Занятие по ознакомлению детей с народным искусством в старшей группе. рисование «городецкая роспись деревянной доски»
Содержание:
Изобразительное искусство
Городецкая роспись
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.
В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома — ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла — настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок.
На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
А Л. Беспалова. Сундучок-скамеечка.
Ф. Касатова. Доска разделочная. Городец. 1980 г.
Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.
Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.
Донце прялки расписное. Фрагмент. 19 в.
Л. Мельников. Донце прялки резное с росписью и инкрустацией. Городец. 1866 г.
Коробочка. Городец
Сначала мастер крупной кистью делает замалевок — цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
Роспись купавок и розанов
Л. Беслалова. Панно «Цветы». 1980-е гг.
В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Детские работы. Гуашь
Задание
Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.
Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?
Вопросы
-
В чем своеобразие городецкой росписи?
-
Как удается мастеру цветом создать радостное настроение?
-
Что украшает городецкий цветок или птицу?
- Какие предметы делают современные мастера?
Актуальные приёмы для городецкой росписи
Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.
У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе
Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.
Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке
Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:
Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью
При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.
Тенёвка
Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.
Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.
Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи
Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.
Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.
Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете
Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).
На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.
Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.
Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.
Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки
Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.
Мастер-класс городецкой росписи
Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.
Подмалевок
Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.
Начинаем с прорисовки фона
Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.
На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто
Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным
Теневка
На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.
Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.
Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.
Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.
Разживка
Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.
Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.
Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.
Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.
Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.
О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску городецкой росписью – фото и видео, описание».
Дерзайте!
Ход ОДД:
Вводная часть
Чтение стихотворения:
Нарисуем мы цветы,
Небывалой красоты
И «розаны» и «бутоны».
Что бы ожили цветы,
Нарисуй оживку ты.
Да добавь еще листочки
Ведь без листьев нет цветочка.
Вот тогда-то Городец
Ты не спутаешь вовек.
— Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?
(Городецкая роспись).
— Кто знаком с городецкой росписью?
Основная часть
На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город — крепость. (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд 3, 4)
Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 5)
Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.
Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы — поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.
Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.
В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).
В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:
детские стулья, столы (слайд 7, конь – качалка, (слайд 8)
шкатулки, чашки (слайд 9)
разделочные доски,блюда, хлебницы (слайд 10)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева. (Слайд 11,12)
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.
Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 13,14).
— Элементы городецкой росписи:
— бутон;
— розан;
— купавка или роза;
— ромашка.
(слайд 15).
— Давайте рассмотрим этапы росписи розы (слайд 16).
Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.
Когда вся композиция намечена
Третий этап – оживка.
Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся.
Спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
— Сегодня, мы будем расписывать разделочную доску. Рисовать мы будем элементы розу и листья.
Практическая работа.
Роза выполняется розовым цветом. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски. Обозначают центр цветка и лепестки. У розы центр рисуют в верхней части цветка. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Роза отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в верхней. Роза в росписи Городца окружена скобками — лепестками разного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Ход деятельности:
Дети входят в группу под музыку (русская народная, садятся на стульчики.
Просмотр театрализованного представления.
Воспитатель: Послушайте сказку.
Жила — была в одном селе девушка по имени Марья.И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали ее за это Марья — Искусница.
Прослышал о Марьи Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. Марья — Искусница превратилась в красивую Жар Птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (показ слайда №1, №2). Дымковские мастера делали игрушки из глины.
Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. (слайд №3, №4) Очень весело и интересно стало жителям. Стали они делать игрушки из глины, свистульки.
А еще одно перышко упало в древний город Городец. (слайд №5, №6)
И зародилась там.? Как называлась роспись по дереву в городе Городец? (ответы детей).
Рассматривание изделий.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько изделий расписанных городецкой росписью.
— Это городецкая роспись, как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца
Чудо роспись Городца.
— Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (розан, купавка, бутон, листья).
— Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы.)
— Какие цвета используются в росписи? (красный,синий, зеленый, белый, черный.)
— Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляет, освежает рисунок.
Практическая часть.
Дети я предлагаю вам побыть городецкими мастерами и расписать посуду. Приглашаю вас пройти в мастерскую. (дети садятся на свои места). Мастера очень серьезно относились к своей работе, не мешали друг другу и выполняли работу аккуратно. (во время работы звучит музыка)
1. Мы должны составить композицию.
Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие.
2. Делаем подмалевок для «купавок» и «бутонов»
(обращаем внимание детей на схему поэтапного рисования «купавок»)
— Какие используем цвета для подмалевка? (розовый, голубой).
— Как их получить (ответы детей, смешивание красок на палитре)
Физминутка
Дадим нашим подмалевкам подсохнуть. А сами немного отдохнем
Распускают лепестки
Наши алые цветы. (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (встряхивают кистями рук)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (сцепляют руки над головой)
Головой качают,
Тихо засыпают. (приседают)
3. Далее прорисовываем цветы.
-Что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветы?
Какую краску используем? (красную, синюю)
4. Рисуем листья.
5. Наносим «оживку»
Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь,напоминая правила:
Краску лишнюю на кисти
Очень долго не держи.
Чтоб не капнула на листик,
О край баночки сними.
Кисть промой водою чистой,
О салфетку промокни,
Новой краски набери.
Выставка работ
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить свои работы.
— Мастера и мастерицы посмотрите, что у нас получилось.
Отметить детей, которые составили свою композицию, аккуратность в работе. Тактично указать на недочеты в работе.
Подведение итогов
— Ребята, какими мастерами мы сегодня были? (городецкими мастерами). (Дети читают стихи)
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Кто рисует — Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы-
Это все для красоты.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это все для Городца.
Основные художественные приёмы
Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.
Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:
-
Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
- Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
- Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
- Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
- Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.
Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:
-
Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
- Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
- Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.
Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.
Как выполняют городецкую роспись
Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить. Техника выполнения городецкой росписи значительно проще, чем хохломской росписи, особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом. Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений.
Подготовка к занятию
Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).
На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске
На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.
Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета
При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).
Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево
Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.
Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины