Как научить ребенка выговаривать букву р

Содержание:

Что следует помнить, обучая ребёнка букве «Р»?

Не пытайтесь добиться быстрых результатов. Помните, малыш имеет право картавить до определенного возраста.

Используя несложные методы, можно плавно и ненавязчиво научить ребёнка говорить букву «Р» правильно. Главное, не заставлять его насильно заниматься. Мир двух-трёхлетки воспринимается им как увлеченная игра, и ваша задача – помочь постигать его, не прерывая игрового процесса. Насильные действия приводят к обратному эффекту – ребёнок специально делает всё возможное, чтобы у него ничего не получилось.

И никогда не дразните его и не давайте понять, что картавость – это недостаток

Неосторожно сказанное слово может нанести обиду на всю жизнь и развить комплекс неполноценности, который останется в подсознании даже когда проблема речи будет решена

Скороговорки

Очень эффективны скороговорки.

Они способствуют развитию речевого аппарата, улучшают произношение и память. Уча скороговорки, дети начинают выговаривать букву «р» раньше своих сверстников, что впоследствии упрощает процесс обучения в школе.

По мере роста и развития ребенка скороговорки нужно усложнять, но при этом добиваться их верного произношения.

Если же родители применяют все советы и рекомендации, как научить ребенка выговаривать буквы, но малыш продолжает картавить или искажать слова, то необходимо обратиться за помощью к специалисту, который выявит причину и поможет поставить звук «р».

О дятлах, лошадках и прочих полезных животных или как научиться выговаривать букву Р?

Приступая к занятиям с малышом, вы должны задаться целью получить изолированный звук. Его постановка предполагает несколько упражнений, которые развивают речевой аппарат: губы (упражнения «Улыбка», «Трубочка»), язык («Иголочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Хулиган») и т. д. Упражнения чтобы выговаривать букву р, опишем некоторые из них.Для губ:

  • «Улыбка». Необходимо растянуть губы в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Удерживать улыбку 10 секунд.
  • «Трубочка». Вытяните губы в «трубочку» и держите так 10 секунд.

Для языка:

«Чистим зубы языком». Приоткройте рот, обнажив зубы, и кончиком языка почистите сначала внутреннюю, а потом и внешнюю их стороны. Челюсть неподвижна!
«Иголочка». Высуньте язык вперед, сделав его узким. Продержите его в таком положении 10 секунд
«Змейка». Сделайте все, как в предыдущем упражнении. Слегка покусайте язык, это должно «взбодрить» его мышцы.
«Хулиган». Попробуйте высунуть язык и поболтать им.
«Чашечка». Откройте рот и дотягивайтесь языком до верхних зубов, при этом не касаясь их. В результате должно получиться нечто вроде чашечки.
«Лошадка». Откройте широко рот. Прилепите язык к небу, а затем сильно щелкните

Важно следить за тем, чтобы в движение приходил весь язык, а не только его передняя часть. Челюсть при этом не должна двигаться.
«Грибок»

Положение органов речи, как и в предыдущем упражнении. Не опускайте язык и удерживайте его таким образом 10 секунд, растягивая уздечку.

Однако сами по себе эти упражнения только развивают мышцы языка и не могут вызвать нужный звук. Существует большое количество способов постановки звука «р». Один из них – по подражанию – предполагает, что вы сами покажете, как правильно рычать. И если со взрослым фокус вряд ли пройдет, то дети, благодаря гибкости их ума, запросто могут осилить таким способом этот звук. Если же поставить «р» по подражанию не получилось, то можно выбрать другой способ. Один из них называется «Дятел» (или «Моторчик», кому как нравится). Суть этого упражнения заключается в следующем: ребенок широко открывает рот, упираясь на бугорки за верхними зубами, и начинается быстро-быстро произносить звук «д». При этом необходимо пальцем или зондом проводить по нижней поверхности языка – чем быстрее, тем лучше. Следите за тем, чтобы челюсть ребенка не двигалась, тогда вы получите в конце концов нечто похожее на «дррр».

Добиться хороших результатов можно только при ежедневных занятиях, длящихся около 20 минут. Главное в этом деле не впадать в крайности и не требовать от ребенка долгой работы. Эти упражнения идут на пользу только до некоторых пор, при злоупотреблении ими они способны лишь отдалить эффект. О том, что во время занятий, необходимо быть максимально добродушно настроенным и говорить не приходится, так ведь? Ребенок может не понять ваших объяснений, у него не всегда хватит сил и ловкости делать абсолютно правильно все упражнения – это вы должны переносить со стоическим терпением. Желательно, чтобы ваш ученик воспринимал «Лошадку» или «Чашечку» как веселую игру, от этого процесс постановки звука только ускорится.

К сожалению, ни один логопед в мире не скажет, сколько времени нужно будет заниматься упражнениями. У ребенка может вырваться звук и на первом занятии, и через полгода. Однако если вы чувствуете, что что-то пошло не так или, напротив, вы получили долгожданный звук, отправляйтесь еще раз к логопеду за новыми рекомендациями.

Упражнения

Весь комплекс упражнений можно условно разделить на этапы:

  • Артикуляционная (речевая гимнастика). Такие занятия тренируют разнообразные мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек) и подготавливают их к произношению сложных звуков. При этом тренируется выдох, растяжение уздечки, укрепление языка в поднятом положении.
  • Развитие фонематического слуха. Ребенок учится слушать и переводить звуки окружающей среды в речь.
  • Собственно постановка звука «Р». Производится, когда малыш освоил различные техники речевой гимнастики.
  • Автоматизация произношения. Эта техника нужна для введения «Р» в беглую речь.

В следующей таблице описано, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно.

Этапы освоения звука «Р»
Название техники
Упражнения
На что нужно обратить внимание
Подготовительный
Артикуляционная гимнастика.
Тренировка выдоха.
Нужно следить за плавностью и неспешностью совершаемого выдоха

В то же время, выдох должен быть достаточно интенсивным и мощным.
Плавно надуть-сдуть щеки.Медленно подуть на огонек свечи.Подуть на ручки, как будто согревая их.Шарик от пинг-понга загнать в условленные ворота с помощью мощного точного выдоха.Развитие фонематического слуха.
Изобразить, как чувствует себя человек, когда ему холодно, произнести утрированно «б-р-р-р», тигр рычит «р-р-р», машина заводится «д-р-р-р».
Важно озвучивать каждое звуковое событие или слово, выделяя интонационно именно трудный звук.
Произнести слово и попросить малыша хлопнуть в ладоши, когда он слышит слово со звуком «Р».Развитие языка и губ
Каждое упражнение повторяется минимум по 5 раз за одно занятие.
Заборчик. Ребенку нужно растянуть рот в улыбке, чтобы все зубы было видно

Проводить языком по зубам влево-вправо.
Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал сильно губы. Выполнять упражнение нужно медленно.
Окошко. Нужно широко открыть и закрыть рот.

Трубочка. Вытянуть губы трубочкой.

Часики. Кончиком языка постучать попеременно по правому и левому уголку рта.
Рот растянуть в улыбке.
Качели. Ребенок широко раскрывает рот, двигает языком вниз-вверх, попеременно касаясь зубов. Задерживает язык у верхних зубов на 10 секунд.
Рот открыт.
Лошадка. Языком пощелкать по нëбу, копируя бег лошадки.
Рот растянут в улыбке.
Запуск звука «Р»
Постановка правильного произношения звука и закрепление языка в нужном положении.
Грибочек. Выполняя предыдущее упражнение, остановить язык, прижимая его к верхнему нëбу на 10 секунд.
Язык должен быть напряжен, кончик расслаблен и совершает вибрирующие движения.
Автоматизация «Р»
Соединение правильного «Р» с гласными звуками.
Прижать к нëбу язык, под него поставить указательный пальчик. Сильно подуть на язычок в таком положении, произнося «дддд». В это время пальчиком нужно совершать частые движения вправо-влево.

Варьируются данные звуки, каждый слог доводится до автоматизма.
Произнести несложные звукосочетания «дра», «дру», «дро», «тра», «тру», «тро».

Позднее убирать начальные звуки и оставить только «ра», «ро», «ру».

После того, как звуки отточены, вводятся слова. Начать нужно со слов, которые начинаются на звук «Р» или «Тр».
Ввести обратные слоги «ар», «ур», «ор».

Потом можно ввести слова, где «Р» стоит посередине, далее в конце.
Рак, трава, рубашка, рука. Корова, порог, забор.

Параллельно нужно учить ребенка различать твердое и мягкое «Р».
Катер-море, сапер-коряга.
Для смягченного «Р’» язык надо прижимать ближе к нëбу и выдвигать ближе к зубам. Для произношения твердого звука язык нужно расслабить и расположить немного глубже.

Придерживаясь определенного порядка в действиях, можно добиться хорошего результата. Надо сразу нацелиться на длительную и терпеливую работу с ребенком и не спешить – это залог успеха в таком непростом деле.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:

  • Определить причину проблемы.
  • Предложит варианты решения.
  • Составить индивидуальную программу.

Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы

Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.

Что должен знать каждый родитель о звуке

Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.

В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.

Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения

Почему дети не выговаривают «Р»

Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:

  • Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
  • Заболеваний слухового аппарата.
  • Плохое развитие речи.
  • Короткая уздечка на языке.

Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:

  • В словах не слышно .
  • При произношении звука получается горловой звук.
  • В словах слышится носовой .
  • Звук выходит по типу мягкого всегда.

Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .

Возрастные нормы картавости

Дети произносят правильно звук в таких случаях:

  • Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
  • Связки во время произношения вибрируют.
  • Язык касается корней передних зубов.
  • Зубы не сжаты.
  • Между небом и языком проходит воздух.
  • Губы не замкнуты.

Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.

Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.

Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!

Последствия картавости:

  • Насмешки сверстников.
  • Проблемы в изучении иностранных языков.
  • Плохой почерк.
  • Слабый аппетит.
  • Нарушение дыхательной функции.

Гимнастика для развития мышц ротовой полости

ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости

Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.

Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:

  • Массаж ротовой полости.
  • Гимнастика.
  • Упражнения для укрепления мышц языка.
  • Делать вибрации языка приспособлениями.

В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:

  • Цоканье языком.
  • Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
  • Высовывая язык произносить звук .
  • Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
  • Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .

В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду

Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.

Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов

Проверка произношения

Чтобы понять, правильно ли произносит Ваш малыш звук «р», обратите внимание на неправильное выговаривание:

  • выпадение буквы из слова (карета – каета);
  • замена «р» на другие звуки (рыба – лыба, картошка – кайтошка и т. д.);
  • проглатывание окончаний и начала слова (Макар – Мака, редис – едис);
  • произношение по манере французов, то есть с определенной гортанной вибрацией.

Если существуют такие проблемы, необходимо развивать артикулярные органы и проследить, как они располагаются при произношении. Должно это выглядеть следующим образом:

  • ротовая полость слегка приоткрыта;
  • зубы не смыкаются;
  • кончик языка располагается на твердой альвеоле;
  • сбоку язык должен находиться около жевательных зубов;
  • форма языка – по типу ложки, то есть конец вверху, остальное опущено, корень сверху;
  • при выдохе язык должен вибрировать на нёбе.

14 упражнений для постановки звука Р

Для получения правильной постановки звуков Р и РЬ нужно ежедневно выполнять специально разработанные для этого упражнения. В логопедии существует 14 приемов быстрого развития правильной дикции. Все эти упражнения должны выполняться по многу раз, с каждым разом всё быстрее и точнее.

Этот способ направлен на выработку как можно большего количества воздушной струи, необходимой для вибрации при произношении звука. Для этого примите полулежачее положение, язык поднимите к альвеолам, голова немного наклонена назад. В таком положении тела проговорите звук Д. При этом специальным зондом под кончиком языка совершите движения из стороны в сторону. Эта манипуляция позволяет немного оттянуть язык, за счет более быстрого вдыхания воздуха, увеличиваются вибрации. При многократном повторении можно добиться правильного произношения в 2 раза быстрее.
Займите удобную позу и постарайтесь прижать язык как можно крепче к небу. В таком положении вдыхается воздух через нос, затем выдыхается резко через рот, не меняя положения языка. Это одно из самых простых из предложенных 14 способов научиться проговаривать звук Р.
Выполняется очень просто, произносим букву Ж, стараясь как можно дальше продвинуть свой язык к горлу. Когда послышится Р нужно будет проговорить комбинацию слогов из согласных букв.
Выговаривая букву А, высовывается язык, в расслабленном широком положении, выполняя при этом движения из стороны в сторону по небу. При касании языка альвеолы послышится звук Р. Нужно зафиксировать это положение и выполнить автоматизацию Р. Звук должен сам дальше перейти в вибрацию на кончике языка.
Следующий способ направлен на постановку звука через звук С. Для этого проговаривается С как можно дольше и четче, далее при вдохе ртом нужно постараться поднять свой язык к альвеолам и всасывать его дальше в рот

Важно при входе коснуться альвеол языком, иначе звук может не получиться.
Язык широким краем положить на верхнюю губу и подуть на кончик своего носа. В это время логопед должен нажимать на нижнюю губу, получая «вибрирующий» воздух

Это упражнение можно выполнить самостоятельно, постепенно сокращая длительность нажатия пальцем. Это одно из самых сложных из 14 способов постановки звука.
Присосав язык к небу, положите голову ребенка на колени логопеда, который прижмет пальцами края языка к небу. В это время нужно очень сильно подуть на язык, вызвав тем самым необходимую вибрацию.
В этом упражнении нужно поднять язык за верхние зубы, ближе к небу и произнести звук Д. В результате получится что-то между З и Ж.
А это самый простой способ развития речи из 14 предложенных методов. Прикоснувшись к альвеоле языком нужно выпустить на него воздух при этом произнося долго звук З. Как только получится звук Р, он должен дальше сам перейти в вибрацию.
Язык прижать к резцу, который находится снизу. Открывая и закрывая рот, постараться проговорить букву А. Когда рот будет закрыт, верхние резцы будут ставиться на прижатый к нижним кончик языка.
Необходимо быстро произнести слоги с комбинацией букв ды, до, ты, ады.
Есть также и более нетрадиционный способ развития речи. Выполнять его нужно в форме игры. Ребенку предлагают изобразить дождик, проговаривая при этом звуки Т и Д. На левой ладони нужно показать падение капель пальцами, постоянно увеличивая ритм.
Напрягаем язык, положив свой указательный палец под кончик, далее стараемся двигать им как можно ровнее из одного угла в другой. Должен послышаться рокочущий звук. Немного привыкнув можно совершить эти движения без помощи пальца.
Этот метод направлен на быструю постановку Р и РЬ. Необходимо направить струю воздуха на свой язык, быстро присосавшись им к небу. Вибрация будет вызвана в тот момент, когда язык оторвется от неба струей выдыхаемого воздуха.

Все эти 14 способов направлены на развитие правильной дикции и лучше всего подходят детям от 4 лет. В этом возрасте дети могут не только правильно их выполнить, но и делать эти упражнения намного эффективнее. Только врач логопед может правильно подобрать упражнения, учитывая все особенности здоровья ребенка.

Добиться правильного произношения можно соблюдая несколько простых правил. Учить ребенка нужно постепенно, сначала говорить звук Р и РЬ отдельно от всего, дальше в слоге и только после этого уже в разговоре. Для преодоления этой задачи нужно будет запастись терпением и ни в коем случае не бросать попытки исправить дефект. Конечный результат зависит только от упорства и ежедневных тренировок.

https://youtube.com/watch?v=jVfMcj0_5T4

Артикуляция звука [Ц]

Она представляет собой тесное соединение смычного согласного и щелевого :

  • в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято;
  • голосовые связки разомкнуты;
  • вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука .

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р» – видео

Больше эффективных упражнений можно увидеть в специально разработанном курсе логопедических занятий «Рычать подано».

Еще несколько рекомендаций

  • Мечтаете научить своего малыша кататься на коньках? Практичные советы помогут чаду быстро освоить этот непростой и полезный навык.
  • Также, пользуясь нашими рекомендациями, вы сможете довольно легко научить ребенка читать по-английски.
  • Родители первоклассников часто беспокоятся о том, как подготовить ребенка к школе. Эта статья сформирует у вас четкое понимание того, какие методы подготовки выбрать для максимально эффективного обучения дошкольника.
  • Вы хотите научить ребенка читать, но не знаете, с чего начать? Непременно воспользуйтесь данной статьей, и вы легко справитесь с этим непростым заданием.

Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки

Основные упражнения

1. «Лошадка» — энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая;

2. «Тпру, лошадка» — вибрируя губами произносить «кучерское» тпру;

3. «Маляр» — двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам;

4. «Грибок» — присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»;

5. «Дятел» — кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.

6. «Комарик» — сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з

7. «Заведи моторчик» — поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.

Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка.

Постановка звука Р от звука Д

Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Постановка Р от звука З

Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».

Постановка звука Р на вдохе

Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.

Постановка с механической помощью

Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

Что считается нормой?

Дрожащие согласные «р» (твердый) и «рь» (мягкий) правильно произносятся определенным образом. Если ребенок нормально говорит букву р, то у него:

  • Полураскрытые губы либо открытые таким образом, чтобы можно было произнести следующий звук (преимущественно гласный).
  • К альвеолам за верхними зубами прислонен языковый кончик.
  • Между небом и спинкой языка спокойно проходит воздух.
  • Разомкнутые зубы.
  • К верхним коренным зубам плотно примыкают боковые края языка.
  • Происходит вибрация голосовых связок.
  • Языковое колебание достигается за счет воздушного потока на выдохе.

Если к небу поднять среднюю часть спинки языка и чуть продвинуть язык вперед, то родится мягкий «рь».

Причины неправильного произношения

Отсутствие у родителей знаний, во сколько лет ребенок должен выговаривать «р», часто приводит к крайностям. На приеме у логопеда оказывается малыш в возрасте 2-3 лет, еще не имеющий всех зубов или, наоборот, школьник, у которого возникают проблемы с учебой или общением из-за неправильного произношения. Чтобы этого избежать, надо четко знать ответ на вопрос. Специалисты едины во мнении, что в норме при правильном анатомическом и физиологическом формировании речевого аппарата, ребенок начинает выговаривать «р» к 4-6 годам. Если с этим возникли проблемы, то следует обратиться к врачу и проверить наличие патологий:

  1. Неправильное строение подъязычной уздечки, которое не позволяет языку плотно соприкасаться с небом. Разработана система упражнений, позволяющих избежать хирургического вмешательства. Но в каждом случае решение о выборе метода лечения принимает врач.
  2. Заболевания верхних дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы, не позволяющие научить ребенка правильно выговаривать определенные звуки.
  3. Нарушение фонематического слуха. При этой патологии малыши стараются слишком быстро повторить речь взрослого человека, путая и «глотая» звуки и целые слоги.
  4. Недостаточное развитие речевого аппарата в результате отсутствия или нехватки разговорной практики.

Если после проведения осмотра врач исключает эти состояния, родителям стоит попытаться научить ребенка выговаривать звук «р» самостоятельно.

Домашние занятия

Очень в редких случаях малыши начинают произносить «р» до 3-х лет, но начиная уже с этого возраста, рекомендуется проводить определенные занятия с ним. Тренировки в домашних условиях:

  1. Вымыть с мылом руки малыша, попросить вставить большой палец в рот под язык. Делать движения со стороны в сторону.
  2. Полезно цокать языком, имитируя лошадку.
  3. Предложите своему чаду почистить зубы языком. Для этого нужно широко улыбнуться и слегка приоткрыть губы. Зафиксировать в одном положении челюсть и начать делать чистящие движения вверх/вниз и со стороны в сторону кончиком языка.
  4. Проводить по нёбу язычком изнутри наружу так, чтобы создавалось впечатление, что происходит присасывание.
  5. Кончик языка установить на угол одной губы, провести им по кругу несколько раз, чередуя направление (по часовой и против часовой стрелки).
  6. Создавать плевательные движения при высунутом и полностью расслабленном языке.

Наиболее популярные вопросы

До какого возраста невыговаривание «р» является нормой?
Малыши 3-4 лет должны освоить и выговаривать звуки родной речи. Но освоение самых тяжелых, в том числе «р», может затянуться до 5-6 лет (это норма).

Когда стоит обратиться к логопеду?
Если ребенок, несмотря на усилия родителей по его обучению, до 6 лет не научился выговаривать «р», то ему необходима помощь профессионального логопеда.

Почему некоторые дети картавят всю жизнь?
Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Если она остается, значит, лечение отсутствовало.

Маленьким детям часто с трудом дается выговаривание различных звуков, особенно «р». Если у малыша возникает проблема картавости, его следует показать логопеду. Он определит причину и поможет разработать комплекс упражнений для преодоления дефекта речи. Родители также могут самостоятельно заниматься с малышом дома. Но это требует много усилий, времени и терпения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector