Когда ребенок начинает держать игрушку: нормы развития по месяцам, проявление новых навыков, упражнения

Оптимальный возраст для знакомства с игрушкой

Первые три недели после рождения большую часть времени ребенок спит, и нет особой необходимости в развлекательных предметах. Но для развития полезно приобрести 2-3 игрушки:

  • Первоначально взгляд младенца привлекают яркие, большие предметы. Поэтому первые две недели над кроваткой можно повесить классические игрушки. Расстояние от глаз до игрушки должно 27 см.
  • Для детей в возрасте до месяца покупать следует погремушки, у которых имеется удобное кольцо и ручка. Малыш держит игрушку неосознанно, но реагирует на яркие цвета и звук.
  • Ближе к двум месяцам стоит выбрать игрушку, которая шуршит, шелестит, издает звуки.
  • К концу второго месяца жизни ребенок начинает следить за погремушкой, которая у него в руках. Он с увлечением трясет игрушку, слушает издаваемый звук, пробует на вкус.
  • В три месяца малыш пытается дотянуться до интересующего предмета. В это время следует прикупить новые погремушки.
  • В пять месяцев грудничок самостоятельно может взять любимую игрушку.
  • В полгода малыш в каждой руке может держать по игрушке или перекладывать ее из одной руки в другую.

Первые недели из-за несовершенства зрительного аппарата ребенок видит плохо. Все предметы, которые находятся дальше или ближе 26-30 см, выглядят, как мутное пятно, поэтому нет смысла покупать много игрушек в этот период.

Девочкам – розовый, мальчикам – голубой?

Традиционная система подбора цвета по гендерному признаку в данном случае не работает. Вовсе не обязательно интерьер комнаты для девочек оформлять в розовом цвете, избегая голубых акцентов. Да и в детской мальчика вполне можно допустить наличие розового цвета в таких оттенках, как фуксия, коралловый или вишнёвый.

Психологи сходятся во мнении, что розовый цвет действует на нервную систему ребёнка успокаивающе, способствуют формированию усидчивости. В розовых комнатах чаще вырастают дети, которые легко и успешно учатся, много читают. В девочках, все оттенки розового, помогают сформировать женственность и утончённость.

Голубой цвет в интерьере детской комнаты больше подойдёт для оформления игровой зоны или зоны для сна

А вот учиться в окружении голубого цвета ребёнку будет сложно, ведь этот цвет не просто успокаивает, но и рассеивает внимание, от чего даже многие взрослые способны витать в облаках

Белый и бежевый

Белый, молочный и бежевые цвета являются универсальными, они подойдут для детей любого пола и возраста. Светлые оттенки в детской помогут ребёнку успокоиться и расслабиться, улучшат его общее самочувствие. Но использовать их в чистом виде все же не стоит. Обязательно нужны яркие акценты в комнате, чтобы ребёнок не вырос апатичным и равнодушным ко всему.

Зелёный

От этого цвета лучше отказаться, если ребёнок и без того чересчур спокойный. Если же ребёнок слишком активный, то зелёный поможет исправить ситуацию. Ведь этот цвет успокаивает нервную систему, стабилизирует настроение, улучшает сон и концентрацию. Психологи особенно рекомендуют зелёный цвет для оформления тех комнат, в которых живут подростки.

Красный

Этот яркий цвет подойдёт для тех помещений, где проживают спокойные детки. Красный цвет, в данном случае, будет побуждать их к активным действиям и стимулировать работу мозга. На подвижных детей красный цвет может оказать скорее негативное влияние, став причиной их чрезмерной гиперактивности.

Жёлтый

Нет более подходящего цвета для детской комнаты, чем жёлтый. Сочные солнечные оттенки повышают настроение, стимулируют умственную деятельность, помогают концентрации внимания. Но во всём нужна мера. Изобилие жёлтого в комнате может привести к тому, что ребёнок станет слишком активным, а это может помешать учёбе.

Фиолетовый

Способность фиолетового цвета улучшать воображение и способствовать развитию творческой натуры может оказать на детей и негативное влияние. Ведь чрезмерное погружение в мир фантазий только помешает учёбе. Кроме того, психологами доказано, что постоянное окружение фиолетового цвета формирует у подростков чувство одиночества и даже вызывает психические расстройства. Поэтому фиолетовый цвет в детской комнате надо задействовать дозировано.

Синий

Глубокие оттенки синего помогают детям быстрее засыпать

Поэтому от синего цвета стоит отказаться, если у ребёнка проблемы с учёбой, ведь этот цвет очень расслабляет и рассеивает внимание. Кроме того, у большинства людей некоторые оттенки синего подавляют настроение, это стоит учитывать при оформлении комнаты в синих тонах

Серый

Серый цвет оказывает положительное влияние на нервную систему детей, помогая им вырасти уравновешенными и скромными личностями. Отличным решением будет разбавить яркие краски в детской комнате именно этим цветом.

Чёрный

Единственный цвет, от которого стоит отказаться при оформлении детской комнаты. Чёрный цвет способен погружать в депрессивные состояния, формировать у детей чувство страха и тревожности. Допустимы лишь незначительные элементы декора чёрного цвета в оформлении комнаты для детей.

Как быть, если малыш не сидит в положенном возрасте?

Однако бывают и обратные ситуации, когда назначенный срок уже подошел, а кроха и не собирается садиться.

Паниковать раньше времени, конечно, не стоит, ведь это только в теории и по усредненным нормам ребенок должен начать садиться в полгода, а на практике и зачастую он самостоятельно научится сидеть лишь в девять-десять месяцев. К слову, это тоже считается вариантом нормы.

Но старайтесь не пропускать плановых ежемесячных осмотров у педиатра и, если есть возможность, сходите на консультацию к ортопеду или неврологу. Это позволит вам исключить возможные риски и не упустить драгоценное время, если причиной задержки развития является какое-то заболевание, осложнение или патология.

А они могут быть самые разные:

  • задержка моторного или психомоторного развития;
  • последствие вакцинации;
  • синдром тонусных расстройств;
  • повышение внутричерепного давления;
  • последствия тяжелой беременности или родов (внутриутробная гипоксия, внутриутробная задержка развития, недоношенность или переношенность, инфекция, многоводие / маловодие, предлежание плаценты, врожденные пороки, преждевременное излитие амниотической жидкости, преждевременные роды, невысокая оценка по шкале Апгар, родовые травмы и т. д.).

Тщательное обследование у специалиста поможет вам понять, обоснованы ли ваши страхи и опасения или совершенно беспочвенны. Если малыш здоров и активен, вовсю переворачивается и ползает, но никак не может сесть, то, возможно, нужно просто помочь ему обучиться этому навыку: заниматься его физическим развитием, выполнять с ним упражнения, чтобы укрепить мышцы, делать массаж, всячески мотивировать кроху к сидению.

Кладем игрушку в ладошку

Чтобы вызвать интерес у ребенка к погремушке, необходимо, чтобы она попала в поле его зрения рядом с ладошкой

После чего дотроньтесь игрушкой до пальчиков малыша так, чтобы он обратил на нее внимание. Предложенный предмет приложите к ладошке крохе, скорее всего, он попытается его захватить

Первые попытки могут выглядеть вполне неуверенными и неправильными, но с каждым разом это действие будет получаться быстрее и лучше. В этом упражнении важна регулярность тренировок, которые необходимо делать около пяти раз для каждой ручки по очереди. Проследите за правильностью захвата игрушки.

Он родился!

Возможные проблемы

Существуют две проблемы, связанные с физическим развитием ребенка первых месяцев жизни.

Ребенок слишком рано начал держать голову.

Если малыш в 1 месяц уверенно приподнимает шею и удерживает ее в таком положении более 30 секунд – это плохо. В этом возрасте новорожденный еще не способен самостоятельно сохранять подобное положение в течение столь длительного времени. Подобный симптом может говорить о серьезном поражении центральной нервной системы. Чаще всего такой признак встречается при повышенном внутричерепном давлении. Обязательно покажите малыша врачу и пройдите полное обследование у специалиста!

Ребенок не держит голову.

Сколько месяцев должно быть малышу, чтобы он мог самостоятельно удерживать шею в вертикальном положении? От 2 до 3 месяцев в зависимости от общих темпов физического развития ребенка. Плохо, если младенец в возрасте 8 недель даже не пытается приподнять шею, а к 12 неделям не способен удерживать голову в вертикальном положении. В этой ситуации необходимо обязательно обратиться к врачу.

Возможные причины такой патологии:

  1. перинатальное поражение центральной нервной системы;
  2. слабый тонус мышц;
  3. недоношенность;
  4. низкая масса тела при рождении;
  5. врожденные пороки развития;
  6. недостаточный уход за младенцем.

Перинатальное поражение нервной системы может быть следствием тяжелого течения беременности и родов. В этом случае головной мозг малыша не получает кислород в нужном объеме. Развивается гипоксия – состояние, при котором страдают все внутренние органы. Мышечная система не является исключением. Длительная нехватка кислорода приводит к снижению тонуса мышц и отставанию ребенка в физическом и психическом развитии. Чем серьезнее поражение нервной системы, тем сложнее будет ребенку освоить все необходимые навыки в положенный срок.

Недоношенность и низкая масса тела при рождении – еще один фактор, мешающий нормальному физическому развитию. Такие дети не только плохо держат голову, но и отстают от своих сверстников по другим показателям. В дальнейшем у ребенка могут возникнуть другие проблемы со здоровьем, в том числе и со стороны центральной нервной системы.

Сколько нужно времени малышу, чтобы догнать других детей в физическом развитии? Предсказать заранее это довольно сложно. Одни малыши уже в первые полгода ничем не отличаются от доношенных и полновесных детей, тогда как другим требуется гораздо больше времени на освоение всех необходимых навыков. Полную информацию о состоянии здоровья ребенка и прогноз на будущее можно получить у лечащего врача.

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки. Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет. Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов. По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Во сколько месяцев малыш начинает держать игрушки?

Как уже было отмечено, великолепно развитый рефлекс хватания позволяет ребёнку держать маленькие предмет буквально с первых дней. Если родитель даст ему пластиковое кольцо, новорождённый мгновенно схватится за него и начнёт удерживать.

Подобные действия проходят без контроля сознания. Точно так же ребёнок берёт в захват материнский палец или одежду. Причём сила его хватки настолько велика, что приходится порой разжимать детские пальчики, чтобы освободить предмет.

Погремушки-подвески могут случайно задеваться руками, после чего ребёнок начинает изучать неожиданной качающийся и шумящий предмет. Однако опять же эти действия нельзя назвать игрой. Кроме того, подобные моменты могут испугать малыша, поэтому следует подвешивать игрушки повыше.

Полугодовалые ребятишки уже отлично ориентируются в особенностях работы погремушки, с большим удовольствием стуча ею по любым поверхностям. В том числе и по своему лбу. Именно поэтому не следует давать малышам тяжёлые игрушки, так вы избежите шишек и синяков.

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.

Как проявляется косоглазие скрытое?

Идеальное равновесие обоих глаз, которое называется ортофорией и обеспечивается согласованной и правильной работой глазных мышц, наблюдается только у 20% детей. Для остальных 80% характерна гетерофория. Связано это с анатомическим строением глазодвигательных мышц, положением глазных яблок и другими особенностями. При гетеротрофии бинокулярное зрение сохранено, а при страбизме оно отсутствует. 

Как определить наличие у ребенка стереоскопической функции зрения? Сделать это в раннем возрасте невозможно. Однако заметить скрытое косоглазие можно по другим признакам. Когда малыш смотрит обоими глазами, дефект не заметен. Если же один из них он закрывает, то зрачок второго отклоняется в сторону. Причины этого следующие:

  • особое расположение глазных яблок в орбитах;
  • разная сила глазных мышц;
  • патологии щитовидной железы;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • травма глаза, которая привела к параличу мышц.

Все о погремушках для новорожденных

Что может быть проще — выбрать погремушку для ребенка? Но подходить к этому выбору необходимо очень ответственно, поскольку именно с погремушки для новорожденных и начинается процесс обучения малыша. В течение первого года жизни погремушки помогают малышу в приобретении различных навыков, способствуют его психоэмоциональному и физическому развитию.

с погремушек начинается процесс обучения малыша

Погремушки для самых маленьких

Первое знакомство новорожденного ребенка с игрушками происходит через визуальный, акустический и тактильный контакт. Виды погремушек, на которые надо ориентироваться родителям при выборе:

  • Погремушки-подвески. Погремушки подвешиваются над кроваткой и коляской. Могут быть простые или на мобильной основе с музыкальным модулем.
  • Погремушки-браслеты и погремушки-носочки. Тканевые погремушки на ленте с липучкой. Надеваются на ручки-ножки младенца и помогает развитию координации движений и мышечной активности.
  • Погремушки-кольцо (овал, ромб, квадрат, треугольник). Обычные погремушки в ручки ребенку.
  • Погремушки-прорезыватели. Погремушки, предназначенные в период прорезывания зубов. Могут быть выполнены в виде кольца или любой другой формы, с охлаждающим гелевым наполнителем или без него, простой или фактурной силиконовой поверхностью. Поверхность прорезывателя, соприкасающаяся с деснами малыша, достаточно мягкая, чтобы не поранить десенки при надавливании, и в меру жесткая для того, чтобы ее пожевать, погрызть и просто «помусолить» во рту (см статью о прорезывателях).
  • Погремушки-шуршалки. Мягкие тканевые погремушки с различными шуршащими наполнителями в отдельных элементах.
  • Погремушки-слингоигрушки. Слингомамы частенько используют для развлечения и отвлечения ребенка в слинге погремушки-слингоигрушки, подвязываемые к слингу. Сидящий в слинге пятимесячный и более ребенок занят в это время не дерганьем маминых волос или сережек, а яркой и приятной на «вкус и ощупь» слингоигрушкой.

//Тощий котёнок//

На третьем месяце ребенок входит в важный этап в своей жизни и внимание родителей должно быть сконцентрировано на кормление и гигиенические процедуры. А главное, именно в этот период формируется суточный ритм малыша

Нормы развития трехмесячного ребенка

Уже к концу второго месяца ребенок активно реагирует на окружающий мир. Именно развитие малыша в 3 месяца начинается со знакомства с ним. Малыш осознанно концентрирует взгляд на предметах, которые находятся в непосредственной близости к нему. Кроха реагирует на различные звуки, причем приятным ему звукам он улыбается, а на неприятные реагирует плачем. То есть, он уже ярко выражает свои эмоции. Если на протяжении двух месяцев связь с малышом была односторонней, все его реакции были нарефлекторном уровне, то теперь ребенок поднимает самостоятельно головку, тянет ручки к интересующему его предмету, прислушивается к голосам и интонациям.

Трехмесячный ребенок, находясь на руках у родителей в вертикальном положении, 30 и более секунд держит головку, свободно поворачивает ее на180° за интересующим предметом. Глазки такого крохи еще слабенькие, поэтому ему проще и приятнее концентрировать взгляд на неподвижных или медленно движущихся предметах.

Иногда малыши в трехмесячном возрасте могут слегка косить глазками. Это объясняется тем, что ребенок приспосабливается к новому видению предметов. Лучше всего над кроваткой подвесить несколько крупных игрушекна резинке ярких, преимущественно красных оттенков. Малыш в таком возрасте различает цвета и с охотой тянется ручками к заинтересовавшей его игрушке.

Малыш двигается

Крепкие, подвижные детки в начале третьего месяца уже двигаются, но в соответствии со стандартами, развитие малыша в 3 месяца только к концу третьего месяца или даже началу четвертого считается нормальным, когда малыш самостоятельно переворачивается со спинки на животик. Таким образом, он развивает «корпусную стабильность», проще говоря, пробует возможности своего тела. Лежа на животике, ребенок сам поднимается и опирается на локоточки, держит головку 2-3 минуты, свободно поворачиваетее в разные стороны, рассматривая все его окружающее. Если малыш все это выполняет, это означает отличные неврологические показатели.

Но самое интересное, что уже в этом возрасте, держа ребенка под мышки, его уже можно на пару-тройку секунд ставить на ножки. Конечно, стоять онне будет, это пока только его визуальное восприятие, кроха щупает ножками опору. Как правило, такая процедура очень нравится малышам.

Правила предосторожности

Именно потому, что развитие малыша в 3 месяца переходит в активную стадию, за ребенком нужен особо тщательный уход. Крохе все интересно, онвертится и крутится во все стороны постоянно. Поэтому малыш должен всегда находиться в огороженном месте. Это может быть детский манеж или кроватка с поднятой стенкой. Или хотя бы подушки должны отделять малыша от края, предотвращая его возможное падение. Ну и конечно, желательно, не спускать с ребенка глаз, а поскольку физически это невозможно, находясь на расстоянии, можно ласково что-нибудь ему говорить. Он некоторое время будет концентрироваться на голос и не станет крутиться, поскольку в таком возрасте дети не могут делать два дела одновременно.

Формируем умение сидеть

Нужно посадить малыша полулежа на несколько минут на кровати, обложив его с трех сторон подушками. Так вы покажете малышу новые возможности. Недолгое «присаживание» на коленки к родителям также научит малыша находиться в положении сидя

При этом важно придерживать ребенка за спинку, чтобы не перегружать позвоночник

При обучении ребенка новым навыкам, главное, не торопиться. Регулярные, недлительные занятия гораздо эффективнее и полезнее для ребенка, чем редкие и длительные нагрузки. Не стоит ждать результатов после первого занятия, злиться и кричать если у ребенка не получается. Занимаясь с грудничком, нужно говорить спокойным тоном, улыбаться и веселить его, превращая обучение в игру.

Как обучить держать игрушку

Существует много различных точек зрения по поводу того, стоит ли пытаться ускорить процесс развития ребенка или пусть все идет своим чередом. Но все сходятся во мнении, что помочь ребенку своевременно овладеть базовыми навыками и умениями необходимо

Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики, тем быстрее малыш освоит простые бытовые навыки, произнесет первое слово

Чтобы научить младенца держать в руках его первые игрушки, необходимо разрабатывать пока негибкие пальцы — делать массаж и регулярно заниматься. Для занятий нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении и расположен к общению. Во время упражнений улыбайтесь и разговаривайте. Постарайтесь превратить занятия в увлекательную игру. Не расстраивайтесь, если не сразу все будет получаться. Многократно закрепляйте каждый освоенный ребенком навык.

Тянуться ручками

Как только вы заметили, что ребенок сам пытается тянуться соединить руки над грудью, помогите ему закрепить новое умение. Соедините руки малыша, чтобы он почувствовал пожатие своих пальцев. Во время кормления попробуйте обвить его руками бутылку. Удобнее всего обучать сцеплению рук, когда ребенок сидит у вас на коленях. Возьмите его руки в свои и попеременно разводите и сводите их, накладывая пальцы одной руки на другую.

Вложение предметов в руку

Следующее упражнение — вкладывание игрушки в руку. Для этого лучше всего подойдет погремушка в форме кольца

Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к новому предмету. Поводите погремушкой из одной стороны в другую, пошумите ей, привлекая звуком

Когда вы увидите, что ребенок заинтересовался игрушкой, сконцентрируйте его внимание на руках.

Аккуратно разожмите кулак ребенка, слегка разомните пальцы

После этого снова привлеките внимание к погремушке, и малыш сам захочет ее взять. Вложите игрушку поперек ладони, чтобы он ухватился за кольцо четырьмя пальцами

Большой палец наложите сверху.

Первые попытки могут быть неудачными — младенец сразу же отпустит предмет, но постепенно время удержания будет увеличиваться. Если вы замечаете, что вашему ребенку еще сложно удерживать предмет в руках, то закрепите над кроваткой подвесные игрушки, различные мобили, которые он будет с удовольствием трогать и тренироваться самостоятельно.

Хватание предметов

Хватать все, что попало под руку, и осознанно тянуться к намеченному предмету — это разные вещи. Со всеми предметами младенец обращается одинаково: ощупывает, трогает, тянет в рот, трясет, бросает. Такие действия ребенка, не зависящие от свойств и назначения предметов, называют неспецифическими. К концу первого полугодия возникают другие движения, направленные на схватывание и удержание намеченного предмета, который интересует малыша.

Упражняясь с ребенком в схватывании привлекшей его внимание вещи, вы помогаете в формировании крайне важных нервных связей между двигательными и зрительными центрами головного мозга. Малыш с энтузиазмом переворачивается на бок и на живот, поворачивает голову, пытается тянуться к нужному предмету, а затем и ползти в сторону заинтересовавшей его игрушки

Овладение навыком схватывания предмета производит революцию в процессе познания мира. Все, до чего младенец в состоянии дотянуться, попадает ему в руки, а затем в рот. Задача родителей в этот период — предлагать малышу предметы различной формы и величины, упражнять его руки, приспосабливая их движения к различным формам схватываемого предмета.

Малыш каждый раз будет тянуться к новому объекту, выбирая предметы незнакомой ему формы и цвета. Маленький исследователь стремится как можно быстрее освоиться в этом мире, бурно проявляя интерес ко всему неизвестному, пробуя новые предметы на ощупь и на вкус.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то

Психическое развитие ребенка до года

Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.

Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.

Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Старайтесь во время разговора заинтересовать кроху. Он должен стремиться узнать как можно больше, а для этого ему придется задавать разные вопросы, тем самым развивая свой речевой аппарат.
Никогда не сюсюкайтесь с ребенком, не повторяйте за ним неправильные слова, которые он произносит. Разговаривать с маленьким человечком нужно четко и плавно, чтобы он быстрее запоминал слова.
Запаситесь несколькими интересными детскими книжками, и каждый вечер перед сном читайте их вслух. Обязательно подбирайте литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Если жизнь малыша будет наполнена новыми эмоциями и впечатлениями, он обязательно захочет поделиться ими с окружающими

Чаще играйте с ним, проводите различные конкурсы, уделяйте больше внимания.
Для правильного развития речи очень важно, чтобы ребенок постоянно общался со сверстниками, которые уже умеют правильно выговаривать слова. Он на подсознательном уровне будет стремиться повторять их, и очень скоро избавится от дефектов.
Ритмичные движения, танцы и пение не только веселят кроху, но и способствуют развитию умственных способностей

Чаще устраивайте дома настоящие детские концерты для родных и близких.

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector