Владислав стржельчик — биография, информация, личная жизнь

Сокровенное

Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми

Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.

В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.

Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно. И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик. Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.

Биография[ | ]

Владислав Стржельчик родился в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.

В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.

В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля

». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.

Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов

в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.

В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».

Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).

Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.

Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.

Скончался 11 сентября 1995 года после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.

Семья

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения.

  • Отец — Игнатий Петрович Стржельчик, инженер
  • Мать — работала в Эрмитаже
  • Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик, офицер
  • Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
  • Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
  • Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
  • Сын — Евгений Владиславович Волков (род.1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ.
  • Сын — Дмитрий Алексеевич Исаев (род. 1973), актёр театра и кино
  • Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 1981), актёр театра и кино
  • В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.

До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика была ещё одна дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.

Адреса в Ленинграде

  • 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
  • 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
  • 1971—1990 — Бассейная улица, 47
  • 1990—1995 — Петровская набережная, 4

Карьера актера

Актерская стезя Стржельчика была весьма многогранной. Бесконечное количество образов, смена амплуа, знаменитые партнеры. Он относился к работе в кино так же ответственно, как и к театральным постановкам. Первыми ролями стали образы второго плана. Но даже небольшие, эпизодические фрагменты Стржельчик играл так, что они запоминались зрителям. Дебютным фильмом молодого артиста стала картина «Машенька», снятая в начале войны, в 1942 году. Военная форма весьма подходила аристократичной выправке Стржельчика, и предложений ролей военных в его актерской карьере было немало.

Владислав Игнатьевич был разноплановым актером. Он мог рассмешить зрителя, или, напротив, заставить задуматься. Но, главное – он никогда не оставлял никого равнодушным по отношению к своим героям.

Карьера в театре

Театральная биография Владислава Стржельчика началась в послевоенном Ленинграде с дебютного выхода актера на подмостки БДТ. Его первая роль – это благородный влюбленный Клавдио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Затем последовали роли в постановках «Враги», «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином». Позднее сполна раскроется драматический талант Стржельчика в спектаклях «Обрыв», «Варвары», «Три сестры».

Владислав Стржельчик на сцене театра

Сценические образы Стржельчик создавал весьма точно, буквально вживаясь в них. Отношение к работе у Владислава Игнатьевича всегда было ответственным. Он непременно вовремя являлся на репетиции и не позволял себе и партнерам заучивать тексты кое-как. Все указания режиссера выполнялись им в точности, и за все время работы он ни разу не явился на спектакль в плохой форме.

Коллеги по сцене в один голос твердили, что работать со Стржельчиком одно удовольствие. Он был точен, понятен, не капризен. К тому же, Владислав Игнатьевич всегда тонко чувствовал партнера по сцене. Последние выходы на сцену давались Стржельчику непросто. Он стал забывать тексты, его мучили головные боли. В конце своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл все в том же любимом БДТ.

Фильмы с Владиславом Стржельчиком

Киноискусству актер Владислав Стржельчик посвящал большую часть своей жизни. Он создавал комичные и полные драматизма образы, проживая, а не играя их на киноэкране. Фильмы сменяли друг друга, талантливый артист постоянно получал предложения на характерные роли, и играл их особенно, с душой.

Стржельчик в фильме «Враги» (1953 г.)

Дебютной ролью актера стал образ белофинского офицера в фильме «Машенька», снятого в 1942 году. Фильмов, в которых Владислав Игнатьевич Стржельчик открывает силу и благородство характеров людей, посвятивших себя военному делу, в его актерской работе будет множество.

Актер в фильме «Адъютант его превосходительства»

Самыми яркими ролями в кинобиографии актера стали образы генерала Ковалевского в кинофильме «Адъютант его превосходительства» и французского полководца Наполеона в кинокартине «Война и мир». Интересные образы были созданы Стржельчиком в кинофильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Соломенная шляпка», «Женитьба», «Гардемарины, вперед!», «Поэма о крыльях»,«Тартюф».

Кинематограф

Впервые Коврижных появился на экранах в 2004-м. Его дебютной киноработой стала многосерийная картина «Штрафбат» (исполнил роль рядового Цукермана). Благодаря этой ленте Илья смог поработать на одной съемочной площадке с такими талантливыми актерами, как Алексей Серебряков, Александр Баширов, Андрей Мерзликин, Тимофей Трибунцев, Кирилл Бурдихин, Максим Дрозд и др.

Затем Коврижных не получал предложений от режиссеров на протяжении пяти лет. В 2009 году его кинокарьера вновь возобновилась, когда режиссер Станислав Назиров пригласил Илью исполнить роль в своей многосерийной драме «Котовский». 2009-й выдался для актера весьма продуктивным. За этот год он сыграл еще две роли в кино — водителя Рихтера («Отряд Кочубея») и Франца («Поединки»).

После фильмография Ильи пополнилась следующими картинами: «Откричат журавли», «Земский доктор. Продолжение», «Раскол», «Черные волки».

В 2012-м Коврижных засветился в 9-й и 10-й сериях ленты режиссеров Рустама Уразаева и Сергея Артимовича «Легавый». В том же году поучаствовал еще в нескольких картинах — «Сила сердца» и «Темное царство».

«Укрываю» сочные котлетки картофельной шубкой: любимая идея для ужина

Ренате Литвиновой 54 года. Как живет актриса и что скрывает от публики

Саймон Нидхем старается снимать эмоции хищников: новые фото

В 2015-м сыграл одну из главных ролей в сериале «Ника». Кроме Ильи в картине принимали участие такие актеры, как Михаил Владимиров, Анна Миклош, Ирина Карева и т. д.

В 2017-м фильмография внебрачного сына Стржельчика пополнилась нашумевшей лентой «Аритмия». Этот год подарил Илье немало других прекрасных киноработ: «Свидетельство о рождении», «Турецкое седло», «Пурга», «Клерк».

В 2018-м режиссер Фуад Шабанов доверил 37-летнему актеру исполнить в своей многосерийной картине «Остров обреченных» далеко не последнюю роль.

На сегодняшний день «крайней» лентой в фильмографии Ильи является работа Ильи Шеховцова «Три капитана» (2019). В этой картине Коврижных снимался с такими популярными актерами, как Иван Кокорин, Анатолий Кот и др.

Что ж, будем ждать Илью в новых кинопроектах.

Серьезен, как никогда

В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик. Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль. Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.

Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе. Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.

Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.

Владислав Стржельчик

У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.

Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.

Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!

Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.

Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).

Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».

Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.

Театр великих мастеров

— Вы с такой любовью вспоминаете коллег.

— Это всё — моя семья. К сожалению, уже почти никого не осталось. Помню, как Стржельчик, подарил мне ботинки, в которых выступал на концертах, лакированные. Кирилл Лавров — мой отец в театре. Он дал мне дорогу в профессию. Кирилл Юрьевич — редкой души был человек. Не любил, когда врут, а я всегда говорил правду. Он был ребенком войны. Пытался удрать на фронт, но его поймали и вернули матери. Потом служил на Дальнем Востоке, летал бортмехаником на самолете П-2. Помнил Устав караульной службы на японском языке!

А Олег Басилашвили — мой крестный отец в кино. Он «продал» меня Эльдару Рязанову на маленький эпизодик в фильме «Привет, дуралеи!». Я придумал себе образ, характер, показался режиссеру и в конце заявил: «Ну, хоть живое место в фильме будет». Рязанов назвал меня нахалом, но в фильме оставил.

Рязанов назвал4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Вы чувствуете себя мастодонтом?

— Нет, я чувствую себя неполноценным артистом, потому что у меня осталось только кино. Мне приходят приглашения из антреприз. Не хочу ничего плохого говорить, но это не моё.

— Обратно не хочется на сцену?

— А куда? Того БДТ, которому я служил, к сожалению, уже не повторится. Это великий театр — Большой драматический.

— В нынешний БДТ не хотите?

— Нет. Театр — как цветок. Его посадили, он вырос, расцвел, потом начинает вянуть, опадать. Приходит садовник, сажает новое растение. Наш БТД остался в прошлом. Понимаете, после того, что было, идти в какой-то другой театр, это всё равно, что, увидев раз подлинник Рубенса, потом смотреть на репродукцию.

В театре для меня важен режиссер-единомышленник. Таким был Темур Нодарович Чхеидзе. А еще в БДТ ставил Жак Лассаль из «Комеди Франсез». Я играл у него в «Жорже Дандене». По-русски вообще не говорил, с двумя переводчиками. Но он поверил в меня.

— Один кинокритик признался мне, что следит за вами и считает молодым Леоновым.

— Очень приятно.

— Есть ли у вас ориентиры в профессии?

— Ориентир у меня один — не посрамить нашу великую русскую театральную школу. Ту — старую, настоящую, школу переживания. Она другая, нежели сейчас. Когда обладаешь классическими знаниями, у тебя есть фундамент. И дальше ты существуешь, играешь, как хочешь.

— Актерскому мастерству надо учиться?

— Надо. И у хороших мастеров. А потом, лет десять поработать в театре. Без знаний ты можешь сниматься, пока не потребуется играть еще кого-то, кроме себя. Хотя, бывают исключения.

Театр остается в тебе на всю жизнь, он питает тебя. Мне моя коллега из Москвы Юля Сулес подарила футболку: на груди — Товстоногов с сигаретой, а на спине надпись — «Бывших БДТэшников не бывает». Я ее всегда надеваю на важные события.

Рязанов назвал5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Чтобы все знали, какой рядом мастер?

— Нет. Этим я не кичусь. Просто счастлив, что видел настоящих мастеров, что застал время, когда преподавали великие, что имел счастье стоять с легендами на одной сцене, впитывать, учиться, играя не эпизоды, а главные роли.

Хотя, анализируя то, что происходит в западном кинематографе, и понимаю, что и им уже надоело «клиповое мышление», «рваный монтаж». Люди хотят видеть глубокие фильмы. Вы понимаете, всё кино уже снято. Пришло время ремейков. Оригинальных сценариев очень мало. И когда они появляются, для всех это большой подарок.

— В кино проблема хороших сценариев, а в театре напряженка с современными пьесами.

— Поэтому ставят классиков. Но и тут умудряются вставить свои пять копеек. Вся проблема в том, что режиссеры не могут или не хотят поставить пьесу так, как написал ее автор и донести до зрителя то, что он хотел сказать. Почему классика не устаревает? Потому что в этих произведениях подняты темы, которые актуальны во все времена, они не решены, поиск решений продолжается. Чехов, Островский, Брехт, Стоппард останутся на века. Сейчас время бабочек-однодневок.

Не поймите неправильно, я не занимаю позицию рутинера, мол, ничего нет нового. Мне нравятся некоторые режиссерские замыслы. Например, спектакли Саши Морфова. Он потрясающий болгарский режиссер, который поставил в Et Cetera у Калягина «Король Убю», «Дон Кихот». Да, это классика. Но он ее сделал по-современному. От сцены не оторвать глаз. Я за театр переживания и проживания.

Справка «Известий»

Ян Цапник окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. С 1992 по 2005 год — актер Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. В кино дебютировал в 1987-м. В фильмографии актера более 200 картин, в том числе «Горько!», «Призрак», «Бригада», «Лед», «Гоголь», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и др.

Владислав Стржельчик, жена

Всенародно любимый актер Владислав Стржельчик появился на свет 31 января 1921 года в Санкт-Петербурге. Семья была обычной, довольно скромной, родители не имели образования, но им присуща была природная интеллигентность. Мама до начала войны работала в эрмитаже. Отец был поляком по национальности, тайно ходил в костел. Несколько позже начал водить туда и сыновей. Именно там у будущего актера и зародилась любовь к театру. Жена Владислава Стржельчика отказалась ради него от материнства и полностью посвятила себя супругу.

Со старшим братом Владислав почти не общался. Ведь он был гораздо образованнее и интеллигентнее, но после войны предпочел остаться в армии. Это и послужило поводом для разногласий. Влад со школьной скамьи все время проводил в драмкружке. Родители закрывали глаза на все, лишь бы он не шатался по улицам и занимался каким-нибудь делом. Не удивительно, что после окончания школы Стржельчик принял решение поступать в театральный вуз. Однако спустя год после начала обучения его призвали в армию, а потом началась война. После победы парень решил продолжить обучение.

На фото: Владислав Стржельчик

После получения диплома Владислав пару лет находился лишь во вспомогательном составе, но потом его все-таки зачислили в основную труппу. Тут-то талантливый артист и проявил себя, показав все, на что он способен. Его не могли не заметить театральные критики, а главное — зритель полюбил молодого артиста. Юноша стал узнаваем. Его репертуар существенно разнообразился, предлагались все новые и новые роли.

В кино Владислав дебютировал в далеком 1942 году в фильме «Машенька». Однако настоящая популярность пришла к нему лишь спустя 23 года, когда зрители увидели картину «Как вас теперь называть?». Многие роли, исполненные Стржельчиком, превратились в классику советского кинематографа. В 1974 году ему присвоили звание Народного артиста СССР. Владислав начал заниматься еще и преподавательской деятельностью в Ленинградском институте.

На фото: Владислав Стржельчик

Личная жизнь Владислава Стржельчика была не менее яркой и насыщенной, чем его карьера. Впервые он заключил законный брак с женщиной по имени Ольга Михайловна, которая и подарила ему дочку Марину. Однако отношения в семье складывались не очень хорошо. Собственно говоря, актер жил с супругой только ради дочки до определенного момента. И этим моментом стала встреча со второй его супругой — Людмилой Шуваловой.

Людмила и Владислав пребывали на гастролях на юге, где и состоялось их знакомство. Она была младше своего избранника на шесть лет. Помимо этого Влад был из Питера, а его возлюбленная из Москвы. Тем не менее по возвращении домой они начали сразу созваниваться, а при возможности он ездил в столицу на свидания. В результате актер развелся с женой и начал жить с новой избранницей. Спустя семь лет они узаконили свои отношения. Детей у них не было, поскольку Людмила заведомо решила, что отказывается от материнства и полностью посвящает себя мужу. Она полностью занималась бытом в то время пока он работал в театре.

На фото: Владислав Стржельчик

Владислав был ужасно ревнивым, а жена снисходительно закрывала глаза на его романы на стороне. Говорят, что известный артист Дмитрий Исаев — внебрачный сын Владислава. Однако актер его не признавал, а с родной дочерью от первого брака практически не общался.

В сентябре 1995 года Владислав Стржельчик умер. Причиной смерти стала опухоль головного мозга. Он прошел курс лечения, однако болезнь рецедивировала. Позже его вдова призналась, что это был единственный случай, когда она не сумела помочь любимому.

Его киношедевры

Долгая и теплая дружба сложилась у Владислава Стржельчика с кинематографом. Ролей было очень много, все настоящие, объемные, исключающие любые стереотипы. Ни разу нельзя было сказать, что какой-то характер был для актера случайным. Он был римским правителем из «Визита вежливости» и Яичницей из «Женитьбы», Андреем Туполевым в «Поэме о крыльях» и авантюрист Нарышкин из «Короны Российской империи», бесстрашно разгуливающий на руках по парапету Эйфелевой башни.

Одновременно благодатной и сложной оказалась роль хорошего человека и великолепного авиаконструктора Андрея Николавича Туполева. Этот характер был очень ярким, масштабным, просто поразительным. В этой личности было все: и человек, и эпоха.

В другой картине — «Адъютант Его превосходительства» — он очень аккуратно входил в быт героев, в их личную жизнь. Да и само это произведение по своей форме достаточно камерное. Оно требовало от Стржельчика несколько иных подробностей в характеристике его героя, других деталей.

Карьера актера

Актерская стезя Стржельчика была весьма многогранной. Бесконечное количество образов, смена амплуа, знаменитые партнеры. Он относился к работе в кино так же ответственно, как и к театральным постановкам. Первыми ролями стали образы второго плана. Но даже небольшие, эпизодические фрагменты Стржельчик играл так, что они запоминались зрителям. Дебютным фильмом молодого артиста стала картина «Машенька», снятая в начале войны, в 1942 году. Военная форма весьма подходила аристократичной выправке Стржельчика, и предложений ролей военных в его актерской карьере было немало.

Владислав Игнатьевич был разноплановым актером. Он мог рассмешить зрителя, или, напротив, заставить задуматься. Но, главное – он никогда не оставлял никого равнодушным по отношению к своим героям.

Карьера в театре

Театральная биография Владислава Стржельчика началась в послевоенном Ленинграде с дебютного выхода актера на подмостки БДТ. Его первая роль – это благородный влюбленный Клавдио в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира «Много шума из ничего». Затем последовали роли в постановках «Враги», «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином». Позднее сполна раскроется драматический талант Стржельчика в спектаклях «Обрыв», «Варвары», «Три сестры».

Владислав Стржельчик на сцене театра

Сценические образы Стржельчик создавал весьма точно, буквально вживаясь в них. Отношение к работе у Владислава Игнатьевича всегда было ответственным. Он непременно вовремя являлся на репетиции и не позволял себе и партнерам заучивать тексты кое-как. Все указания режиссера выполнялись им в точности, и за все время работы он ни разу не явился на спектакль в плохой форме.

Коллеги по сцене в один голос твердили, что работать со Стржельчиком одно удовольствие. Он был точен, понятен, не капризен. К тому же, Владислав Игнатьевич всегда тонко чувствовал партнера по сцене. Последние выходы на сцену давались Стржельчику непросто. Он стал забывать тексты, его мучили головные боли. В конце своей театральной карьеры Владислав Игнатьевич играл все в том же любимом БДТ.

Фильмы с Владиславом Стржельчиком

Киноискусству актер Владислав Стржельчик посвящал большую часть своей жизни. Он создавал комичные и полные драматизма образы, проживая, а не играя их на киноэкране. Фильмы сменяли друг друга, талантливый артист постоянно получал предложения на характерные роли, и играл их особенно, с душой.

Стржельчик в фильме «Враги» (1953 г.)

Дебютной ролью актера стал образ белофинского офицера в фильме «Машенька», снятого в 1942 году. Фильмов, в которых Владислав Игнатьевич Стржельчик открывает силу и благородство характеров людей, посвятивших себя военному делу, в его актерской работе будет множество.

Актер в фильме «Адъютант его превосходительства»

Самыми яркими ролями в кинобиографии актера стали образы генерала Ковалевского в кинофильме «Адъютант его превосходительства» и французского полководца Наполеона в кинокартине «Война и мир». Интересные образы были созданы Стржельчиком в кинофильмах «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Соломенная шляпка», «Женитьба», «Гардемарины, вперед!», «Поэма о крыльях»,«Тартюф».

Ради взгляда красавицы

Владислав Стржельчик был женат два раза. Со второй супругой Людмилой он прожил до самой своей смерти. Однако ни одна из жен не помешала ему забыть о том, что он обожает женщин. Стржельчик всегда считался настоящим дамским угодником, мог очаровать любую понравившуюся ему девушку и часто позволял себе небольшие увлечения. Супруга закрывала на это глаза, ведь каждый раз он возвращался домой к ней.

Сам актер не раз признавался, что ради прекрасных глаз красавицы он готов на все, а девушки являются его слабостью. Стоит отметить, что красавицы, с которыми Стрельчик вступал во внебрачные отношения, на роль разрушительницы семьи не претендовали, спокойно принимая тот факт, что супругу актер никогда не покинет.

Фильмы

В кино Владислав Стржельчик начал сниматься в 1942 году. Его первый экранный образ – финский офицер-белогвардеец в картине «Машенька». Но популярность пришла к актеру гораздо позже, через 23 года, когда он сыграл генерала Готбурга в фильме «Как вас теперь называть?».

Владислав Стржельчик в фильме «Как вас теперь называть?»

Многие его роли стали классикой советского кино. Ему одинаково хорошо удавались образы Наполеона в «Войне и мир», афериста Нарышкина в «Короне Российской Империи», отца невесты в «Соломенной шляпке», Лестока в «Гардемаринах, вперед!».

Владислав Стржельчик в фильме «Война и мир»

В 1965 году артисту было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через 9 лет он стал Народным артистом СССР. Также он занимался педагогической деятельностью: преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа в 1959—1968 гг., в Ленинградском институте культуры — с 1966 г.

Владислав Стржельчик в фильме «Гардемарины, вперед!»

Последними работами Владислава Стржельчика в кино стали роли в фильмах «Перикола» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Тартюф» (1992), «Провинциальный бенефис» (1993), «Трагедия века» (1994).

Личная жизнь

Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первая супруга Ольга Михайловна родила актеру дочь Марину. Но отношения в семье не сложились. Владислав продолжал жить с женой ради ребенка, пока не встретил Людмилу Шувалову. Их знакомство случилось на юге, где оба находились на гастролях. Людмиле было 24 года, Владиславу – 30. Она — из Москвы, он — из Питера. После возвращения актёр сразу же позвонил ей, приезжал в Москву, когда мог вырваться. Вскоре пара решила жить вместе.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова

Владислав ушел из семьи, и счастливые влюбленные поселились в съемной комнате без окон. Переезд в Ленинград пугал родителей Людмилы, но они отпустили дочь. Семь лет они жили в гражданским браке, а потом расписались.

В этом союзе не было детей – Людмила Павловна сознательно отказалась от материнства, посвятив себя мужу. Его жизнь была занята театром, а все бытовые хлопоты легли на плечи жены. Он обожал супругу и уютный дом, в котором всегда было чисто и изысканно.

Владислав Стржельчик и Дмитрий Исаев

Стржельчик был очень ревнив, а Шувалова закрывала глаза на его романы. Отметим, что известного актера Дмитрия Исаева считают в СМИ и актерской среде внебрачным сыном Владислава Игнатьевича. Впрочем, как говорит вдова актера, в их доме эта тема была закрыта. Стржельчик почти не общался с дочерью, а сына при жизни не признал. Впервые Людмила Павловна увидела юношу на похоронах мужа.

Признание и награды

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»)
  • Заслуженный артист РСФСР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1965)
  • Народный артист СССР (1974)
  • Герой Социалистического Труда (1988)
  • Орден Ленина (1988)
  • Орден Октябрьской Революции (1981)
  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1944)
  • Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
  • Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector