Когда новорождённый ребёнок начинает слышать и видеть маму

Содержание:

Девятый месяц беременности

Мама. В этом месяце активность эмбриона снижается, поэтому женщина редко, но более интенсивно чувствует движения плода. По-прежнему сохраняются отечность нижних конечностей, варикозное расширение вен, зуд кожи на животе. Матка сжимается, поэтому легче дышать.

В этот период беременная может страдать от бессонницы. Ее могут беспокоить более частые и выраженные спазмы. Чувствовать себя неловко заставляет большой живот, об энергичных движениях не может быть и речи. Беременность и радует и утомляет.

Бессоница

Внутренние органы на девятом месяце максимально сжаты, сердце работает быстрее, поэтому старайтесь много отдыхать. Хотя воплотить это в действительность довольно сложно – руки так и просят работы. В это время многие женщины готовят дом к приезду ребенка – убираются, переклеивают обои, покупают детскую мебель. В медицине это состояние называется синдромом гнезда.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.

Родители должны обращать внимание на следующие детали:

  1. Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
  2. Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
  3. Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
  4. Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.

Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельном осмотре нельзя насильно открывать ребенку глаза

Новорожденного можно перевернуть на живот или привлечь внимание звуками

Папа – главный мужчина!

Для ребенка очень важно, как папа относится к маме, какую роль в семье он играет. На основании этих впечатлений у малыша формируется образ мужчины в его собственной будущей семье

Мальчики идентифицируют себя с папой в возрасте от четырех до семи лет. Наиболее ярко эта идентификация происходит в 4-5 лет, когда сын начинает больше тянуться к маме, представлять себя в роли ее мужа. Нередко он заявляет, что женится только на маме. Не волнуйтесь, это абсолютно нормально!

Девочки же, наоборот, в этом возрасте начинают проявлять повышенный интерес к папе

Ведь папа – это первый и главный мужчина в их жизни! Отсюда – наивные и трогательные попытки малышки привлечь папино внимание новым нарядом, яркой маминой помадой и туфлями на высоких каблуках. У девочки формируется образ мужа, идеального мужчины

Поэтому очень важно, чтобы папа не отринул ее, дал ей почувствовать себя красивой и привлекательной. Итак, отбросьте свои страхи! Неужели вы до сих пор сомневаетесь, что будете для своего малыша самым прекрасным папой? Для ребенка любого возраста очень ценны ваши попытки пообщаться с ним, он обязательно на них откликнется

Папе начинать общаться со своим чадом никогда не рано и никогда не поздно!

Итак, отбросьте свои страхи! Неужели вы до сих пор сомневаетесь, что будете для своего малыша самым прекрасным папой? Для ребенка любого возраста очень ценны ваши попытки пообщаться с ним, он обязательно на них откликнется. Папе начинать общаться со своим чадом никогда не рано и никогда не поздно!

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

  • анализатор;
  • ощущение;
  • восприятие.

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Эксперимент с каменным лицом – чего мы ждем друг от друга

В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) со своими трехмесячными детьми. Сначала родителей попросили поиграть со своими детьми так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других – более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, «каменное» выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Однако родитель во время этих попыток продолжал сохранять каменное выражение лица. Через несколько минут поведение малышей стало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые дети реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький непрерывный плач. Ведь мама, хоть и оставалась рядом, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной. В конце эксперимента родитель возобновлял обычную игру с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент?

Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, ему обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок – в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии, и с ее лица не сходит «каменное», безучастное выражение («депрессивная маска»), малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Между прочим, установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Чем полезны объятия для детей

Если в детстве ребенок был лишен «обнимашек», то став взрослым человеком, он получает ощущение пустоты, и у него возникает страх сближения с другими людьми. Объятия нужны любому ребенку. Хотя считается, что в объятиях и поцелуях больше нуждаются девочки, маленькие мальчики тоже хотят получать ласку от своих мам и пап.

Когда они подрастают, приоритеты меняются. Мальчишкам-подросткам больше нужны рукопожатия, похлопывание по плечу. Девочки-подростки, наоборот, нуждаются в поцелуях и ласках еще больше. Тактильный контакт им необходим как воздух. Что дают объятия ребенку?

  1. Стрессоустойчивость. Обнимаясь, человек получает эндорфины, которые дают ощущение счастья. Вот почему люди заключают друг друга в объятия, когда им больно и плохо. Дети, обнимаясь, получают заряд стрессоустойчивости, который поможет им в дальнейшем.
  2. Физическое и психическое здоровье. Объятия – не панацея. Но то, что ребенок, которого часто обнимают, вырастает более здоровым и выносливым – доказано научно.
  3. Чувство защищенности. Обнимаясь, ребенок чувствует себя под защитой, и благодаря этому снимается тревожность.

Как мать может подготовить ребенка к своему выходу на работу?

Если уже известно, что мама выходит на работу, то ее задача — постепенно приучать ребенка к ее вынужденному отсутствию и к мысли о том, что он будет оставаться дома с другим взрослым. Поэтому ей пригодится ритуал прощания в игровой форме — необходимые ласковые слова, игрушки, проговаривание ситуаций. Следует оставить ребенку какой-то предмет одежды или что-то другое, что будет напоминать о маме.

Обстановка сборов должна быть спокойной. Маме необходимо объяснить ребенку, когда она вернется, например, после того, когда он поест, поспит или поиграет. Если он плачет, ему необходимо посочувствовать, но вместе с тем подчеркнуть, что с мамой ничего плохого не случится, а он прекрасно проведет время в ее отсутствие.

Ритуалы расставания важны и при отправке ребенка в детский сад. У многих мам появляется чувство вины за то, что они вынуждены оставлять ребенка под присмотром других людей, и поэтому они тревожатся и беспокоятся больше, чем он сам. Но во многих случаях он перестает плакать, как только за мамой закрывается дверь. Мамина тревога передается и ребенку, поэтому он начинает вести себя беспокойно.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже не подвержен влиянию инстинктов, но ему по-прежнему грустно в разлуке с мамой. В 5-6 лет она может рассказать ему о своей работе, обязанностях общении с коллегами и даже иногда приводить на свое рабочее место, если такая возможность есть. А с 10 лет он уже осведомлен и о характере ее работы. Представление о том, чем занимаются родители, расширяет кругозор школьника и позволяет сориентироваться при выборе профессии.

Расставание с мамой — необходимый этап развития ребенка. Ведь рано или поздно ему будет необходимо начать самостоятельную жизнь, принимать решения и жить отдельно от родителей. Взрослые, которые по каким-то причинам не смогли пройти процесс внутренней сепарации от родителей, испытывают серьезные проблемы в самореализации и выстраивании личных отношений. Разумеется, слишком резкое расставание может навредить психическому здоровью ребенка, поэтому следует приучать его к отлучкам мамы постепенно. И если он видит, что с мамой не происходит ничего плохого на работе, в гостях или в магазине, то будет с радостью и нетерпением ждать встречи после вынужденной разлуки. А сам в это время будет заниматься интересными делами в компании папы, бабушки или новых друзей в детском саду, и не заметит, как пролетит время. Но самое главное в ситуации вынужденного расставания — позитивный настрой и уверенность самой мамы.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Почему новорожденные косят глазами?

Иногда взрослые замечают у малышей слегка косящие глаза, что становится причиной появления многочисленных страхов.

Педиатры не советуют волноваться раньше времени, поскольку скашивание глазок является естественным процессом для грудничков.

Такая особенность связана с недостаточной глубиной восприятия у деток, которая обычно проходит с укреплением глазных мышц. Младенцы пока не умеют рассматривать человека или предмет двумя глазками одновременно, что и приводит к расфокусировке взгляда.

Примерно к полугоду косоглазие обычно проходит. Если же вы замечаете, что малыш продолжает косить и в дальнейшем, обратитесь к специалисту.

Развеять или подтвердить опасения можно и в домашних условиях. Для этого вам понадобится неяркий фонарик. Посветите им в глазки новорожденному и следите за отблесками. Если они расположены по центру зрачка, то со зрением ребенка все в порядке. Если же нет, следует обратиться к офтальмологу – вероятно, у крохи слабые мышцы глаз.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Примерный возраст первых слов

На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки. После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку. Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.

Поле года словарный запас ребенка значительно увеличивается

Когда ребенок начинает видеть?

Когда малыш родился на свет, его близкие с нетерпением ожидают появления у долгожданного чада признаков осознанности. Ведь так хочется, чтобы ребенок слышал и видел тебя. Считается, что новорожденный приходит в большой мир, еще не обладая слухом и зрением. Высказывалось предположение, что первые несколько недель малыш только чувствует голод, а других ощущений у него нет. Тогда закономерен интерес взрослых к тому, во сколько ребенок начинает видеть.

Новорожденный ребенок и его зрение

На самом деле малыш рождается с уже развитым зрением. Дело в том, что еще в утробе матери у плода на 18 неделе беременности происходит формирование глаза. К седьмому месяцу у будущего ребенка уже появляется глазное яблоко. Чуть позднее плод начинает реагировать на вспышки света, которые направляются на живот мамы. Малыш даже поворачивает головку на них.

Таким образом, сразу после появления на свет кроха может реагировать только на отсутствие или присутствие света.

Несмотря на этот факт, родители все равно задумываются над тем, видит ли новорожденный. Их можно понять. Ребенок рождается, как правило, с припухшими веками, что объясняется давлением на голову при прохождении через родовые пути. Кроме того, малыш щурится, ведь он попадает из темноты на яркий свет.

Как видят новорожденные дети?

В первые дни жизни окружающий мир представляется малышу в виде теней или как бы в тумане. Он не может взором захватить все, но фокусирует взгляд на довольно крупных предметах, расположенных неподалеку. Но на каком расстоянии видят новорожденные? Первые два месяца жизни малыш видит вещи, которые находятся от него на 20-25 см. Кстати, именно такой промежуток между мамой и грудничком при кормлении. Поэтому неудивительно, что мамино лицо является самой любимой «картинкой» у новорожденных. К концу первого месяца ребенок различает силуэты и следит за движением объекта на расстоянии около 30 см. К полутора месяцам кроха способен отличить объемные предметы от плоских, а к 2,5 месяцам – вогнутое от выпуклого. А что касается того, когда ребенок начинает хорошо видеть, то это происходит обычно 3 месяцам. Именно в этом возрасте малыш различает окружающих его людей по чертам лица, и, соответственно, узнает маму и папу.

В первые месяцы после рождения заметно, что глазки ребенка косят. Это происходит потому, что глубина восприятия карапуза недостаточна, проще говоря, он еще не научился смотреть. Постепенно глазные мышцы укрепятся, и максимум к полугоду чадо будет смотреть обоими глазками параллельно. Если косоглазие к 6 месяцам не пройдет, необходимо обратиться к офтальмологу.

Кстати, среди обывателей бытует мнение, что новорожденные видят вверх ногами. На самом деле это не совсем так: изображение на сетчатке глаза действительно перевернуто. Но малыш не видит вверх ногами. Поскольку его зрительный анализатор еще не развит, он не воспринимает картинку.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Если говорить о том, какие цвета видят новорожденные, то тут все вполне понятно. Ведь поскольку в первые пару месяцев мир представляется ребенку в виде тени и света, белый и черный цвета он вполне отличает. Малышам в этом возрасте очень нравятся контрастные рисунки с узорами из черно-белых элементов (кругов, полос).

Такая способность как различение ярких цветов приходит к малышу с умением распознавания лиц, то есть к трем месяцам. Малыши выделяют желтый и красный цвет, поэтому рекомендуется покупать погремушки именно этих оттенков. Наряду с этим некоторые цвета, как, например, синий, пока не доступны грудничку. Различать основные цвета карапуз научится только к 4-5 месяцу.

Почему маленьким детям сложно отпускать мать?

Разумеется, в первые годы жизни мать присутствует в жизни ребенка постоянно. Но иногда она все же отлучается из комнаты или из дома на короткий срок. Некоторые дети не готовы отпускать ее, поэтому многие мамы жалуются на отсутствие личного пространства. У дошкольников могут возникать сложности при адаптации к детскому саду из-за одной мысли о предстоящей разлуке.

Если мать вынуждена лечь в больницу или слишком рано выйти на работу, то расставания будут более болезненными, и малыш будет часто плакать. Но при постепенном увеличении времени расставания малыш привыкает к маминым отлучкам, и ко времени ее выхода на работу становится достаточно самостоятельным. С первых месяцев жизни ребенка и до 2 лет симбиотическая связь с мамой сохраняется. Оставлять маленьких детей одних надолго не рекомендуется до 3 лет.

Когда ребенок начинает узнавать маму

  • 1 По запаху
  • 2 По голосу
  • 3 Видит маму и узнает
  • 4 Полезные советы

Здравствуйте, уважаемые молодые мамы.

Вы родили своего первенца, пережили кучу эмоций, занимаетесь ребенком и теперь хотите узнать, когда же он начнет вас узнавать. Это, на самом деле не такой уж простой вопрос, как может показаться на первый взгляд.

Вначале вам нужно самим определиться с термином «узнавать», что вы под ним подразумеваете.

Узнавать можно по слуху, по голосу, по запаху, на ощупь. Или же вас интересует, когда ребенок посмотрит на вас и скажет «Привет, мама». В данной статье мы попробуем разобраться со всеми этими особенности и дать все-таки ответ на вопрос: «во сколько месяцев ребенок начинает узнавать своих родителей».

Все они взаимосвязаны между собой и формируют некоторую картину развития ребенка. Ведь, когда малыш будет видеть, различать звуки, произносить слоги, явно он научиться распознавать родных ему людей, улыбаться им, играть.

Вы также должны понимать, что в первый год жизни малыш просто начинает узнавать и привыкать к людям, которые о нем заботятся. Он не знаком с термином «мама» и не может назвать или сопоставить это слово с конкретным человеком.

Это просто мужчина, который не кормит, но все равно постоянно на виду, естественно, ребенок к нему привыкает и начинает узнавать, улыбаться и т.д.

По запаху

Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться.

Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и  этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок  может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком.

В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.

Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д.

И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем

По голосу

Функция слуха у детей начинает активно развиваться еще в утробе матери. Они уже слышат, хотя еще не родились. Чаще всего дети слышат материнский голос в этот период.

Однако, это не означает, что после рождения не нужно с ребенком разговаривать, он и так узнает маму, нет.

Чем больше вы разговариваете со своим малышом, тем быстрее он начнет говорить и тем больше  привыкнет к вашему голосу.

Хорошо дети начинают оборачиваться на знакомый им голос, начиная с трех месяцев.

Видит маму и узнает

Зрение у детей развивается не так активно как слух, в первые месяцы ребенок видит все как в тумане, он никак не распознает силуэты родителей. Ему все равно, кто прошел рядом папа или незнакомый мужчина.

Однако, постепенно, начиная с трех месяцев, мир малыша начинает приобретать краски, он замечает, кто именно находится с ним чаще всего, кто с ним играется, кто ему улыбается. Малыш начинает очень хорошо реагировать на мимику и улыбаться родителям в ответ.

В 4-5 месяцев ребенок при виде знакомого человека может начать гулить, улыбаться, дергать ножками и ручками, при условии, что этот человек радостно ему улыбается и спокойно приговаривает.

В полгода дети уже должны четко различать своих и чужих. Они могут даже сторониться посторонних людей, вести себя скованно, не играться и не улыбаться.

Как только его приносили к бабушке – становился сразу другим ребенком, грустный взгляд и минимум движений, вел себя настороженно.

Полезные советы

  1. Почаще улыбайтесь ребенку, и ответит тем же вам.
  2. Проводите с ним больше времени, и он привыкнет к вам, к вашему лицу, силуэту, походке.
  3. Разговаривайте с малышом почаще, и он привыкнет к вашему голосу, начнет раньше говорить.

    Показывайте ему новые предметы, цвета и он лучше познает мир.

Не существует четкой даты, когда малыш осознанно скажет слово «мама» и покажет на вас пальчиком, это все зависит от темперамента ребенка и от того, насколько хорошо вы с ним занимались.

Это может произойти в год, а может и в два.

Давайте теперь подытожим все вышесказанное одним предложением. Ребенок начинает узнавать маму по запаху практически с первого месяца, а по звуку и визуально – чуть позже, начиная с третьего. Когда ваш сын или дочка произнесет фразу «Привет, мама» во многом зависит от вас.

По запаху

Отличительная черта мамы от всех остальных родственников – это запах, мама пахнет едой. Этот запах ребенок ни с чем не спутает поэтому, если он голоден и находится близко к матери, то начинает нервничать, искать грудь, суетиться. Ведь как только ребенок рождается, его тут же кладут на живот к маме, срабатывает инстинкт, он начинает сосать грудь и  этот запах становиться для него родным. Поэтому уже спустя несколько недель после рождения ребенок  может с легкостью узнавать мамины вещи, которые пропахли молоком. В этот период можно другим членам семьи использовать мамину одежду, чтобы успокоить ребенка.

Последнее время в вязи с экологией, несовместимостью материнского молока и организма ребенка, а также отсутствием у матери этого самого молока все чаще  детей кормят из бутылочки. Отсюда можно сделать вывод, что с едой у ребенка уже не будет ассоциироваться конкретный человек, ведь покормить малыша может и папа и бабушка и старшая сестра и т.д

И одежда мамы не пахнет молоком, так что, для таких детей мы эту гипотезу брать во внимание особо не будем

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение. Что предпринять:

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Развитие мелкой моторики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и логопедический массаж

Когда ребенок начинает узнавать маму: периоды формирования навыка, его значение

Механизм узнавания у грудничка с точки зрения развития достаточно сложен. Для его становления необходим некоторый запас опыта, т.е. крохе необходимо время чтобы познакомится с мамой, запомнить её внешность. Кроме того, органы чувств новорожденного ещё не завершили своего развития. И всё же родители с нетерпением ожидают момента, когда ребенок узнаёт маму и папу, радуется их появлению.

Формирование и развитие навыка

Рождение – новый важный этап в жизни младенца запускает функционирование врождённых рефлексов, которые регулируют процессы, необходимые для выживания в новых условиях. При этом чувства ещё не развиты и грудничок не может полноценно воспринимать окружающее пространство, узнавать близких.

Традиционно способность узнать знакомое лицо связана с формированием зрительных процессов, которая у новорожденного наименее развито по сравнению с обонянием, осязанием, слухом.

 Месячный малыш не способен различать четкую картинку окружающей среды, однако зрение непрерывно совершенствуется. Находясь в животе мамочки в статусе плода, ребенок различает свет и тьму.

К тому же грудничку знаком голос матери, стук её сердца.

С появлением на свет он не видит чёткой картинки мира: пространство состоит из скопления светлых и тёмных пятен, размытых силуэтов, нечётких предметов и лиц. К концу второй – третьей недели ребенок ощущает нечёткий контур близкого человека на расстоянии 25 сантиметров. Это примерная величина между лицами матери и малыша при кормлении грудью.

Первый месяц даёт возможность крохе чётче различать силуэты, а к концу второго – третьего месяца ребёнок способен определить плоский предмет или объёмный.

При этом  младенец также может «распознать» маму, определить самого родного человека из числа других близких людей. Зрение ещё не развито окончательно, однако обоняние позволяет малышу ощутить близость материнского тела, почувствовать запах молочка.

Контактирование с мамой ассоциируется с удовлетворённостью, безопасностью, комфортом.

Когда проявляется навык

Совокупность всех перечисленных ощущений запоминается крохой и ассоциируется с образом матери. Часто можно услышать выражение, что младенец с закрытыми глазами почувствует мать.

Данное утверждение лишь отчасти верно, так как ребенок этого возраста воспринимает образ мамочки как совокупность присущих её запахов, голоса, одежды, манеры говорить, особенностей прикосновения и т.д. Т.е.

если женщина воспользуется дезодорантом, духами, несколько изменит свою внешность, прическу или одежду, такие действия могут нарушить целостность материнского образа в сознании ребенка.

Данное несоответствие может неблагоприятно повлиять на состоянии крохи: привести к отказу от груди, частому и длительному беспокойству, ребёнок будет плакать – звать «настоящую» маму. Именно поэтому о осознанном узнавании в этот период говорить рано.

Зрение трёхмесячного младенца продолжает совершенствоваться, становится острее. Ребенок видит существующую действительность, способен сконцентрировать взгляд, начинает распознавать лица.

Четвёртый месяц можно считать периодом, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. При этом искренне демонстрирует оживление: начинает улыбаться, тянет ручки, проявляет активность и готовность «общаться».

К пятому месяцу кроха уже способен улавливать настроение мамочки, вглядываясь в черты лица и запоминая их выражение.

Почему не узнаёт

Сколько времени понадобится на узнавание, зависит от многих факторов. Если уход за малышом осуществляют многочисленные представители семьи: бабушки, дедушки, братья или няни период узнавания мамы изменяется. В случае, когда женщина любит экспериментировать с внешностью, постоянное нарушение образа часто имеют негативные последствия: дети часто тяжело переживают такие изменения.

Особое внимание следует уделить малышам, которые не проявляют интереса к маминой персоне, т.е. отсутствует эмоциональная реакция на её появление

Если малыш не отзывается на собственное имя, равнодушен к игрушкам,  наблюдается пассивность, однообразие или бедность мимических проявлений стоит обратиться к врачу. Такие проявления характерны для психических расстройств, аутизма.

Ребята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней. Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление.

Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями. Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой. Результаты оказались весьма впечатляющими. Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е. к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви».

А что же человеческие детеныши?

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени. У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности – это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается эта система на первом году жизни?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector