Развитие речи детей в 1-2 года

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники

Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Как и другие навыки, речевое развитие у детей происходит поэтапно. И как в любой другой области, были выделены и проанализированы нормы для каждого года жизни, начиная с самого раннего возраста, когда происходит активное созревание областей мозга, отвечающих за речь.

Мама с малышом

Крик, гуление, лепет, произношение слогов, а затем и первых слов — должны произойти в первые 12 месяцев жизни. Второй год характеризуется увеличением словарного запаса, ребенок начинает понимать речь взрослых, вступать в диалог, пытается разговаривать простыми предложениями: «Папа би-би» — папа уехал«, «Киса ди — киса, иди».

Среднестатистические нормы

Жёстких рамок в развитии детской речи нет, так как все дети индивидуальны. Некоторые дети могут начать разговаривать в год, правильно произнося слова, а есть те, которые говорят мало или вовсе молчат. Но тем не менее существуют нормы, отклонение от которых не ускользнет от внимательных родителей. Нормальное развитие речи у детей 2 3 лет должно происходить следующим образом:

12 месяцев. Этот период также важен для общей картины речевого развития. Малыш произносит первые слова из одинаковых слогов: «папа», «мама», понимает простые просьбы «иди», «пока-пока». Начинает интересоваться книгами.

Важно! Для профилактики отклонений в развитии ребёнка необходимо своевременно посещать детского невролога

  • 18 месяцев. Он может повторять за взрослыми часто произносимые слова. Отвечает словами или жестами на вопросы о местонахождении предметов, показывает на части тела. Словарный запас может достигать пятидесяти слов.
  • 2 года. Малыш начинает произносить первые предложения: «Хочу пить», «Где папа?» Понимает простые конструкции из двух последовательных действий: «Принеси куклу и покажи бабушке». Словарный запас увеличивается и может насчитывать уже 200 слов, в обиход входят прилагательные, предлоги, местоимения. «Большой красный мячик», «маленький мишка» — так начинает понимать цвет и форму.
  • 3 года. Малыш общается предложениями, состоящими из трех и более слов. Может запоминать и рассказывать различные истории. Досказывает строчки стихотворений, например, Агнии Барто. Различает формы и цвета предметов. Сохраняются трудности в произношении некоторых звуков (свистящих, шипящих). Словарный запас обширный, ребенок может вставлять в предложения причастные и деепричастные обороты.

Педагог показывает упражнения

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Ребенок в два-три года разговаривает, но родителей часто беспокоит вопрос: нормально ли то, что он может коверкать слова, переставлять слоги, не проговаривать некоторые звуки.

Мышцы, отвечающие за речь, окрепли, но есть ещё немало трудностей в звукопроизношении. Тяжело даются детям шипящие звуки, которые они заменяют более легкими — свистящими, например, «осень-очень», «кася-каша». Заменяют они и твердые звуки: «люк-лук». Согласные могут выпадать: «айчик-зайчик», «той-стой».

Дети часто меняют слоги местами, или опускают их для удобства в длинных словах, при этом, в коротких могут проговаривать их безупречно.

Все это варианты нормы, в зависимости от индивидуальности ребенка. Звукопроизношение детей одного возраста может в разной степени различаться. На это влияют не только физические факторы, но и психо-эмоциональные. Если сын или дочка растут в атмосфере любви и взаимопонимания, они свободно ориентируясь в ближайшем окружении, может назвать предметы, имена близких людей.

Обратите внимание! В этом возрасте дети не в полной мере владеют интонацией (громче-тише). Нормальны и ошибки в согласовании частей речи (девочка пошел)

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Советы перед началом обучения

Перед тем, как мы поговорим о том, как научить годовалого ребенка говорить, расскажем о гармоничных стадиях развития речи у малыша:

  • до трех месяцев это период произношения первых самых удобных звуков типа гули;
  • с 4-х месяцев звуки становятся более четкими и членораздельными;
  • с семи месяцев ребенок, еще не осознавая конкретные объекты может произносить короткие слова с повторяющимися звуками – мама, папа, баба;
  • с девяти месяцев малыш уже знает, о чем говорит, он произносит осознано – ав-ав (встречая собачку), кака, мама, папа;
  • к году словарный запас малыша составляет до 10 слогов (пока не будем называть это словами) и каждый день пополняется новыми;
  • с полутора лет ребенок начинает соединять слова в простейшие предложения – баба пока, бака авав, мама куку, папа дада;
  • с двух лет малыш должен начать осваивать язык в его склонениях, соединять с предлогами, выстраивать в правильном порядке в предложениях.

Как научить ребенка правильно говорить

Уже с самого раннего возраста нужно учить детей правильно говорить:

Надо говорить с малышом в первого дня жизни, неважно, что он не понимает смысла, не переживайте, зато он учится слышать интонации и пассивно накапливает запас слов, которые помогут ему начать говорить со смыслом.
Используйте как можно реже (а можно вообще отказаться от нее) соску-пустышку. Исследования показали, что дети, привыкшие к соске, начали говорить позже своих ровесников, кроме того, у них неправильно сформировался прикус, что может создавать проблемы с правильной артикуляцией.
Не надо сюсюкать, говорите сразу правильно, Конечно, видя грудничка, трудно удержаться от улыбки и чтобы не устроить сюси-пуси

Но логопеды знают, что это тормозит развитие речи. Самому ребенку можно искажать слова по неумению, пусть он на конфету говорит кика, а на бабушку – буба, но родители должны говорить правильно. Не навязывайте ребенку коверканный язык, он может его и запомнить, а потом будет переучиваться, на это уйдет время.
Мы уже знаем, что в головном мозге соседствуют центры, отвечающие за моторику пальцев и за речь (кстати, взрослым, пережившим инсульт для развития речи дают детские упражнения на моторику). Очень важны всякие пальчиковые игры, сейчас есть игры, в которых нужно что-то завязывать, засовывать веревочку в дырочки, по жизни это завязывание шнурков, застегивание пуговичек.
Поощряйте интеллектуальное любопытство и познавательность. Кроме развития артикуляции, учите малыша логике, соотношению предметов, их описаний. Когда маленькая почемучка мучит вас вопросами, не отмахивайтесь, а получите удовольствие от того, что вы все знаете и может рассказывать ребеночку все, о чем он спрашивает.

  • Приучайте малыша к чтению. Читая ему, вы показываете пример, и в дальнейшем это облегчит школьные занятия, кроме этого, чтение знакомит с новыми словами, развивает воображение, закрепляет уже известные слова. Покажите малышу, что книжки можно не только рвать, но их можно рассматривать, они интересны. Покупайте ему большие красочные книги с картинками и короткими стишками, так вы тоже учите его говорить. Есть книги с объемными фигурками, их можно двигать, описывать их, рассказывать о них и даже додумывать сюжеты.
  • Для начала используйте в своей речи, когда общаетесь с ребенком, простые слова, чтобы ему было легче их запоминать. Когда он научится ими оперировать и перейдет на другой уровень общения, пополняйте словесный багаж малыша. Не забывайте учить его, что означают новые слова, тоже в очень простой форме.
  • Переходя к предложениям, ведите с малышом диалог, побольше спрашивайте его, провоцируйте на рассказы, описание предметов и явлений.

Научить ребенка говорить вам помогут массаж, игры, чтение, гимнастика.

Что влияет на развитие речи у двухлетки

На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Факторы правильного обучения речи

Если ребенок в 2 года не говорит важно пройти обследования: проверить слух, получить консультацию отоларинголога и детского невролога.

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Упражнения и игры для речевого развития

Регулярные занятия: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения помогут научить ребенка говорить.

Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.

Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.

Развитие мелкой моторики малыша:

  • Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
  • Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
  • Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.

На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»

«Гав-гав-гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.

«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у».

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».

На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»

Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».

Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»

квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».

Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Развитие моторики

Важно развивать как мелкую, так и крупную моторику. В два года можно самому разминать ребенку пальчики, при этом обязательно проговаривать стишки

После 2,5 лет малыши должны уже уметь выполнять пальчиковые игры. Родитель рассказывает стишок, а ребенок показывает это руками. Можно даже сделать самому или приобрести шапочки на каждый пальчик, так занятия станут еще увлекательнее.

Не забывайте о пользе рисования и лепки. Начинайте занятия с рисования элементарных предметов: шар, солнце или радуга. Можно вместе прочитать сказку и нарисовать главного героя.

Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пальчиками. Хорошее упражнение — сортировка мелких предметов. Это могут быть пуговицы, горох или фасоль. Не забывайте о пользе игр с песком.

Крупную моторику развивает конструктор с большими деталями. Также хорошо влияет на развитие малыша приобщение его к домашним делам: протирание пыли, развешивание белья.

Мелкая моторика

Два годика – самый подходящий возраст для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. От родителей требуется регулярно заниматься с ребенком, используя многообразие игр.

Начать лучше всего с самых простых вариантов, постепенно усложняя задания.

Вращение

Развитие такого движения очень важно для малыша, поэтому можно предложить ему покрутить юлу, кеглю. В качестве рабочей поверхности можно использовать стол, пол – то место, где ребенку более комфортно, а выполнение задания не вызывает трудностей.
Работа с карандашом и маленькими резинками для волос

Один из взрослых берет в руки простой карандаш, задача малыша – надеть на него резинки. Упражнение очень хорошо развивает мелкую моторику.
Карандаш и веревка. Для выполнения потребуется обычный карандаш и лента, веревка. Родитель держит карандаш, малыш должен обмотать его лентой.

Такие упражнения детям интересны, чаще всего выполняются с удовольствием

Родителям важно заниматься этим регулярно, поскольку развитие мелкой моторики – важнейший этап подготовки ребенка к школе

Уже в 2 года становится понятно, будет ли ребенок правшой или левшой, поскольку он начинает наиболее часто задействовать рабочую руку, редко используя обе одновременно. Но точно определить это можно будет лишь в школьные годы.

Работа с мелкими предметами

Следующий этап развития моторики малышей в возрасте двух лет – занятия с мелкими предметами. Это могут быть бусины, фасоль, небольшие по диаметру камешки.

Можно давать ребенку такие задания:

  • разложить бусины по различным коробкам;
  • нанизать их на веревку;
  • разложить камешки на столе.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, поэтому не реже раза в неделю следует знакомить ребенка с пластилином. Понравится ребятам и такая забава: взрослый лепит из пластилина овал (это тело ежа), задача ребенка – украсить его «иголками», роль которых исполнят спички или семечки. Втыкая их в мягкую поверхность, малыш будет развивать свои навыки.

Нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Речь ребенка в 2 года представлена преимущественно звуковыми сочетаниями, отдельными словами и простейшими фразами. Прилагательные и предлоги не используются, фразы часто строятся нелогично. В таком возрасте дети не могут пересказывать услышанный материал.

К двум годам словарный запас ребенка составляет около 300 слов, к концу третьего года жизни это число возрастает примерно в 5 раз. Такая статистика относится к активному словарному запасу, то есть словам, которые ребенок способен произнести сам. Выделяют также пассивный словарный запас, то есть слова, которые ребенок понимает, но не использует – его размер превышает активный словарный запас примерно вдвое.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатые инструкции, например: «Сходи на кухню и принеси кружку». Его речь дополняется простыми глаголами, включает слова из двух слогов, но слова из трех слогов произносятся ошибочно.

К 2,5 годам ребенок пользуется фразами в 2-4 слова. К трем годам в речи появляются предложения, чаще из трех слов. Осваивается множественное число, понятен смысл сложноподчиненных предложений типа «Когда придем домой, то ты должен помыть руки». В этом возрасте ребенок также начинает пользоваться изменением интонации, громкости голоса. Помимо существительных и глаголов используются прилагательные и местоимения, возможно применение предлогов.

Нормальное речевое развитие ребенка в 2-2,5 года подразумевает следующее:

  • понимание речи – это относится к ее смыслу, обсуждению событий и явлений в различных временах (прошедшее, настоящее, будущее);
  • способность к подражанию – повторение фраз, потешек, коротких стихов;
  • использование многословных и сложных предложений, хотя с точки зрения грамматического строя они могут быть неправильными.
  • речь – основное средство общения со взрослыми людьми, своими сверстниками.

Химические свойства

Белок. В норме его в моче быть не должно, или там очень мало — меньше 0,002 г/л. Иногда у здоровых людей он все-таки появляется — например, если они поели мяса, или испытали накануне серьезную физическую нагрузку или эмоциональный стресс — но если человек перестает есть мясо, отдыхает и успокаивается, выделение белка прекращается. Если он продолжает выделяться вместе с мочой (это устанавливают, повторяя анализ снова и снова), дело может быть в воспалении почек или мочевыводящих путей. 

Глюкоза. У здоровых небеременных людей глюкозы в моче быть не должно. Как мы уже писали, «сахар» попадает в мочу при нарушениях обмена глюкозы — например, при диабете II типа. 

Кетоновые тела. Эти вещества накапливаются в организме, если телу не хватает углеводов, и для получения энергии оно вынуждено разрушать запасы жира. Поскольку питаться ими для нас не нормально, кетоновых тел в моче здоровых небеременных  людей быть не должно. Как правило, кетоновые тела появляются в моче у голодающих людей или из-за тяжелых физических нагрузок, но чаще всего — на фоне неконтролируемого диабета 1 типа.

Билирубин. У здоровых небеременных людей билирубина в моче быть не должно. Как мы уже писали, билирубин попадает в мочу, если печень не справляется с его утилизацией. Такое бывает при гепатитах и при нарушении оттока желчи — это может случиться, если желчевыводящие пути, например, перекроет желчный камень.

Уробилиноген. Это бесцветный продукт «обезвреживания» вредного билирубина печенью и кишечными бактериями. До 10 мг/л уробилиногена выводится вместе с мочой. Если уровень этого вещества высокий, велика вероятность, что у человека проблемы с печенью — от вирусного гепатита до печеночной недостаточности. Но не исключено, что дело в ускоренном распаде гемоглобина — такое бывает, например, при гемолитической анемии и некоторых других заболеваниях.

Нитриты. Вместе с мочой организм избавляется от соединений азота — нитратов, так что они всегда в ней есть у здоровых людей. Но если в мочевыводящих путях поселяются болезнетворные бактерии — например, кишечные палочки, энтеробактерии или клебсиеллы — в моче появляются нитриты. Дело в том, что эти бактерии питаются нитратами и превращают их в нитриты, так что присутствие этих веществ в моче всегда недобрый знак. При этом отсутствие нитритов не означает отсутствие инфекции. Некоторые стафилококки и стрептококки к нитратам равнодушны, так что их приходится выявлять, просматривая мочу под микроскопом. 

Как разговорить ребенка в два года.

  • Вкладывайте слова в уста ребенка. Дополните то, что говорит ребенок, и скоро он начнет говорить больше. Когда малыш произносит: «Большой дом», добавьте: «Большой и высокий дом. Посмотри, какой высокий, прямо до неба».
  • Будьте конкретны. Выражайте свои замечания как можно яснее. Если вы хотите показать ребенку, как кошка лезет на дерево, не говорите просто «смотри!», а скажите: «Смотри! Видишь, белая кошка лезет по тому вон большому дереву. Наверное, она охотится за птичкой».
  • Описывайте. Украсьте мир ребенка прилагательными. Не говорите «вон собачка», а скажите: «Вон маленькая черная собачка с кудрявой шерстью. У нее красивый красный ошейник».
  • Немного усложните речь. Если вы старались говорить как можно проще, пока ребенок был младше, теперь пора ставить перед ним задачу находить смысл в более сложных предложениях («Мы идем в парк с Сашей, братом Ани»), в указаниях из двух или трех частей («Пожалуйста, подними плюшевого мишку и посади его на кровать к другим игрушкам»), в меняющихся корневых согласных («У тебя ухо испачкано, надо помыть уши») и в ударениях. Однако продолжайте говорить отчетливо, неторопливо и будьте готовы повторить, если ребенок не понял с первого раза.
  • Беседуйте. Даже если малыш еще не говорит предложениями, он может слушать вас, вставлять слова, а иногда и полностью участвовать в разговоре с вами. Обсуждайте события, которые только что состоялись, происходят на ваших глазах или должны вскоре состояться. По дороге с игровой площадки домой обсуждайте происшествия: «Помнишь, какой замок ты построил в песочнице?.. Какая красивая птичка купалась в фонтане». За обедом говорите о играх, в которые малыш играл утром, о книжке, которую вы собираетесь прочитать с ним вечером. Дожидаясь автобуса, говорите о людях в машинах, о том, откуда они едут. Хотя поначалу вклад малыша будет ограничиваться одним-двумя словами, очень скоро вы обнаружите, что он превратился в равноправного собеседника.
  • Продолжайте спрашивать. Очень эффективный способ обучения речи — это задавать ребенку вопросы. Задавайте вопросы так, чтобы малыш должен был обращаться к своему словарному запасу (но не раздражаться), а не так, чтобы он мог ответить просто «да» или «нет»: «Как, по-твоему, что делает эта белка?» или «Почему этот малыш смеется?».
  • Читайте. Чтение многое дает ребенку для развития речи. Кроме того, оно увлекательно.

Читайте подробнее в статье: Как заинтересовать ребенка чтением, если он не хочет.

  • Играйте в словесные игры. Для кроссвордов еще слишком рано, зато можно играть в «Что это?». Правила просты: читая книгу с картинками, периодически останавливайтесь и просите малыша отыскать на странице определенные объекты, о которых вы читаете (только не останавливайтесь слишком часто, чтобы не рвать нить повествования). Или играйте в «Что он (она) делает?». Что делает младенец в колыбели? Что делает собака с косточкой? Или попробуйте поиграть в «Что сейчас случится?»: пусть ребенок догадается, как будет развиваться сюжет, прежде чем вы перевернете страницу. (Если ребенок запнется, выскажите несколько предположений: «Поезд переедет через гору? Или ты считаешь, что он устанет и остановится?») Можно также поиграть во внутри/снаружи, вверх/вниз, на/под, в которой игроки берут небольшую игрушку и коробку из-под обуви, чтобы продемонстрировать значение внутри-снаружи-вверху- внизу-на-под и назвать, где сейчас игрушка («Мяч был на коробке. Теперь он под коробкой»).
  • Познакомьте с буквами, чтобы алфавит не был совершенно чужим, когда начнется процесс обучения чтению, а также чтобы помочь произношению. Пойте песенку про алфавит, читайте книжки с алфавитом (начните с тех, где стоят знакомые ребенку слова: «а» — арбуз в этом возрасте лучше, чем «а» — антилопа), напишите имя малыша на его двери и начните подбирать слова, которые начинаются с той же буквы («М» — это Макс, а еще мама, машина, молоко»). Руководствуйтесь при этом интересами ребенка (или отсутствием заинтересованности).
  • Но воздержитесь от грамматических наставлений. Малыш гораздо успешнее освоит грамматику, если будет слышать, как говорите вы, нежели выслушивая критику его фраз. Говорите правильно сами, но не заставляйте ребенка следовать правилам. Пусть пока слова текут свободно, со всеми ошибками.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector