Иппотерапия для детей: как лечит верховая езда

Когда может помочь иппотерапия

Сегодня ученые и специалисты тщательно исследуют влияние лошади на организм человека во время верховой езды, но один вывод уже сделан — сфера применения такой терапии достаточно широка.

При помощи лошади и езды на ней можно бороться с такими заболеваниями, как:

  • нарушение двигательной функции (инвалидность);
  • сбои работы органов чувств;
  • аутизм и болезнь Дауна;
  • множество психических заболеваний;
  • послеоперационный период;
  • проблемы с социальной адаптацией;
  • афазия, девиантное поведение;
  • полиомиелит;
  • склероз;
  • болезни позвоночника и суставов;
  • утерянное зрение, а также слух;
  • атаксия;
  • ДЦП и другое.

Помимо этого нужно понимать, какие новые возможности открывает тесный контакт и взаимосвязь с лошадью. Ученые говорят о том, что терапия лошадьми позволяет:

  1. Побороть в себе вынужденную гиподинамию.
  2. Активизировать и усилить мышечную силу.
  3. Помочь в социальной адаптации людей с инвалидностью.
  4. Улучшить либо полностью восстановить утерянные функции различных систем и органов человека.

В военное время езда на лошади применялась в лечебных целях для людей, переживших ранения и операции. Позже иппотерапию назначали детям с нарушением двигательной функции, отклонениями в развитии и с проблемами психики. Сегодня лошадь помогает многим людям излечивать болезни суставов и позвоночника, укреплять мышечную массу и оздоровить организм после перенесенных стрессов и хирургии.

Виды анималотерапии

Среди всего разнообразия пэт-терапии можно выделить две основные категории – ненаправленная и направленая. Ненаправленная заключается в ежедневном общении со своими домашними любимцами, без профессионального психотерапевтического воздействия.

Направленная – это вид анималотерапии, который используется в конкретных лечебных целях, под руководством специалиста. В данном случае общение происходит со специально обученными животными.

При проведении сеанса анималотерапии используются не только привычные для нас собаки и лошади.

В зависимости от того, какое животное используется, пэт-терапия делится на виды:

1. Иппотерапия – терапия с помощью лошадей. Может использоваться для всех возрастных категорий. Показана при психических и неврологических нарушениях, а также при физиологических проблемах, таких как последствия инсультов, паралич, ДЦП. Езда развивает координацию и способствует укреплению мышц разных групп. Также происходит массаж ног за счет движений тела животного, что улучшает кровообращение в нижних конечностях. Основной способ езды – аллюр.

2. Каннистерапия – лечение с помощью собак. Занятие проходит со специально обученной собакой, которая может быть как основным методом, так и сопроводительным при различных психотерапевтических воздействиях, и даже на занятиях логопеда. Так как собака оказывает сильное положительное эмоциональное влияние, ее помощь необходима при развитии мотивации двигательной активности, лечению последствий стрессогенных ситуаций, улучшению способности концентрации внимания, устойчивой стабилизации психического состояния при аутизме, ДЦП, гиперактивности, синдроме Дауна. Для каннистерапии отбираются определенные породы собак, которые благосклонно относятся к человеку, терпеливы и неагрессивные, не декоративные.

3. Дельфинотерапия – лечение с помощью дельфинов. Эти животные являются одними из самых умных на планете и просто незаменимы при лечении проявлений ДЦП, аутизма, СДВГ, синдроме Дауна, депрессивных расстройствах, умственной отсталости и тому подобное. Процесс прохождения сеанса дельфинотерапии предполагает выполнение определенных упражнений под наблюдением специалиста, поэтому не стоит спутывать его с простым плаванием с дельфинами.

4. Фелинотерапия – лечение общением с кошками. Многие люди даже в домашних условиях не могли не заметить, что кошка – удивительно чуткий диагност. Она ложится на место, которое болит, а так, как температура тела животного выше, чем у человека, довольно быстро наступает облегчение и боль проходит. Но это не единственное свойство котов. Благодаря безмятежному отношению к жизни, они способны создать расслабляющий эмоциональный фон и пригодятся при лечении большинства недугов. Полчаса погладьте кошку – и ваше давление и сердечный ритм в норме. Также, кошки являются незаменимыми при лечении психоэмоциональных нарушений, заболеваниях дыхательных путей, и опорно-двигательного аппарата. Как элемент реабилитационной помощи такая анималотерапия используется при лечении наркомании и алкоголизма. Отдельно следует выделить благотворное влияние мурлыканье кошек, ведь его частота от 16 до 44 Гц способствует стабилизации нервной системы, улучшению иммунитета и запуска регенеративных процессов организма человека.

5. Ентомотерапия – терапия с помощью насекомых. В основном речь идет об использовании продуктов, которые производят насекомые – яд, пчелиный мед и тому подобное. Но нередко в народной медицине встречается лечение радикулита, венозного застоя и других недугов с помощью укусов насекомых. Отдельным подразделением данного вида является апитерапия – лечение пчелиным ядом.

6. Герудотерапия – лечение медицинскими пиявками. Используется при варикозном расширение вен, тромбозе, заболеваниях кожи, гайморите, гинекологических заболеваниях и т. д. Принцип использования основан на свойстве слюны этих животных проникать глубоко в кожу и разноситься кровеносными сосудами по всему организму. Но не стоит использовать этот метод без присмотра специалиста, не изучив условий его использования.

Сегодня существует более 2000 разновидностей животных для проведения пэт-терапии. Среди них ламы, козы, кролики морские свинки, различные виды насекомых, в Австралии – кенгуру, а африканские племена используют даже крокодилов.

«Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Адаптивная физическая культура» (для специалистов без опыта верховой езды)

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Образования

«Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет»Обособленное структурное подразделение дополнительного профессионального образования специалистов

 «Академия менеджмента и агробизнеса»

Федерация конного спорта Санкт-Петербурга

Центр развития оздоровительной верховой езды «Поли-Эко»

Руководство курса: Слепченко Юлия Алексеевна, руководитель КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии; Вишневская Ирина Сергеевна, старший тренер КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии

Профессиональная переподготовка: Дает право на новый вид профессиональной деятельности в сфере: тренинга терапевтических лошадей.

Документ по окончании: Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Тренинг терапевтических лошадей», дающий право профессиональной деятельности в сфере: иппотерапии, адаптивной верховой езды, тренинга терапевтических лошадей.

Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Иппотерапия. Адаптивная верховая езда. Адаптивная физическая культура», дающий право профессиональной деятельности в сфере: иппотерапии, адаптивной верховой езды, адаптивной физической культуры.

В дипломе – приложение, где указываются все дисциплины учебного курса с оценками, место прохождения практики.

Условия приема на курс, документ для зачисления: Для поступления необходимо иметь образование (ВУЗ, техникум) в любой сфере, опыт в работе с лошадьми желательно.

  • копия паспорта: 1 стр. и стр. прописки;
  • копия диплома об образовании и приложения к нему:
  • 2 фото (3х4).
  • страховка для занятий по верховой езде 

График занятий: 2 месяца, возможно прохождение в 2 этапа (весна-осень), полная занятость 5-6 дней в неделю с 10.00 до 17.00

Практические занятия: Практические занятия проводятся на базе конного клуба «Поли-Эко», 3 раза в неделю: практика по оздоровительной верховой езде.

Страхование: Для прохождения практики необходимо будет оформить страховку (возможно в КСК «Поли-Эко», 650 руб. на год)

Необходимая экипировка: Необходимо иметь удобную одежду для верховой езды (занятия по иппотерапии), шлем желательно.

Преподаватели: Слепченко Юлия Алексеевна, дефектолог, логопед, доктор остеопатии, инструктор по иппотерапии; Вишневская Ирина Сергеевна, старший тренер КСК «Поли-Эко», инструктор по иппотерапии; Сочеванова Ольга Андреевна, старший тренер сборной команды России по параолимпийской выездке; Сладкова Наталья Александровна, педагог-психолог, директор Региональной Общественной Организации «Центр взаимной интеграции «Аккорд»; Цымбал Антонина, медицинский психолог.

Основные дисциплины учебного плана:

  • Техника безопасности.
  • Медицинские аспекты иппотерапии.
  • Специальная педагогика и психология.
  • Тренинг терапевтических лошадей.
  • Практика. Иппотерапия.
  • Итоговая аттестация.

Практика: Обучение в период 2 последние недели – это в основном дополнительная практика по верховой езде и оздоровительной верховой езде, подготовка к итоговой аттестации, написание дневников практики, итоговая аттестация в виде экзамена. Слушатели из хозяйств по желанию могут проходить практику у себя в хозяйстве, остальные будут проходить практику в КСК «Поли-Эко».

Иногородние слушатели после итогового экзамена могут уехать домой, дневники практики прислать по электронной почте, итоговые документы отправляем заказным  письмом.

Проживание для иногородних: Гостиница Академии, адрес: СПб, Шушары, Пушкинская, 12. Телефон: (812) 451-09-81. Минимальная стоимость 550 руб. в сут.,

800 руб. – номера с удобствами.

Бронирование гостиницы осуществляется самостоятельно или через куратора 8(921) 746-32-67 Головина Татьяна

Адрес/проезд: Теория — Академия

Адрес: Санкт-Петербург, Шушары, ул. Пушкинская, 12,от м. Звездная марш.т. 479, авт. 34.

Практика — КСК «Поли-Эко»

Адрес: Всеволожский р-н, пос. Колтуши, дер. Токкари, от м. Ладожская марш.т. и автобус 531 до пос. Колтуши, далее пешком 800 м

Запись: ОСП ДПОС «Академия менеджмента и агробизнеса» СПбГАУ

Тел./факс: (812) 451-09-79 — учебный отдел

Кураторы:
8(921) 746-32-67 Головина Татьяна
8(911) 166-16-30 Крылова Анастасия

Стоимость занятий

Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.

Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация «Зеленый мир детства» проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.

В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация «Поводья жизни», что находится в городе Алушта, Республика Крым.

Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.

Отличительные особенности

Лошадь является эмпатом, т.е. обладает способностью перенимать эмоциональное состояние человека. Животное чутко воспринимает слова, мимику, поведение и жесты человека, помогая снять напряжение и подавленное состояние психики. Методика работает как разновидность лечебной физкультуры, базируется на взаимодействии с движениями коня. Лошадь для иппотерапии выбирают с подходящим темпераментом и качеством походки.

Тщательно подбирается седло для иппотерапии. Оно должно быть приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Его конструкция позволяет поддерживать правильную осанку, мягкость и глубина посадки обеспечивают защиту от ударов. Непроизвольные движения ног блокируются анатомическими бенфуторами. Используются страховочные ремни для фиксации нижних конечностей.

Данное реабилитационное направление находит широкое применение в психосоциальной интеграции инвалидов. Отмечается высокая эффективность при коррекции:

  • функциональных нарушений двигательного аппарата;
  • неврологических и психических расстройств.

Главным преимуществом метода является комплексное воздействие при лечении различных патологий. Стандартные восстановительные техники не дают такого эффекта, действуя односторонне.

Показания к иппотерапии у детей и взрослых

Иппотерапия в составе комбинированной терапии показана к применению для лечения и реабилитации при следующих состояниях и заболеваниях у детей и взрослых:1.Неврологические синдромы:

  • Детский церебральный паралич;
  • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
  • Травмы спинного мозга;
  • Врожденные нарушения работы ЦНС;
  • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
  • Радикулиты.

2.Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата:

  • Нарушения осанки;
  • Сколиоз;
  • Пороки развития рук или ног;
  • Состояния после ампутации рук или ног;
  • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
  • Параличи и парезы;
  • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеохондроз;
  • Артрозы;
  • Дистрофия мышц.

3.Коррекция моторики и развитие психических, социальных навыков при генетических заболеваниях:

  • Синдром Дауна;
  • Синдром Ретта.

4.Другие расстройства психической и моторной деятельности:

  • Поражение зрения и слуха;
  • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
  • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
  • Расстройства чувствительной интеграции;
  • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
  • Неврозы;
  • Шизофрения;
  • Депрессия;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Эмоциональные расстройства;
  • Аутизм;
  • Неспособность находиться в социуме;
  • Девиантное поведение.

взрослым людям показана иппотерапия в составе комплексного лечения следующих заболеваний:

  • Рассеянный склероз;
  • Постинсультные осложнения;
  • Постинфарктные состояния;
  • Состояния после черепно-мозговых травм;
  • Алкогольная и наркотическая зависимости;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.

бронхитаастмысахарного диабетасердца

Иппотерапия для детей с аутизмом

Специалисты рекомендуют занятия иппотерапией детям с аутизмом. Такие дети отличаются гипер- или гипоактивностью. Для них мир полон раздражителей: слишком яркий свет, очень громкие звуки, чересчур много людей вокруг. Уход в себя у детей-аутистов — это способ защититься от внешних воздействий. Основной задачей реабилитации таких детей является вызывание на контакт, развитие их коммуникативных навыков. Лошадь является отличным посредником между детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и внешним миром.

Дети с аутизмом поначалу не реагируют на четвероногого лекаря или отказываются подходить к нему. Ничего страшного в этом нет: такому ребенку свойственно отгораживаться от всего незнакомого. Постепенно ему становится интересно общаться с конем, ощущать его тепло, чувствовать мощь этого красивого животного.

Кому нельзя?

Несмотря на все достоинства иппотерапии, есть список заболеваний и особенностей, при которых занятия с лошадью категорически противопоказаны.

  • Непреодолимый страх перед животным;
  • Острая форма аллергии к животному, индивидуальная не переносимость;
  • Воспалительные изменения;
  • Нестабильность позвоночника (постоянные костные деформации позвоночника);
  • Подвывих тазобедренных суставов;
  • Сердечно-сосудистая недостаточность;
  • Тяжелая артериальная гипертония с гипертоническими кризами;
  • Гемофилия;
  • Острые почечные заболевания;
  • Хронические заболевания в период обострения;
  • Эпилепсия и эпиактивность.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Конная терапия предполагает эффективное лечение по двум направлениям: психология человека и его физиология. Чтобы понять целесообразность такой методики зоотерапии, следует более детально раскрыть сферу влияния в обоих случаях.

Психология

Даже здоровый человек при контакте с лошадью получает массу впечатлений и положительных эмоций, что уж говорить за больного пациента. Главное, чему обучает лошадь своего наездника — раскрепощение и вера в себя. Этот фактор является самым важным для лечения больных детей, в процессе дружбы с лошадью ребенок исключает чувство конкуренции, злобы, а концентрируется исключительно на привязанности, преданности и любви.

Любые расстройства психики и проблемы с адаптацией легче лечатся за счет лошади, так как во время езды с ней нет нужды разговаривать. Здесь лишь стоит настроиться на язык мимики и жестов. За счет того, что лошадь является уникальным эмпатом, она гораздо лучше понимает больного человека, нежели даже врачи.

Физиология

В данном случае полезный эффект от верховой езды основывается на непосредственном контакте человека с лошадью. Обычно занятия иппотерапией подразумевают сидение и езда верхом на таком животном, что благотворно сказывается на теле и внутренних органах человека. Специалисты говорят, что эффективность такой методики лечения обусловлена следующими факторами:

  • Температура тела у такого животного на пару градусов выше, нежели у человека. Поэтому физиологический контакт лошади и человека помогает разогреть мышцы тела, а также суставы нижних конечностей и таза.
  • Регулярная езда верхом на лошади вырабатывает у пациента координацию, так как во время движений верхом человек ищет центр тяжести, координирует свое тело и каждую конечность отдельно друг от друга. Именно это способствует достижению естественного уровня концентрации.
  • За счет езды верхом пациент обучается самостоятельности, развивает в себе адаптивные функции, которые реагируют на раздражители извне.
  • Многие пациенты не воспринимают занятия с лошадьми методом лечения, поэтому не оказывают сопротивления в подсознании.

Определить длительность курса иппотерапии может врач и тренер, исходя из диагноза, степени сложности заболевания, целей и показаний. Но как показывает практика, большинство пациентов не прекращают верховую езду, так как становятся с лошадью родственными душами.

Почему лошади лечат: физиология и психология

Лечебное воздействие иппотерапии для детей, взрослых, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями базируется на двух механизмах. Это позитивное влияние на психическую сферу и нормализация физиологических процессов в человеческом организме.

Психология

Психологический аспект играет первостепенную роль для людей, испытывающих трудности при общении. С лошадью нет необходимости разговаривать, не нужно подбирать слова и переживать, что тебя неправильно поймут. За счет уникальных способностей к эмпатии лошади хорошо понимают людей

Это крайне важно, например, для детей с аутизмом во время сеанса иппотерапии, поскольку они чувствуют себя более раскрепощенно

Для детей и подростков с девиантным поведением особенно важно получение положительных впечатлений от общения с животным. При этом негативные эмоции (в том числе агрессия, злость, чувство конкуренции) полностью отсутствуют

У взрослых верховая езда вырабатывает мотивацию к обретению новых сил, необходимых, чтобы удержаться в седле, подчинить себе лошадь. Многие пациенты при этом чувствуют уверенность в собственных силах, бесстрашие, повышается их самоконтроль.

Физиология

Езда на лошади оказывает разнонаправленное действие на организм:

  • Укрепляется мускулатура всего тела и конечностей;
  • Формируется правильная осанка;
  • Становится проще удерживать равновесие;
  • Формируются правильные стереотипы ходьбы при ритмичной тряске в седле;
  • Происходит разогрев мышц;
  • Ускоряется кровоток;
  • Снижается патологически повышенный тонус в конечностях (при заболеваниях центральной нервной системы);
  • Регулируется процесс дыхания.

Противопоказания для проведения анималотерапии

Как и любой психотерапевтический метод, анималотерапия имеет свои противопоказания. В первую очередь – это разные виды аллергии на шерсть или слюну животного. Во-вторых, анималотерапия не применяется при острых инфекционных заболеваниях пациента. Также стоит подобрать вид данной терапии, в зависимости от индивидуальных предпочтений больного, ведь если человек будет чувствовать дискомфорт, страх или агрессию, то положительных результатов не ожидается.

Детская йога как способ формирования гармоничной личности

Очевидно, что людям с тяжелыми расстройствами психики в остром периоде использования анималотерапии противопоказано. Так же, как и людям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обязательным элементом, перед проведением пэт-терапии является консультация с врачом.

В общем, анималотерапия является одним из самых безопасных методов лечения, который доступен для большинства пациентов. Много исследований доказывают, что даже обычное общение с домашними любимцами положительно влияет на здоровье хозяина, снижая общий уровень стресса и тем самым удлиняя ему жизнь.

Как происходит иппотерапия

Во время езды верхом на лошади, ее всадник получает исходящие от нее вибрации. Древнекитайская медицина говорила о том, что у человека в месте копчика и промежности находятся жизненно важные энергетические центры, что обосновывает пользу иппотерапии. Ритмичный шаг лошади дает только 90-160 импульсов именно в эту зону, что помогает наладить гармонию внутри себя и избавиться от многих болезней. Именно такие неоднородные импульсы активно воздействуют на суставы и позвоночник, укрепляют мышцы спины, улучшают зрение, слух, а также благотворно сказываются на функционировании спинного мозга.

Обычно иппотерапия выполняется групповыми занятиями, но иногда может проводиться индивидуально, в зависимости от сложности заболевания у человека. Инструктор, который будет помогать в таком деле, должен обладать высшим образованием в сфере педагогики, медицины либо психологии, а также обладать всеми навыками верховой езды и иметь сертификат о прохождении курсов по обучению инструкторов иппотерапии.

На первом этапе упражнения иппотерапии могут длиться не более 15 минут, но по окончанию продолжительность одного курса составит 1 час. Повторение занятий не должно быть меньше 2-3 раз в неделю, общий курс иппотерапии составляет минимум 6 недель. Если речь идет о хронических осложненных заболеваниях, лечение иппотерапией может проводиться годами.

Не стоит путать иппотерапию с обычной секцией верховой езды, так как данное лечение основывается на соблюдение нескольких правил:

  • Внимательный расчет физических нагрузок, гибкий контроль над ними.
  • Грамотное рациональное увеличение нагрузок, не вредящее здоровью человека.
  • Человек должен быть предрасположен к занятиям с лошадью, а также проявлять активное взаимодействие и участие в реабилитации.
  • Тренер должен уметь правильно подобрать лошадь к тому или иному заболеванию человека.
  • Верховая езда лечебного профиля должна проводиться в комплексе с прочими методиками борьбы с болезнями.

В качестве помощника выбирают только таких лошадей, которые являются квалифицированными специалистами, отобранными из лучших особей и прошедшими обучение.

В процессе езды верхом необычайные метаморфозы происходят с психикой человека, который отрывает для себя неизведанный мир и единство с природой. Это помогает человеку повысить самооценку, снять напряжение и стресс, вселить веру в лучшее, умиротворить и дать ощущение стабильности. Доказано, что в процессе регулярных тренировок верхом на лошади, пациенты улучшают память, усиливают свою концентрацию внимания, задают правильный ритм организму.

Помимо этого, иппотерапия выполняет функцию «естественного подогрева». Температура тела здоровой лошади составляет 38-50°С, при тесном контакте с ней у человека расширяются сосуды, ускоряется кровообращение и кислородное питание мозга. Такой эффект можно сравнить разве что с тепловым целительным массажем.

Стоимость занятий

В Санкт-Петербурге существует организация «Солнечный остров», которая еще в 1996 году начала проводить лечебные занятия для детей-инвалидов. Они регулярно проводят семинары для своих сотрудников.

В Москве организация «Живая нить» регулярно проводит лечебные занятия для малышей с аномалиями развития. Центральный Московский ипподром – наиболее известное и посещаемое место. Получасовое разовое занятие стоит в районе 1000 руб. Абонемент дешевле — 900 руб.

ВАЖНО! Функционируют клубы от общественных организаций, занятия в них дешевле. Существуют клубы, особенно в регионах, где волонтеры проводят занятия в рамках выездных мероприятий.

Методы и этапы программы

Программа занятий разбита на модули: первое занятие, посадка на лошадь, пробное занятие, основные занятия.

Первый этап нацелен на создание благоприятной дружеской обстановки. Иппотерапевт знакомит человека с лошадкой, показывает, где будут проводиться занятия, разрешает ее погладить. Пациенты в этот момент расслабляются, их проще мотивировать на занятия.

Посадка на лошадь – сложный этап. У многих пациентов проблемы с двигательной сферой поэтому роль специалиста в начале очень активна. После того, как человек получает какие-то навыки, иппотерапевт выбирает пассивную стратегию: придерживает, помогает удержаться.

Первое занятие проводится с целью формирования интереса к занятиям. Инструктор смотрит, каковы физические возможности наездника, составляет план упражнений.

Основные сеансы подразумевают регулярное посещение занятий, выполнение плана реабилитации. Упражнения дополняются, корректируются по мере того, какие навыки обретает наездник. После занятий делается мониторинг самочувствия и психологического состояния.

В зависимости от того, с какой проблемой обратился пациент, составляется план занятий. Иппотерапия предполагает комплексный подход, поэтому над разработкой реабилитационной программы трудятся несколько специалистов. Пациенты с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются в щадящих условиях; люди с психологическими проблемами выполняют активные упражнения.

Разработано множество методов лечения, вот некоторые из них:

1. Движения лошади.

Суть работы заключается в том, что человек лежит верхом на лошадке, в то время, как она медленно перемещается в манеже. По мере занятий поза человека меняется, усложнятся. Пациента перекладывают со спины на живот. На занятиях присутствует специалист, который страхует от падений. Метод эффективен при работе с людьми, имеющими серьезные двигательные нарушения: параличи, парезы.

2. Езда верхом

Пациент сидит верхом на лошади, иппотерапевт водит ее по кругу, затем подключается специалист по лечебным упражнениям. Несложные движения выполняются в процессе езды. Используется вспомогательный инвентарь: ленты, мячи. Упражнения со временем усложняются, наездник вынужден менять положение тела по ходу движения или в статике. Метод подходит для работы даже с детьми до года.

3. Терапевтическая вольтижировка.

Способ отлично работает с людьми, имеющими психологические проблемы, перенесшими эмоциональные потрясения, страдающими депрессией, фобиями. Суть метода заключается в постепенном установлении контакта с животным. Вначале человеку дается возможность наедине пообщаться с лошадкой, погладить, погулять. В это время нужно прислушиваться к сигналам своего тела. Затем подключается специалист. Он помогает делать лечебную гимнастику, пациент при этом сидит верхом на лошади. Важным момент: человек должен выполнять трюки будучи максимально расслабленным эмоционально.

4. Установка психологического контакта.

Методика применяется чаще с малышками, страдающими застенчивостью. Инструктор проводит целый день с ребенком, помогает ему наладить общение с лошадкой, учит ее понимать, разговаривает, водит на прогулку. Малыш абстрагируется от тревог и страхов.

Результаты исследований в области Иппотерапии

Результатом исследования влияния программ иппотерапии на статическое равновесие и силу у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями явилось как значительное улучшение силовых параметров, так и значительное улучшение в более сложных упражнениях на удержание равновесия (например, стояние на одной ноге). На основе полученных результатов был сделан следующий вывод: иппотерапия может использоваться в качестве эффективного инструмента, воздействующего на улучшение равновесия и силы у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Результаты другого исследования показывают, что иппотерапия может также улучшать равновесие и походку у людей, страдающих рассеянным склерозом, проходящих амбулаторное лечение.

Одно из пока еще немногочисленных исследований изучило, как реабилитация методом лечебной верховой езды влияет на общую тяжесть симптомов аутизма у детей, страдающих расстройствами аутического спектра. Для проведения исследования использовалась шкала определения детского аутизма(CARS) и шкала взаимодействия родителей и детей Тимберлауна.
В первичной фазе проведения верховой терапии шкала CARS не показала никаких изменений. Однако после проведения 3-х и 6-и месячных занятий было отмечено снижение симптоматики аутизма. Шкала Тимберлауна показала значительные улучшения в настроении и тоне после 3-х и 6-и месяцев верховой езды, а также незначительные улучшения в снижении негативных проявлений после 6-и месячной программы реабилитации. Измерение параметров качества жизни родителей также показало улучшения.

Лошади для иппотерапии

Лошадей для занятий иппотерапией подбирают по особенностям экстерьера, движениям и темпераменту.Нрав лошади имеет решающее значение для ее отбора для иппотерапии, поскольку для занятий с больными людьми подходят только добронравные и смелые животные с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, которые не будут пугаться шума, возни, разнообразных предметов и т.д. Кроме того, лошадь должна быть терпеливой, послушной, покладистой, надежной, не вялой и не игривой, а также легко идущей на контакт с любым человеком.

Категорически не подходят лошади “нервных” пород, со взрывным темпераментом, такие, как ахалтекинская, арабская, чистокровная верховая. Пугливые и плохо идущие на контакт лошади любых пород также не подходят для иппотерапии – они могут шарахаться, лягаться копытами, кусаться и совершать иные действия, которые только усугубят состояние пациента.

Экстерьер лошади. Для иппотерапии оптимально подходят лошади с прямоугольным строением туловища, поскольку ее продолговатая спина удобнее всего для сидения. Голова лошади по отношению к туловищу должна иметь маленький или средний размер, чтобы животное могло заносить ее назад и этой массой балансировать положение своего тела и придавать устойчивость всаднику. Глаза лошади должны быть широко посаженными для обеспечения максимального поля зрения. В области холки и на гривной части шеи должны быть хорошо развиты мышцы – это необходимо для удержания всадника на спине без седла.

Лошади для иппотерапии должны иметь некрутые плечи, поскольку при крутых плечах у животного короткий шаг с более резкими движениями. Форма корпуса животного – вертикально-овальная, так как она лучше подходит под анатомическое строение человека. Ноги лошади должны быть прямыми и достаточно широко расставленными.

Возраст лошади для иппотерапии должен быть не менее 5, но и не более 16 лет, поскольку слишком молодые животные энергичны и недостаточно тренированны, а старые утеряли гибкость и плавность движений.

Размер лошади для занятий иппотерапией должен быть средним – около 150 – 160 см в холке. Причем в некоторых европейских школах считают, что самыми лучшими для иппотерапии лошадьми являются пони.

Пол лошади. Для иппотерапии лучше всего подходят мерины (кастрированные кони) – они спокойны, миролюбивы, не подвержены гормональным циклам и не выдают непроизвольных реакций в периоды охоты. Если меринов нет, то для иппотерапии используют кобылиц, но никогда не берут жеребцов, которые могут проявлять немотивированную агрессию.

Породы лошадей для иппотерапии. Хорошо подходят для работы в лечебных программах лошади вятской, башкирской пород, помеси тяжеловозов и пони.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector