Игры в географию: до 7 лет и старше

Преимущества занятий по географии

Данный курс будет способствовать развитию речи:

  • Расширение словарного запаса. Дети узнают много новых названий предметов, народов, животных, связанных с изучением материков, смогут распределять их в группы (по континентам) по значению, назвать их обобщающим словом.
  • Ребенок легко сможет находить предмет (объект) по описанию его формы, цвета, предназначения.
  • Дети узнают новые названия рек, озер, океанов, морей, праздников, профессий, городов и т.д.
  • Ребенок сможет составить рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, придумать окончание к рассказу.

развитию логического мышления:

  • Находят различия и несоответствия в картинках.
  • Расставляют несколько картинок в нужной последовательности.
  • Находят пару предложенному предмету и объясняют их связь.
  • Выбирают нужный из 3-5 предложенных предметов (по ситуации).
  • Знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

развитию общего кругозора:

  • Дети будут знать и различать континенты.
  • Дети будут знать и показывать океаны на карте, глобусе.
  • Дети будут знать основных животных каждого континента.
  • Дети познакомятся с жителями изучаемого континента (страны)

Что мы делаем на занятиях по географии

Игра с глобусом помогает войти в тематику занятия, ненавязчиво закрепить знакомый материал, помогает создать картину целостности мира. Дети учатся различать сушу и воду, ищут разные континенты. Этому же способствует работа с картой. Рассматривая карту, дети получают научные знания в доступной форме (например, коричневый цвет на карте обозначает горы)

  • Подвижные игры используются на занятиях для смены видов деятельности. Особенность подвижных игр заключается в их тесной связи с изучаемой темой. Например, изучая Африку, играем в “Жирафиков”, Южную Америку – в “Пираний” и т.п.
  • Для знакомства с животным миром континента используются различные пособия – атласы, карточки, иллюстрации, книги. Для лучшего запоминания животных, используются наиболее яркие представители фауны, которые обитают только на данном континенте (Австралия – кенгуру, коалы, Африка – жирафы, бегемоты, Антарктида – пингвины, и т. д.).
  • На занятиях дети знакомятся с коренными жителями континентов, что дает возможность понять все разнообразие мира, приобщиться к мировой культуре. Мы изготавливаем головные уборы индейцев, африканские маски.
  • Рисование карты континента – это не только развитие мелкой моторики, но и интеллектуальная задача – попытаться правдиво передать рельеф местности. Карта – это точное контурное изображение материка.

Для детей от 4 до 8 лет.Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам 1,5 академических часа.В группе занимается до 10 человек.

4.00 of 5 — 2 votes

Thank you for rating this article.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.

В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут. Рассчитывайте уложить урок географии в это время

Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время

Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Наш дом — Земля

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?

Рассказываем детям о карте мира

Карты – это уникальные «картины», которые позволяют нам обозревать всю Землю. Люди рисовали карты испокон веков. Они исследовали леса, горы и реки поблизости и обозначали их особыми знаками. Так древние племена знали, как пойти далеко на охоту и не заблудится.

В мире проживало большое количество разных племен, у которых были свои маленькие карты. Люди тогда не знали, что наш мир – это огромная планета, шар с материками и океанами. Предки думали, что живут на диске, который лежит на спинах то ли слонов, то ли черепах. Стоит им пошевелиться, и на суше возникают землетрясения, а море начинает штормить.

Но время шло. Люди лучше исследовали Землю, объединили свои наблюдения в одну большую карту мира. Голубыми линиями они обозначили реки, синим цветом – моря и океаны, желтым – пустыни, зеленым – леса, белым – ледники. Чтобы все понять, ну нужно было знать язык другого народа.

В мире 6 материков: Евразия, Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка и Южная Америка. Они располагаются посреди океанов: Атлантического, Тихого, Индийского, Южного и Северного Ледовитого.

Мультфильм «Кругосветное путешествие»:

Наша Земля огромна. На планете проживает 7,5 млрд человек. Люди  принадлежат к разным народам, разговаривают на разных языках, отличаются внешним видом и многим-многим другим. Например, даже тем, что едят на завтрак. Различаются и страны, в которых они живут. В мире 197 стран. Одни из них стоят посреди пустыни, в других постоянно идет снег.

Удивительные факты обо всех странах в мире для школьников:

Цветные моря

Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.

А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.

Игры и задания для детей по географии

Лучше понять географию детям помогут интересные игры:

  • «Назови город на последнюю букву». Игроки по очереди перечисляют города. Например «МосквА», «АрхангельсК», «КалининграД» и т. д. Кто не сможет назвать город на заданную букву, тот проигрывает. Новичкам разрешается пользоваться картой.
  • «Нарисуй карту». Ребенку предлагается нарисовать карту своей комнаты, дома, двора, улицы и т. д. Для интереса можно спрятать клад, и обозначить его крестиком на нарисованной карте.
  • «Угадай страну по описанию». Ведущий описывает климат страны, традиции, обычаи, достопримечательности. Игроки должны как можно быстрее угадать ее название.
  • «Слова в словах». Ведущий пишет географическое название. Например, «Караганда». Игрокам нужно составить из букв другие географические названия. Прибавлять новые буквы нельзя. Например, «Караганда»: «Канада, Гана, Карадаг, Анкара».

В конце рассказа о какой-либо из стран будет полезно выполнить творческое задание. Попросите ребенка нарисовать страну так, как он ее себе представил. Можно сделать коллаж с наклейками, завести для работ отдельный альбом.

Планета Земля. Основные понятия.

Земля – это огромный шар-планета. На земле есть вода (океаны, моря, реки, озера и др.) и суша, горы, леса. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь.

Планета – это тело в космосе, которое вращается вокруг звезды.

Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Он находится высоко-высоко, выше неба. Космос начинается там, где заканчивается атмосфера, т.е. воздух. В космосе много звезд и планет. 

Посмотрите с малышом на ночное звездное небо. Звезды кажутся близкими, но на самом деле они далеко и дотянуться до них невозможно,. До космоса можно только долететь на специальном космическом корабле.

Солнце – это огромная горячая звезда в космосе, вокруг которой вращаются планеты. Солнце дает нам свет и тепло. Без него не было бы жизни на Земле. Без света погибнут растения, а без растений не будет кислорода (того, чем мы дышим).

Луна – спутник Земли. 

Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг другого.

Важные факты

  • Земля вращается вокруг солнца. Каким бочком она к нему повернется, тому и теплее – там лето, а на противоположной стороне – зима.
  • Земля вращается не только вокруг солнца, но вокруг самой себя (своей оси). День с той стороны, которую освещает солнце, а ночь – с противоположной.

Про глобус

Знакомясь с понятием «Земля», обязательно покажите ребенку глобус. Помните, что малышам нужна наглядность, поэтому нужно показать ему не плоское изображение, а шар, который можно покрутить, повертеть и рассмотреть детально. Уже после знакомства с глобусом можно переходить к карте.

Поясните, что глобус – копия Земли, но очень-очень маленькая. Настоящая Земля такая огромная, что ее невозможно обойти пешком. Чтобы объехать или облететь Землю, понадобится много времени.

Какие цвета есть на глобусе?

  • Голубой – вода;
  • Желтый – возвышенности (холмы);
  • Зеленый – зелень
  • Коричневый – горы
  • Белый – снег и лед.

Обязательно покажите картинки, на которых можно детально рассмотреть горы, леса, воду и пр

На улице также обращайте внимание на зелень, воду и др., проговаривайте цвета. Во время путешествий не упустите возможность показать крохе горы, море и др.

Про заботу о Земле

Важно с малых лет прививать ребенку любовь к окружающему миру. Расскажите ему о том, что люди не берегут нашу планету и мусорят, что выхлопные газы от машин загрязняют воздух и т.д

Приучайте кроху выбрасывать мусор на улице только в урну, расскажите о правилах поведения в лесу и на водоемах. Поясните, что растения дают нам кислород, поэтому нужно заботиться о них. Будет отличной идеей совместно с папой посадить в лесу или парке деревце и помочь планете.

География в начальной школе

География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.

Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.

Игры и полезные пособия

Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?»

Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:

  • «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
  • «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
  • «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
  • «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
  • «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
  • «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
  • «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.

Играем в «Города»

«Алапаевск — Краснодар — Рязань и т.д.» Это хоть и банально, но развивает не только географические представления, но и грамотность (на какую букву начинается – заканчивается название города), внимание (какой город уже называли, какой — нет), память. А главное, такая игра позволяет легко скоротать время в дороге или в очереди

Мне нравится играть еще и в географические названия. Тут по тому же принципу можно называть страны, континенты, моря, реки, горы и т.д. Естественно, при этом стоит уточнять, о каком именно объекте идет речь, чтобы у ребенка не вышло каши в голове из названий стран и городов.

Можно играть в страны — столицы. «Китай — Пекин», «Япония — Токио». Или задавать географические «задачки» — «Эта страна находится на юге Европы и по форме напоминает сапог», «Эта страна занимает целиком один континент» и т.д. Если найти отгадку для начала трудно, подскажите, каким цветом страна обозначена на карте. Причем пусть ребенок тоже задает вам вопросы, а не только вы ему. Чаду будет очень интересно наблюдать, как мама изо всех сил вглядывается в карту в поисках континента, похожего на перевернутое вверх ногами кресло. Ребенок и не такое в очертаниях может найти!

География на прогулке

Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!

Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду

Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве

Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?

В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?

Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.

Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.

Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.

Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.

Берег левый, берег правый…

А как насчет азов географии, которые можно изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как «устроена» самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность. Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек на самом деле никакой не ручеек, а широкая и бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега — левый и правый. Разберитесь с малышом где какой и отправляйтесь в путешествие.

Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка-реки. Исток (то место, где река начинается) у дождевого ручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет — то у вершины сугроба. Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и «питаются» талым снегом и родниками. Вот и наш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к нему присоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее. Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Продвигаясь вниз по руслу ручья, вы с малышом непременно увидите эти ручейки-притоки. Русло реки не бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия и образуя излучины.

По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по «равнине» бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели, и пороги. Все как у настоящей реки. А вот ответвление в сторону и — озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру. Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместе с другими такими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа — миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с морем называют устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья — вот вам и искусственное водохранилище. А сколько «околоводных» тем можно затронуть во время такой прогулки — даже не перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать дома на тему рек, морей и кораблей!

Кстати, «географическим» строительством можно заняться и на песчаном пляже. Так здорово вместе с малышом возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища.

И конечно как можно больше путешествуйте с малышом. Пожалуй, это самое лучшее и полезное изучение географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди… В раннем детстве у ребенка формируется способность воспринимать новые впечатления. А дальше на этот стержень нанижется любознательность и легкость в овладении новыми навыками. Но не только дальние путешествия, а даже поездки в окрестностях родного города дадут возможность крохе лучше понять и осознать устройство нашей удивительной планеты. И, конечно, помогут узнать и полюбить свой неповторимый край, будут способствовать формированию грамотного отношения к природе, экологического мировоззрения. Интересных открытий и удивительных приключений вашему маленькому географу!

Юлия Ильяшенко
Статья предоставлена журналом «Мама и Малыш» № 08 2007 год

Ищем клады

Любая карта — это схематическое изображение местности, ее план. Начните с того, что нарисуйте план вашей квартиры и отметьте на ней спрятанные для ребенка подарки — «клады», которые он должен отыскать, руководствуясь картой.

Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.

Наверное, помните, как в школе изучали топографичекие знаки — «лес», «сад», «болото», «железная дорога», «река» и другие? Можно показать их ребенку, а потом попробовать попутешествовать по готовой карте где-нибудь за городом, в сельской местности. Еще интереснее нарисовать такую карту самим во время загородной поездки.

Собственно говоря, а зачем нам непременно стандартные топографические знаки? Мы можем придумать и свою систему условных обозначений объектов на местности, зарисовать ее и теперь придумывать свои карты близлежащих дворов. Вечером можно предложить папе определить, какой из дворов вашей округи вы изобразили (предварительно, познакомив его с вашими условными обозначениями, конечно). И, наконец, прячем «клад» (красивый камушек, например) в потайном дупле старой яблони, наносим его на карту. И играем в «Остров сокровищ»!

Смотрим кино

В канун первого класса мы дочкой взялись смотреть «В поисках капитана Гранта». Сюжет, как и любой другой у Ж. Верна, захватывает. Но еще интереснее, когда под рукой есть карта, по которой можно после каждой серии следить за продвижением героев в их пути, полном приключений, строить свои догадки о нахождении Гранта, а заодно научиться определять долготу и широту.

Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»

Спустя пару лет мы зачитывались повестями Дж. Даррелла — человека, собиравшего животных для своего зоопарка по всему миру. «Под пологом пьяного леса», «Земля шорохов», «Поймайте мне колобуса» и другие не только заставляют посмеяться и поплакать, учат бережному отношению ко всему живому, но и открывают простор для изучения многообразной природы нашей планеты. И снова мы водим пальчиком по карте, чтобы проследить маршрут путешествия Даррелла и его команды.

На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.

География — Познавательная игра по географии для учащихся 5 класса «Полундра»

Публикация «Познавательная игра по географии для учащихся 5 класса…»
Цель внеклассного мероприятия: воспитание гражданственности, активной жизненной позиции. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Сегодня мы проводим игру среди пятых классов. В игре участвуют пять команд. Командам предстоит отправиться в…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Открытый урок по географии «Китай»
Ход урока: 1. Организационный этап

Преподаватель настраивает на работу студентов, организует внимание. Здравствуйте коллеги и студенты

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Зарубежная Азия. Австралия». Давайте вспомним этот материал, так как сегодня мы с вами продолжим это…

Проект в подготовительной группе «География для путешественников»
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители. Тип проекта – образовательный

Продолжительность – долгосрочный (сентябрь-май) Возраст: 6-7 лет Актуальность Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать..

Дидактическая игра «Дети и география»
Дидактическая игра «Дети и география» Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны…

География — Консультация «Учиться географии — интересно»

Статья «Консультация «Учиться географии —…»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» Ян Амос Коменский, (1592-1670) чешский педагог, гуманист В эпиграфе статьи мною выбрано изречение великого чешского педагога, гуманиста и мыслителя Яна Амоса Коменского. Оно…

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии
Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова Алла Юрьевна г. Нижний Новгород 2018г. Сегодня Российское образование находится в такой ситуации, когда темпы сменяемости и обновления знаний…

План кружковой работы по основам географии в средней группе «Маленький путешественник»
План кружковой работы в средней группе «Солнышко» занимательная география детям. «Маленький путешественник» Разработал воспитатель: Ахметзянова А.Ф Красноярск . «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой….

Конспект внеклассного мероприятия географии «Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой» для 8–9 классов
Конспект внеклассного мероприятия по географии. (8, 9 классы) Тема «Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!». Цель: развитие творческого потенциала учащихся в результате проектной деятельности. Задачи. 1. Дать представление о своем крае, определить положение его на…

Страницы:

Интересная география для детей 5, 6, 7 лет. Советы начинающим педагогам

Сейчас все больше и больше школьных предметов вторгаются в жизнь к дошкольникам, не исключением стала и география для детей 5,6,7 лет. Разработано множество занятий по этой сфере образования, но далеко не все понимают специфику дошкольного обучения. Для тех, кто не связан с этим представляются глобусы, контурные карты и сложные вычисления широты и долготы координат. У малышей же все по другому, для них главной задачей становится получение базовых знаний о природе, флоре и фауне, ее особенностях и разнообразии, элементарных знаний о своей стране, городе.

Для этого воспитателями дошкольных образовательных учреждений проводится серьезная работа по подготовке учебного пространства группы, методических и дидактических материалов.

Что же нужно, чтобы преподавать интересную географию детям 5,6,7 лет? Разберем по пунктам:

  • Необходимо организовать живой уголок или уголок природы, для того, чтобы дети наглядно видели, как правильно относится к природе, как ухаживать за ее представителями
  • Собрать демонстрационный материал, состоящий из игрушек, картинок, иллюстраций, художественных произведений, дидактических игр
  • Знакомить детей с элементарными географическими понятиями, среди которых стороны света, компас, карты, глобус, материки, моря, океаны, реки, горы, равнины и др.
  • Проводить экскурсии, экспедиции, выставки, конкурсы творческих работ
  • Поощрять собирание гербариев, природных камней и минералов, изготовление поделок и творческих композиций из них(что позволяет познакомится с особенностями изучаемого объекта)
  • Организовывать занятия – опыты, наблюдения во время прогулки направленные на применение на практике полученных знаний (мох растет с северной стороны, крона дерева больше и пышнее с юга)
  • Создать своеобразный музей природы, экспонаты в который должны приносить детки. Это могут быть фото и открытки, диковинные раковины и кораллы, камни, картинки изображающие различные погодные явления (включая стихийные бедствия)
  • Учить детей составлять карты знакомой местности – группы, территории сада, дороги домой и т.д. Это можно делать в идее игры в путешественников, пиратов, ищущих по карте спрятанный другими детьми или воспитателем клад.
  • Использовать в занятиях по конструированию специфические игры, например «Построй город …». Демонстрационным материалом в такой игре могут стать карточки-изображения инфраструктуры самых крупных и известных городов – Биг Бен Лондона, Эйфелева башня Парижа, Красная площадь Москвы и т.д.

Несколько советов начинающим педагогам:

Очень нравятся малышам занятия с волшебными путешествиями. Можно переносится в любую точку мира на ковре-самолете, волшебным поездом, с помощью волшебной палочки. Дети должны иметь представление о животных пустынь, тропиков, полюсов, морских и океанических обитателях, знать, где всегда тепло, а где вечная мерзлота, почему маловероятна встреча в природе белого медведя и африканского слона.

Быть всегда интересным детям, которых вы учите, вам поможет только фантазия и находчивость в работе, стопроцентная отдача свому делу, безграничная любовь к детям. Если вы отвечаете всем вышеперечисленным требованиям никакие инновации и вариации программ вам не страшны, и география для детей 5,6,7 лет станет просто веселой и увлекательной игрой!

Заключение

Как вы поняли, обучение ребенка географии нельзя возлагать только лишь на учителя. Порой даже самый творчески настроенный педагог физически не может дать ученикам то, что могут дать им родители. Это неудивительно, ведь учитель один, а детей много, каждый со своими задатками, способностями и потенциалом.

Прогулки, опыты, эксперименты, путешествия в соседний парк или даже страну, мини-исследования, первые открытия и самостоятельные выводы – вот то, что сможет по-настоящему вовлечь школьника в изучение науки, вызвав в нем неподдельный интерес. Все это можете дать ему вы, родители, поэтому не упускайте возможность быть рядом с ребенком и вместе с ним проходить этот путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector