Пальчиковые игры для детей до года и старше

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).  

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Рыбки

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют волнообразные движения в воздухе.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.
Лежало большое бревно на песке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими «ныряющее» движение.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Быстро качают ладонями (дрожь).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
Плывите скорей, чтобы не проглотил!»

Цель и задачи пальчиковых игр

Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.

Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.

Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.

С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.

Как сделать игрушки самому

Если вы хотите изготовить пальчиковые куклы самостоятельно, то сначала определитесь, из какого материала будете делать. Если из фетра, то можно сделать игрушку по такой схеме:

Сделать схему выкройки героя на бумаге – заднюю и переднюю части

Обратите внимание на размер, чтобы игрушка держалась на пальце. Также подберите подходящий тон ткани.
Перенести выкройку на ткань и вырезать по контуру

Сшить детали, оставив отверстие внизу для пальца.
Оформить мордочку или лицо персонажа, в зависимости от того кого вы шьете. Можно вышивать, а можно нарисовать маркером.
Можно оформить также и туловище – людям сшить одежду, зверям дорисовать некоторые элементы меха.

При изготовлении героев из бумаги вам понадобятся такие материалы: цветная бумага или картон, клей, ножницы, фломастеры или краски.

Изготовить героя можно по такому плану:

  1. Если у вас герои будут на основе, то сделайте колпачки-заготовки, которые потом будут надеваться на пальцы, на каждом колпачке будет приклеен сам герой.
  2. Из цветной бумаги сделайте героев и приклейте их к колпачкам.
  3. Дорисуйте недостающие элементы сказочным героям.
  4. Изготовьте необходимые декорации для сказок.

Если вы хотите порадовать ребенка необычной игрушкой, то изготовьте ее из перчатки. Такие атрибуты шьются очень быстро и не занимают много времени. Необходимо отрезать от перчатки все пальцы и на их основе сделать сказочных персонажей, формируя их образ ушками, носиками, глазками и т. д. Можно также украсить героев аксессуарами – шляпами, платочками, бусами и т. д. Очень удобно то, что изготовив персонажей для одной сказки, их также можно использовать и для другой.

В этом деле можно проявить фантазию и творчество, которое ваш ребенок оценит наверняка. Если малыш постарше, то можно его тоже привлечь к изготовлению персонажей.

Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?

Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.

Разминка включает в себя:

  • поглаживание ладошек;
  • поглаживание всех пальчиков;
  • загибание всех пальчиков;
  • лёгкие похлопывания ладошками;
  • соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).

Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно

После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.

Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.

Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.

Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.

Подключать простые стишки с 4 месяцев.

Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.

Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.

Советы для начинающих:

Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.

Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.

Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.

Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1

Можно придумывать свои.

Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится

Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?

Ветер

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы).
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь неподнимать локти.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Деми «машут»ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой…
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают и закрывают рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку: Глазки, бровки, ушки, щечки, Носик, ротик, оборотик. Пальцы, ножки, огуречик. Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка. Стенка, стенка (похлопайте по щекам). Потолок (погладьте лобик). Две ступеньки (потрогайте губки). Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши. Полетела птичка-мать Малышам жуков искать. А птенцы сидят в гнезде, Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок: Сорока-белобока печку топила. Сорока белобока кашку варила. Сорока-белобока деток кормила: – Этому дам, и этому дам, И этому дам, и тому дам. А вот этому не дам. Он дрова не рубил, И печь не топил, И воды не принес, И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами. Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони). Подай, мама, молоток (поменяйте руки). А не дашь мне молотка (снова меняем). Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами. На дверях у нас замок (покачать замком из рук). Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.) Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев). Покрутили (покрутите руками). Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:

Выбор водящего в игре

Вот несколько считалок, с помощью которых можно легко и интересно выбрать ведущего в любой игре со сказочными героями.

* * *

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот водить пойдет!

* * *

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

После этих слов игрок, на котором остановилась считалка, называет любое число. Теперь ведущим становится тот игрок, на которого выпадет названное число.

* * *

Катилось яблоко по блюду.

Ты води, а я не буду.

* * *

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

* * *

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет, вон пойдет.

* * *

Лиса по лесу шла,

Лиса кору драла.

Лиса лапотки плела —

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

* * *

Катилась торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

* * *

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон!

* * *

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, три рубля.

* * *

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка —

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Спрятаться захотел.

Кто его найдет, тот и водит.

* * *

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

* * *

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела — нам велела,

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

* * *

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь, и не в пшеницу,

А до самой до столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет.

* * *

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

* * *

Погляди на небо —

Звезды горят,

Журавли кричат:

«Гу-гу! Убегу!»

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

* * *

Петушок, петушок,

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

* * *

Жили-были я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

* * *

У линейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота,

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга!

* * *

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

* * *

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз-два-три-четыре-пять!

* * *

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Звери на пожар спешили,

Вместе все пожар тушили!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ты пойдешь тушить опять!

* * *

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мыши вон!

* * *

Как на нашем сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

* * *

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь ты!

* * *

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

* * *

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем.

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей.

* * *

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

РАЗДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ КОМАНД

С помощью считалки выбираются 2 капитана команды. Все остальные игроки загадывают себе название животного или птицы. Потом игроки подходят к капитанам и говорят вслух загаданные слова, не сообщая, кто какое слово загадал. Например: «Сергей, ты кого выбираешь — ласточку или грача?» — «Ласточку». Значит, «грач» встает за вторым капитаном. Таким образом происходит разделение всех игроков на команды.

Упражнение «Фигуры из пальцев»

Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!

Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.

Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.

Начните с простых фигур.

  1. Зайчик — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
  2. Гусь — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..

Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

Часто играете со своим ребёнком в пальчиковые игры?

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector