамы, в первую очередь, обращая внимание на интонацию и мимику. Уже сейчас можно развивать фонематический слух, повышая и понижая тембр голоса, громкость, комментируя свои действия, называя окружающие предметы

Важно, чтобы малыш при этом видел лицо мамы: для того, чтобы научиться произносить звуки, ему нужно видеть артикуляцию – движение губ, языка в разговоре. От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира

Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы)

От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира. Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы).

В 6 — 9 месяцев малыш узнает свое имя, начинает понимать осмысленные звуки. Новым этапом развития становится лепет — гуление переходит в звуки, напоминающие слоги. Сейчас самое время познакомиться с песенками, где есть повторяющиеся слоги («Гуси, гуси, га-га-га…», «Буль-буль-буль карасики…»).

В 9 — 12 месяцев у малыша уже есть любимые песенки, лепет становится все более разнообразным, начинает приближаться к родной речи. Появляются первые слова, способность подражать речевым звукам. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, комментировать происходящее: «Это прудик. Он большой, а вон те лужи маленькие. А вот лягушки квакают: ква-ква-ква. Это ворона – кар-кар. Ой, дождик пошел: кап-кап-кап по лужам».

В возрасте от 1 до 3 лет фонематический слух активно развивается.Сейчас ребенок во всем подражает взрослым: копирует их поведение, речь, интонации. Происходит знаменательное событие — малыш начинает разговаривать.

Сейчас важно четко проговаривать сами слова, их окончания, следить за правильным построением речи. Нужно ограничить употребление «малышковых» слов (не «бибика», а «машинка»), исключить намеренное коверканье слов, подражая крохе (не «неть», а «нет»)

От 3 до 5 лет становится ясно, есть ли проблемы с речевым слухом. Речь становится связной, появляются сложные предложения. Дошкольник должен различать свистящие и шипящие согласные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Если на картинке он не отличает, где коса, а где коза или путает мышку с мишкой — это достаточный повод обратиться к логопеду. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения, поэтому если ребенок выговаривает не все звуки, это тоже является поводом для беспокойства и требует консультации логопеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector