Первая улыбка малыша маме
Содержание:
- Мы не говорим. Мы действуем
- Почему младенцы улыбаются?
- Что слышит новорожденный?
- Если улыбки все еще нет
- Слова и жесты
- Рвота у ребенка: не навреди!
- Непостоянное сходящееся косоглазие у детей: лечение
- Похожие статьи
- Самая первая улыбка
- Позвольте малышу понежиться в кроватке
- Как развивается навык?
- Опасные признаки
- Когда появляется осознанная улыбка
- Этология улыбки
- Возвращая надежду
- Мы не говорим. Мы действуем
- Как обеспечить здоровый сон новорожденного
- Значение улыбок
- Принципы позитивного родительства
- У малыша нет эмоций – повод для волнения
- Наши врачи
- Приведу примеры.
- Что делать, если ребенок не показывает улыбку?
- Как стимулировать умение?
Мы не говорим. Мы действуем
Клиника ЭКО «Дети из пробирки» была создана в 2001 г. Именно наши специалисты стояли у истоков внедрения программ экстракорпорального оплодотворения и их модификаций в России.
- Эффективность работы нашего центра репродуктивного здоровья подтверждена высочайшей результативностью случаев наступившей беременности – 45%.
- С помощью наших врачей уже родилось более 6000 малышей.
- Мы являемся действительными членами СРО «Ассоциация клиник вспомогательных репродуктивных технологий», Российской и Европейской Ассоциаций репродукции человека, а высочайший уровень оказываемых центром услуг подтвержден международным сертификатом соответствия стандартам качества ISO9001:2008.
Почему младенцы улыбаются?
Младенцы улыбаются по многим причинам, в том числе:
Рефлекторная улыбка : это улыбка, которая появляется в утробе матери. Однако младенцы делают это случайно, а не в ответ на счастье или заботу
Поэтому специалисты не считают ее настоящей улыбкой.
Социальная улыбка : это улыбка в ответ на контакт с другими людьми, например, улыбка в ответ на уход или улыбка, чтобы привлечь внимание.
По мере того, как дети растут и развиваются, они также могут улыбаться, когда счастливы, независимо от того, взаимодействуют ли с родителями или нет. Например, можно увидеть улыбку ребенка во время игры с любимой игрушкой.
Следует обратиться к врачу, если ребенок не общается с улыбкой или другими выражениями лица к 3 месяцам.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Если улыбки все еще нет
Как правило, отсутствие данного умения не может быть единственным признаком задержки в развитии, поэтому нужно сопоставить сначала факты. К негативным признакам можно отнести такие «симптомы»:
- малыш плохо держит голову;
- кроха не идет даже на визуальный контакт;
- ребенок вообще не фокусируется – на игрушках, на родителях и т.д.
Если эти признаки присутствуют, то следует обратиться к неврологу
Хотя к этому времени врачи уже обращают внимание на то, что с новорожденным что-то не так. Тогда следует пройти обследование, чтобы найти причину
Чаще всего она связана с родовой травмой, гипоксией плода, гипотонусом мышц и многими другими проблемами. Все это обычно исправимо, поэтому не следует паниковать. Проявите терпение и занимайтесь малышом в полную силу.
Если же подобных признаков нет, а малыш так и не улыбается, проявляя во всем остальном нормальный уровень развития по возрасту, тогда остается просто ждать. В этом случае отсутствие улыбки не является симптомом неврологических проблем.
В любом случае необходимо помнить, что все детки индивидуальны – по своему характеру, темпу развития, по самочувствию. Поэтому ждать, что ваш малыш улыбнется одновременно с соседским крохой, родившимся в тот же день, нельзя. Будьте внимательны, и ваш кроха непременно улыбнется своей обезоруживающей беззубой улыбкой.
Слова и жесты
Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми
Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами
Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.
Жесты могут нести и эмоциональную окраску.
«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».
«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».
Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.
Например, так:
- Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
- Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
- А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
- В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
Или так:
- Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
- Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
- Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
- Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
Или так:
- Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
- Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
- Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
- Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).
Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.
Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.
Вот, например, игра “Капуста”:
- Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
- Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
- мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
- мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).
А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:
- Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
- И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
- А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
- Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
- а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
- Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
- а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).
Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.
Рвота у ребенка: не навреди!
Учитывая выше сказанные особенности рвоты при кишечных инфекциях и пищевых отравлениях, можно поставить две цели лечебных мероприятий:
- помочь организму освободиться от токсинов;
- Не допустить обезвоживания.
Для того, чтобы этого достичь, не навредив ребенку, необходимо придерживаться определенных правил, которые касаются как питания ребенка, так и лекарственной терапии.
Нюансы питьевого режима
Пить, пить и еще раз пить – вот основное правило терапии при рвоте! Пить нужно много, и в то же время небольшими разовыми порциями: чайными или столовыми ложками с интервалом в 3-5 минут. Питье большими глотками может, напротив, спровоцировать рвоту. Пить нужно даже в том случае, если рвота продолжается!
Врачи позволяют пить не только обычную воду, но разрешаются также некрепкие несладкие чаи. Морсы и компоты не рекомендуются детям, страдающим кишечными инфекциями (в острый период), но детские доктора говорят, что это лучше, чем ничего, если нет воды или ребенок категорически отказывается ее пить.
Можно пойти на хитрость и предложить ребенку рассасывать небольшие кусочки льда – это может его заинтересовать. Пить газированные напитки, кофе, а также промышленные соки не рекомендуется.
Сколько жидкости необходимо? В сутки требуется не менее 1 литра малышам до двухлетнего возраста, детям постарше – от полутора до двух литров в сутки. После каждого эпизода рвоты или жидкого стула необходимо дать дополнительный объем жидкости.
С рвотными массами и жидким стулом ребенок теряет не только жидкость, но и соли. Именно поэтому были разработаны специальные регидратационные растворы, которые после разведения даются внутрь заболевшему.
Необходимое количество солевого раствора ребенку рассчитает врач. Но если нет возможности быстро проконсультироваться с врачом, а признаки обезвоживания уже имеются, то можно подсчитать примерный суточный объем лечебного раствора самостоятельно: вес ребенка в кг умножить на 75 мл.
При отсутствии эффекта от отпаивания ребенка, ухудшении его состояния необходима экстренная госпитализация с целью проведения инфузионной терапии, во время которой врачи восполняют водно-солевой баланс ребенка внутривенным вливанием необходимых растворов.
Можно ли кормить ребенка?
Если рвота многократная и очень частая, то временно не стоит давать ребенку пищу: она все равно не усвоится. По мере того, как рвота станет реже, можно будет начать кормить заболевшего. Пища должна быть теплая, приготовленная щадящим способом. Подойдут легкие супы, бульоны, каши на воде (рис, гречка), хлеб, картофель, бананы, яблочное пюре, печеные яблоки, отварные овощи.
Грудью кормить младенца можно и нужно. Если малыш получает в питании искусственные молочные смеси, то стоит продолжить кормить его привычной смесью, уменьшив разовый объем и увеличив число кормлений.
Что нельзя давать? Не рекомендуется давать цельное молоко, молочную кашу, жареные и жирные блюда, концентрированные соки.
Лекарства: что действительно поможет?
Мало кто из родителей не схватится за лекарства, если его ребенка будет беспокоить рвота, да еще и неоднократная. Но так ли нужны лекарства при рвоте?
Проведенные исследования показали, что столь любимые родителями и некоторыми врачами противодиарейные средства, прокинетики (улучшают перистальтику кишечника), пробиотики, ферментные препараты, антибиотики, противорвотные лекарства, энтеросорбенты (любимый активированный уголь и ему подобные) не только не улучшают состояния ребенка в остром периоде, но могут ему даже навредить!
Кроме этого не рекомендуется давать детям обезболивающие лекарства, которые хоть и окажут нужный эффект, но смажут клиническую картину, что может затруднить диагностику болезни.
Польза приема отваров лекарственных трав для лечения рвоты также не доказана.
Непостоянное сходящееся косоглазие у детей: лечение
При косоглазии дети рискуют утратить бинокулярное зрение навсегда. Косметический дефект, вызываемый страбизмом, можно устранить в любом возрасте. Бинокулярность же необходимо восстанавливать в детстве. Лечение косоглазия у детей проводится сегодня успешно и без операции. Главное — вовремя начать терапию. Она включается в себя:
- ношение очков;
- аппаратное лечение;
- гимнастика для глаз.
Все эти методы применяются и после операции для формирования бинокулярности. Родителям нужно набраться терпения. Лечение косоглазия — это длительный процесс, который может растянуться на год-полтора. Но если оно начато рано, то есть сразу после появления первых симптомов заболевания, то вероятность полного излечения достаточно высокая.
Похожие статьи
Самая первая улыбка
Изначально улыбка малыша совершенно не значит, что он вас рад или счастлив видеть.
На самом деле, она имеет совершенно рефлекторное происхождение, и призвана демонстрировать спокойствие и хорошее расположение духа. Вы и сами можете это определить по тому, что губки чада умильно растягиваются сразу после кормления, принятия теплой ванны или во время отдыха. Поскольку в формировании хоть чего-то похожего на улыбку участие берет больше 10-ти лицевых мышц, вполне понятно, почему увидеть ее можно только через определенный период времени.
К тому же первой улыбке новорожденного предшествуют сложные умственные процессы, направленные на распознавание близких людей, передачу нервных сигналов в соответствующие области мозга, и последующее расслабление лицевых мышц.
Позвольте малышу понежиться в кроватке
Если по какой-то причине вы не успели и малыш проснулся без вас, ничего страшного. Если мамы не было рядом, когда ребенок проснулся, и кроха, открыв глазки, ведет себя спокойно, она вряд ли услышит призывный крик. И ребенок молчит, не спешите брать его на руки. Пусть он понежится в кроватке, рассмотрит ручки и ножки, сладко потянется, погулит, глядя на любимые игрушки. Находясь наедине с собой пусть ребенок учиться думать, размышлять. Осматривая глазами родную комнату, он проникается домашним уютом и умиротворением. Когда малыш захочет общения, он даст вам об этом знать и и мама услышит призывный крик.
Никогда не подходите к кроватке внезапно. Неожиданное появление может напугать кроху. Заранее предупреждайте малыша о своем приближении спокойными ласковыми словами: «Мой ангелочек проснулся!» или «Доброе утро, солнышко!»
Подойдя к ребенку, не нужно сразу брать его на руки. Поговорите с ним, нежно погладьте по головке, разверните подгузник, сделайте потягушки из предыдущего пункта, пусть малыш ощутит вашу любовь и ласку. И вот теперь можно взять кроху на руки и и приступать к утреннему туалету.
Если же просыпание ребенка сопровождается плачем, то брать на руки нужно сразу
Возможно, он чего-то испугался во сне и ему нужна ваша поддержка и внимание. Приласкайте и успокойте кроху. Не давайте плачущему малышу грудь, от слез и всхлипываний он может подавиться
Не давайте плачущему малышу грудь, от слез и всхлипываний он может подавиться.
Как развивается навык?
Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения
Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте –
Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.
Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.
Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.
Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.
Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.
Опасные признаки
Ответственные родители должны знать об опасных симптомах, при которых необходима консультация врача:
- Ребенок проявляет сильное беспокойство, часто вертится и выгибает спину во время срыгивания или кормления. Такой симптом может говорить о хроническом раздражении пищевода.
- Срыгивания частые, обильные, наблюдаются после каждого кормления.
- У ребенка есть признаки обезвоживания.
- Срыгивания, впервые возникшие после первого полугодия.
- Длительные срыгивания без улучшения (та же частота и тот же объём срыгиваний у ребёнка в 1 год и старше).
- Срыгивание сопровождается повышением температуры.
- Ребенок не набирает вес или даже теряет его.
- Вы не можете самостоятельно точно определить, срыгивания у ребенка или рвота.
Есть еще более опасные симптомы, при появлении которых необходимо вызвать службу скорой помощи:
- Ребенок перестал дышать после срыгивания.
- На губах и лице появляется синюшный оттенок.
- После срыгивания ребенок потерял сознание.
- Рефлюктат (желудочное содержимое) зеленого или коричневого цвета – это может быть признаком кишечной непроходимости или желудочного кровотечения.
Аспирация чрезвычайно опасна у грудничков, которые не в состоянии самостоятельно избавиться от пищи в дыхательных путях. Единственное, что могут сделать родители – вызвать скорую. Не рекомендуется пытаться самостоятельно помочь ребенку.
Когда появляется осознанная улыбка
Младенец еще не умеет выражать свои чувства и эмоции. Этот навык ему придется развивать. Свое недовольство малыш показывает при помощи плача. Так задумала природа, ведь если бы ребенок не плакал, он мог бы погибнуть из-за голода, холода или других внешних факторов.
Улыбаться осознанно малыш научится позже. В первые недели жизни важнее удовлетворить естественные потребности такие, как голод, к примеру, чем выразить свою любовь или чувство комфорта.
Родители и медики подтверждают, что первая осознанная улыбка появляется спустя месяц после рождения. Причем происходит это у всех детей в разное время. Нельзя назвать точную дату, когда новорожденный улыбнется.
На осмотре педиатр обязательно задаст вопрос маме, улыбается ли ей ребенок. Это служит важным показателем правильного физического и психического развития.
Однако, назвать временной промежуток, во время которого младенец должен начать улыбаться в ответ на внешние раздражители, можно. Нормой считают возраст малыша от 4 до 8 недель с момента рождения.
Виды улыбок
Выделяют два вида улыбки младенца:
- Бессознательная.
Улыбка может появиться уже спустя несколько часов после рождения. Она не выражает чувств или эмоций, не служит показателем любви или чувства довольства. - Осознанная.Появляется после достижения возраста в 1 месяц. Такое мимическое движение уже можно считать проявлением чувств.
Важно отличать виды улыбок, так как даже в 3-месячном возрасте, грудничок может улыбаться на бессознательном уровне. Это развиваются мышцы лица
Этология улыбки
Наблюдения за гориллами показали, что при игре они открывают пасть и прикрывают зубы руками, как бы говоря: «Я мог бы тебя укусить, но не буду». Такую гримасу учёные соотносят со смехом. А иногда гориллы широко улыбаются, открывая оба ряда зубов почти до голливудского стандарта. Наблюдения показали, что такая «улыбка» появляется, когда обезьяна хочет попросить о чём-то другого или сгладить неловкость. Если игра затягивается или становится слишком рискованной, горилла начинает «улыбаться» напарнику – и это служит дополнительным мирным сигналом, удерживающим шуточную потасовку от превращения в настоящую драку. Чем грубее и резче движения, чем активнее игра, тем чаще приходится сглаживать возникающие неловкости, тем чаще требуется подтверждение статуса и субординации и тем чаще на мордах у горилл появляются улыбки .
Возвращая надежду
Центр искусственного оплодотворения «Дети из пробирки» не просто медицинская клиника, оснащенная по последнему слову техники. Здесь работают лучшие специалисты в области репродукции и генетики, востребованные не только в России, но и за рубежом. Это современная клиника, где вас всегда ждут и реально хотят помочь
Мы постарались создать максимально комфортные условия, чтобы наши пациенты чувствовали заботу и внимание
Наиважнейшая задача центра ЭКО «Дети из пробирки» — воплотить вашу мечту о рождении здорового и столь долгожданного ребенка. У нас есть для этого все:
- собственная диагностическая база;
- лаборатория эмбриологии;
- предимплантационная генетическая диагностика (PGD);
- обширный криобанк донорских репродуктивных клеток;
- программа суррогатного материнства.
В центре ЭКО «Дети из пробирки» репродуктивная медицина стала искусством дарить счастье и радость семьям. Мы стараемся использовать малейшую возможность для коррекции нарушений, чтобы ваш ребенок был зачат естественным путем. И только потом предлагаем индивидуальные программы искусственного оплодотворения, подобранные специально для конкретного пациента или супружеской пары.
Мы не говорим. Мы действуем
Клиника ЭКО «Дети из пробирки» была создана в 2001 г. Именно наши специалисты стояли у истоков внедрения программ экстракорпорального оплодотворения и их модификаций в России.
- Эффективность работы нашего центра репродуктивного здоровья подтверждена высочайшей результативностью случаев наступившей беременности – 45%.
- С помощью наших врачей уже родилось более 6000 малышей.
- Мы являемся действительными членами СРО «Ассоциация клиник вспомогательных репродуктивных технологий», Российской и Европейской Ассоциаций репродукции человека, а высочайший уровень оказываемых центром услуг подтвержден международным сертификатом соответствия стандартам качества ISO9001:2008.
Мы вместе с вами идем к заветной цели – наступлению беременности. В нашем арсенале собственные уникальные разработки, инновационные методики и лучшее техническое обеспечение. Станьте счастливыми родителями вместе с клиникой ЭКО «Дети из пробирки».
Как обеспечить здоровый сон новорожденного
В первое время после рождения родителям очень тяжело создать благоприятные условия для малыша. Ребенок не может засыпать и просыпаться по команде.
Малыш, который недавно появился на свет, еще только начинает адаптироваться к жизни в этом мире, только привыкает и приспосабливается к окружающей среде. Поэтому нужно постараться создать максимально комфортные и уютные для сна и развития условия.
Малышей называют новорожденными до месяца. В первое время они спят очень много, до 20 часов в день. Спит малыш в так называемой позе «лягушки» с чуть согнутыми ножками и ручками, разведенными в стороны.
Если малыш долго спит, не стоит бить тревогу раньше времени. Чем старше будет ребенок, тем меньшее количество времени будет длиться его сон. Например, уже в три месяца малыш будет спать около 15 часов. Сон у маленьких детей не бывает длительным, около 3-4 часов. Затем идет период кормления, игр, смены подгузников и т.д. Специалисты советуют приучать малыша к определенному графику, тогда и маме, и малышу будет легче в дальнейшем.
Если с графиком ничего не получается, не спешите расстраиваться, все еще наладится. Когда малыш захочет спать, вы поймете это по его поведению: он начнет тереть глазки, под ними появляются темные круги. Запомните, что не стоит приучивать ребенка к тому, чтобы он засыпал, когда вы даете ему грудь или укачиваете.
Старайтесь приучить малыша к самостоятельности с малых лет. Укладывайте ребенка полусонным, пойте колыбельные, которые успокаивают благодаря тихому и ласковому маминому голосу, погасите яркий свет. Уберите из кроватки лишние подушки, одеяла и прочее, так как это будет мешать и плохо повлияет на сон малыша. Кроме того, рекомендуется спать малышам до года без подушки, чтобы не навредить позвоночнику.
Лучше всего, если малыш будет спать на твердом матрасе. Для сна выбирайте удобную мягкую одежду, чтобы она не причиняла дискомфорта.
Значение улыбок
После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.
После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.
Принципы позитивного родительства
Существует 5 основных принципов для родителей:
1 Быть другим или другой. Нужно понимать, что каждый отдельный ребенок – это индивидуальность и родители должны принимать данный факт и развивать в них их особенности.
2 Все могут ошибаться. Этот принцип гласит, что малыш может допускать ошибки, а родители должны признавать и уметь их прощать, каждый раз давать шанс начать все заново. Именно тогда можно рассчитывать на правильное развитие.
3 У всех есть негативные эмоции. Стоит помнить, что при переживании негативных эмоций кроха сильно нуждается в поддержке своих родителей. Если он получает ее – он понимает, что не одинок.
4 Необходимо хотеть больше. Согласно этому принципу нужно давать самостоятельный выбор во всех начинаниях малыша. Только в этом случае родители не смогут подавить, а наоборот, будут развивать его индивидуальность и уникальность.
5 Навык говорить “нет”. Это касается родителей, которые позволяют своему мылышу лишнее. Всегда нужно уметь останавливаться и запрещать, если это может нанести ему вред.
У малыша нет эмоций – повод для волнения
Если к 3 месяцам после рождения ваш ребенок так ни разу и не улыбнулся – это должно вызвать опасения. Данное отклонение может свидетельствовать о развитии аутизма
Обратите внимание на оценку по шкале Апгар, которую поставили малышу при рождении
В таком случае требуется посетить детского невролога и педиатра. Они поставят верный диагноз, либо же развеют страхи.
Для того чтобы вызвать улыбку, необходимо приложить минимум усилий: положить малыша на спину, приблизить свое лицо на расстояние около 30 см от его глаз и рассказать веселый стишок. В ответ вы получите искренние эмоции. Рекомендуется показывать яркие картинки в книгах, пестрые игрушки, например музыкальные. Уделите время занятию на развивающем коврике, и как результат, ваша цель будет достигнута.
Каждый ребенок – это отдельная личность. Все мы разные по темпераменту, это относится и к маленьким деткам: кто-то улыбается часто, кто-то наоборот. Не нужно заставлять, если у ребенка нет соответствующего желания, все люди индивидуальны и проявляют свои эмоции по-разному.
Наши врачи
Наши специалисты рады оказать вам помощь
Акушер-гинеколог, репродуктолог, д.м.н, профессор
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог, к.м.н.
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог, к.м.н.
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Акушер-гинеколог, репродуктолог, к.м.н.
Записаться на прием
Онлайн-консультация
Гинеколог-эндокринолог, репродуктолог, врач УЗД
Записаться на прием
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)
Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Что делать, если ребенок не показывает улыбку?
Нет повода паниковать из-за отсутствия у малыша улыбки, если:
- ему меньше 3 месяцев;
- он хорошо держит головку навесу;
- фокусируется на объектах;
- может сосредоточиться на одном деле (к примеру, занятие с игрушками).
Причины отсутствия улыбки
Основными причинами отсутствия улыбки у младенца являются:
- Физиологическая патология, выражающаяся в неумении держать головку.
- Психические нарушения, нежелание контактировать с окружающим миром, как с незнакомыми, так и с близкими людьми.
- Нарушение координации движений, невозможность фокусироваться на одном предмете, занятии или человеке.
Как стимулировать умение?
Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение
Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.
Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.
Именно по этой причине рекомендуется всегда сопровождать массаж песенками и стишками, веселыми прибаутками, считалками. Ребенок первых месяцев жизни не воспринимает слова взрослого, ему без разницы, что именно говорится – детские стихи или таблица умножения, главное – тон, интонации, эмоциональный окрас речи.