Ментальная арифметика

Содержание:

Немного истории

Современная методика взращивания юного гения не совсем новаторская. Основатель школы быстрого счета – Халит Шен. Первая студия была открыта в 1993 году в Азии. Использовались древние китайские счеты – абакус. Ребенок включает воображение, ускоряет процесс решения задач. В Японии абакус усовершенствовали. Их счеты называются соробан.

Спустя пару лет школы ментальной арифметики открылись по всему миру. В Америке, Австрии, Китае, Австралии, России и других развитых странах.

Кстати! Менар (ментальная арифметика) популярна у родителей дошкольников и у пожилых людей. Нестандартная математика – отличный метод профилактики болезни Альцгеймера.

Посмотрите короткий репортаж 1 канала о том, как обучают этой системе в китайских школах.

Плюсы, которые не замечают

Вся система обучения по Mental Arithmetic System, основанная на усвоении алгоритмов устного счёта, направлена на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного (с 4 лет), младшего и среднего школьного (по 14 лет). На первом этапе ребёнок работает с абакусом, передвигая костяшки на счётах обеими руками

Одновременно с навыками устного счёта развивается логическое мышление, произвольное внимание, краткосрочная и долгосрочная память, мелкая моторика

Затем ребёнок осваивает формулы счёта, отрабатывает способы выполнения сложения, вычитания. На следующем этапе организуется работа по освоению таблицы умножения, затем с помощью абакуса изучаются правила деления, позднее ученики работают с отрицательными числами, учатся возводить в квадрат и куб и извлекать квадратный, кубический корень.

Основатели школы ментальной арифметики в течение десятков лет работы выявили ряд позитивных изменений, происходящих в учениках:

  • развитие произвольного внимания, механизмов мыслительной деятельности, воображения, способности прогнозировать решение нестандартных задач, творческих качеств ребёнка;
  • рост интереса к учёбе и самооценки;
  • улучшение успеваемости, успешное решение олимпиадных заданий по различным предметам;
  • повышение организованности, дисциплинированности ученика.

Как утверждают психологи, систематические занятия, на которых ребёнок со всеми пособиями работает обеими руками, позволяют развивать и левое, и правое полушария головного мозга, соответственно влияя на совершенствование таких психических процессов, как внимание, восприятие, разные виды памяти, логическое и образное мышление. Поэтому ребёнок, освоивший курс ментальной арифметики, способен воспринимать информацию всеми возможными способами: тактильно, на слух, зрительно, — умеет концентрировать своё внимание, наблюдателен, готов принимать нестандартные решения в нетипичных ситуациях, используя возможности обоих полушарий мозга

Поэтому ребёнок, освоивший курс ментальной арифметики, способен воспринимать информацию всеми возможными способами: тактильно, на слух, зрительно, — умеет концентрировать своё внимание, наблюдателен, готов принимать нестандартные решения в нетипичных ситуациях, используя возможности обоих полушарий мозга

Плюсы и минусы

Способность быстро считать в уме — не самое главное в современном мире, хотя есть любители посетовать на то, что дети все делают при помощи компьютера или электронного калькулятора. Наглядный пример тому – малыши, умножающие и складывающие с легкостью числа в уме, но неспособные при этом решить уравнение с одним неизвестным.

Модное и новое не всегда оказывается самым необходимым, и отзывы о нем могут быть противоречивыми. Поэтому изо всех душевных сил стараясь помочь своему ребенку достичь высот, самое главное – не навредить. Помочь, поддержать, подтолкнуть, стимулировать, но не заставлять насильно, вызывая стойкое отвращение.

Что это такое

Счеты Соробан или Абак (Абакус), по которым в специализированных центрах сегодня учат детей, существуют почти 3 тысячи лет назад, хотя сейчас они и немного изменились. Счеты представляют собой рамку, разделенную горизонтальной перекладиной. Как и в русских счетах, в рамке располагаются палочки с нанизанными на них костяшками. В верхнем ряду располагается по одной косточке, отделенной от остальных четырех перекладиной. Косточки заточены специальным образом, чтобы развивать у детей мелкую моторику.

Таким образом, на одной линии счет Соробан можно представить цифры от 0 до 9. Каждая линия в зависимости от поставленной задачи может обозначать единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. На них можно в короткое время производить различные математические действия: сложение, вычитание, умножение. Все виды вычислений производятся на счетах Соробан слева направо.

Отличие счет Соробан от других модификаций этого счетного аппарата заключается в том, что каждая цифра может быть представлена только одним способом. Следовательно, расположение косточек очень легко запомнить и соотнести их с определенным числом. Если русские счеты помогают легко производить в основном сложение и вычитание, то Соробан обеспечивает скорость, когда производится умножение и деление, поскольку его принцип организации заключается в схеме 4+1.

Польза ментальной арифметики для детей

Мнения ученых о пользе этой методики расходятся. В Индии было проведено исследование: дети должны были выполнить математические действия, находясь в нестандартной ситуации. Их отвлекали, шумели, нарочно громко разговаривали. При этом те ребята, которые занимались ментальной арифметикой, справились с заданием лучше и быстрее, чем те, кто изучал математику традиционным способом.

Американские эксперты не получили столь однозначных результатов. Они проанализировали способности школьников младших классов, часть из которых занималась на абакусе, и не выявили разницы между ними. Еще одно наблюдение показало, что результат зависит от способностей ребенка.

Если оценить мнения ученых, можно сделать следующий вывод: не всегда польза от занятий восточной математикой видна сразу, но вреда от них точно не будет. А некоторые плюсы обучения неоспоримы.

Мелкая моторика

Программа обучения разделена на 2 этапа:

  1. Занятия с абакусом. Ребенок двигает косточки по металлическим стержням, используя обе руки одновременно. Таких стержней чаще всего 13.
  2. Счет в уме. На этом этапе доска с косточками уже не нужна, а все математические операции производятся мысленно.

В начале занятий, при работе со счетами, активно развивается мелкая моторика

Доказано, что она влияет на уровень владения речью, эмоциональный фон, память и внимание. Чем бы ни увлекся ребенок в будущем, моторика упростит освоение новых навыков, будь то игра на музыкальном инструменте, хореография или шахматы

Межполушарные связи

В программе используется асимметричный счет, при котором задействуют указательный и большой пальцы правой руки, а также средний и указательный левой. При этом укрепляется связь между правым полушарием, отвечающим за творческое мышление, координацию движений, формирование зрительных образов, и левым, которое формирует логику, помогает ставить цели и обрабатывать звуковую информацию.

Что может сигнализировать о нарушении связей между полушариями:

  • ухудшение почерка;
  • речь становится более путаной;
  • появляются проблемы с запоминанием информации;
  • ребенку трудно сконцентрироваться.

Занятия ментальной арифметикой помогут восстановить эффективное взаимодействие между полушариями и повысить продуктивность работы мозга. Если вернуться к соробану в зрелом возрасте, можно замедлить разрушение нейронных связей, отсрочить возникновение рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.

Увеличение скорости мышления

Школьная программа предполагает, что первоклассники могут оперировать цифрами до 20, второклассники – до 100. Дети, обучающиеся на абакусе, независимо от возраста, через несколько месяцев способны работать в уме с трехзначными числами. Причем скорость счета и его точность возрастают. Это не значит, что ребенок непременно станет математическим гением. Зато навык пригодится во взрослой жизни и работе, когда будет необходимо быстро рассчитать стоимость покупок в магазине, спланировать расходы и доходы, произвести инженерный расчет или налоговые операции.

Концентрация внимания

Счет в уме требует сосредоточенности и осознанности. Ученики концентрируются на движении пальцев, а затем на ментальных вычислениях. Это помогает развить усидчивость, стрессоустойчивость, внимательность, перестать отвлекаться на посторонние раздражители. Со временем дети транслируют эти полезные привычки и на другие занятия, что повышает их школьную успеваемость.

Развитие памяти

Во время занятий нужно запомнить большое количество информации. В развлекательной форме, с использованием зрительных и тактильных образов, она усваивается проще. Объем памяти увеличивается, запоминание происходит быстрее. Улучшения распространяются на краткосрочную и долгосрочную память.

Развитие правого и левого полушария

Программа обучения построена таким образом, что детям приходится искать пути для решения новых, все более сложных задач. Они лучше адаптируются к нагрузкам, чувствуют себя уверенно. Иногда необходимо выполнять одновременно несколько видов деятельности. Это помогает улучшить работу мозга и защитить его от негативных возрастных изменений в будущем.

Поскольку правое и левое полушария задействованы в равной степени, чтобы найти выход из трудной ситуации, ребенок сможет применить творческий или логический подход. Сбалансированная работа мозга положительно влияет на работу иммунной, гормональной и пищеварительной систем.

Тренажеры:

Друг Доктор

Ментальная арифметика (быстрый счёт) онлайн — тренажёр и теория.

Настоящий курс ментальной арифметики (быстрого счёта) основан на наиболее эффективных приёмах быстрого счета, разработанных профессиональными математиками.

Если вы хотите научиться выполнять арифметические операции исключительно в уме с поразительной скоростью, а также овладеть математическими трюками, которые дадут вам преимущества в повседневной жизни и удивят ваших друзей, то этот курс для вас.

В отличие от активно рекламируемых платных курсов ментальной арифметики с использованием абакуса, предлагаемая методика подразумевает творческий подход к изучению приёмов быстрого счёта, что ведёт к развитию мышления и памяти.

Каждый из уроков курса состоит из теоретической части и практических занятий на онлайн-тренажёре.

Данный курс ментальной арифметики подходит как для взрослых, так и для детей.

Клуб Ментальной арифметики

Основные возможности тренажера

  • Автоматическая генерация примеров на основе заданных параметров
  • Сложение, вычитание, умножение, деление
  • Любое сочетание законов на 5 или 10
  • Произвольное количество разрядов для чисел
  • Десятичные дроби для умножения и деления
  • Показ числе на счетах для начинающих
  • Возможность настройки временных интервалов
  • Индивидуальный и групповой режим
  • Показ примеров на случайном месте экрана, изменение шрифта и цвета
  • Расчет времени окончания всего теста
  • Озвучивание цифр и подсказок
  • Распознавание ответов с помощью микрофона. Возможность управлять процессом исключительно голосом
  • Работа на мобильных устройствах
  • Сохранение настроек в браузере

Легкие числа

Бесплатный месяц обучения ментальной арифметике

  • доступ к обучению на срок 1 месяц
  • пошаговые задания на каждый день
  • текстовые и видео уроки
  • полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан
  • консультации по e-mail

Полный доступ к игре на 1 месяц (3 USD)

  • доступ к обучению на срок 1 месяц
  • полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан

Обучение ментальной арифметике 1 месяц (5 USD)

  • доступ к обучению на срок 1 месяц
  • пошаговые задания на каждый день
  • текстовые и видео уроки
  • полный доступ к тренажеру для обучения ментальной арифметике с помощью счет абакус/соробан
  • консультации по e-mail

Соробан77.ру

«Тренировочный режим» онлайн-тренажера предназначен для практического закрепления знаний по полному курсу теории «Соробан», т.е. рассчитан на пользователя, успешно освоившего все восемь уровней. Порядок пользования онлайн-тренажером приведен ниже:

  1. В окне онлайн-тренажера необходимо ввести исходные данные для работы
  2. В поле ввода «КОЛИЧЕСТВО ЧИСЕЛ» вводится любое целое число от «3» до «99», которое определяет желаемое количество последовательно выводимых на экран чисел.
  3. В поле ввода «ЗАДЕРЖКА» вводится любое целое число от «1» до «30 000», которое определяет интервал времени между выводом на экран предыдущего и последующего значений, выраженный в миллисекундах.
  4. В поле ввода «ОТ» вводится значение минимального разряда выводимых чисел (от «1-значные» до «5-значные») путем выбора одного из значений в выпадающей вкладке.
  5. В поле ввода «ДО» вводится значение максимального разряда выводимых чисел (от «1-значные» до «5-значные») путем выбора одного из значений в выпадающей вкладке.

Угадайка

Представляем вам интерактивный обучающий сайт, с элементами которого можно взаимодействовать, для изучения арифметики с помощью абакуса (соробана). Абакус — это отличный инструмент, чтобы научиться быстрому счету и особенно может быть полезен для школьников младших классов. Идея заключается в том, чтобы отойти от «скучных» и «сухих» цифр и перейти к «образному счету». С помощью бусинок абакуса у человека возникают образы для каждого математического действия.

Образы намного лучше запоминаются, чем просто цифры и математические знаки.

Человеческий мозг работает с образами в разы быстрее чем с простым счетом «на пальцах».

Последовательно выполняя одно задание за другим, вы сможете освоить принцип счета на абакус и помочь вашему ребенку сориентироваться, как считать на абакусе (соробане).

Мнение специалистов о ментальном счете

Ответ будет не полным, если о ментальной арифметике мы не услышим мнение гуру в этих вопросах. Поэтому давайте услышим их рецензию.

Что говорят сами преподаватели?

Конечно же, когда о ментальной арифметике говорят сами учителя, дающие эти знания вы услышите только хорошие отзывы о курсе. И это понятно, сложно найти недостатки в том, чем ты занимаешься каждый день, получаешь удовольствие от проделанной работы и результатов. Учителя говорят, что дети на много лучше и быстрее считают, логически рассуждают, улучшается фотографическая память, да и вообще память в целом.

Но мне все-же удалось найти один отзыв преподавателя ментальной математике, которая не так уж и довольна самой методикой:

НеЗлая — преподаватель ментального счета (с сайта irecommend.ru):

Полный отзыв читайте вот тут.

Рецензия психологов

Психологи же считают, что ментальная математика вовсе не панацея и не чудо -метод. Это лишь один из вариантов, который позволяет развить способности ребенка в каком то определенном направлении. Что бы тренировать мозг с таким же успехом можно играть в шахматы и учить иностранный язык, а не напрягать ребенка умножением пятизначных чисел.

Вот еще один интересный отзыв психолога:

Мысли учителей, которые не преподают ментальный счет

Согласитесь, с каждым пунктом становится все интереснее. Теперь давайте узнаем мнение еще одних экспертов. А именно тех, кто учит наших крох в школах и не имеет никакого отношения к преподаванию ментальной арифметики.

Тут мнение неоднозначное. Многие говорят, что детки действительно становятся более усидчивыми и считают быстро. Но возникают новые проблемы, ведь в школе учат складывать по определенной схеме (например в столбик), а малыши, изучающие абакус, считают в уме и не хотят складывать в столбик как все. А это нарушает процесс обучение и доставляет дополнительные хлопоты.

Так же есть мнение, что не стоит тратить несколько лет ребенка, чтобы научить его складывать и умножать многозначные числа. Ведь такие задания попросту не встречаются ни в жизненных ситуациях, ни в школе.

Вот интервью дает Ильяс Шакенов, учитель физики и математики:

Что думают врачи о ментальной математике?

Когда спрашивают мнение врачей в таком вопросе, то родителей прежде всего волнует не опасны ли такие занятия для малыша. Все врачи единодушны и считают такие занятия совершенно безопасными. Главное все делать в удовольствие.

Методика, которую используют в SmartyKids

Развивающие центры SmartyKids работают с микро-группами, в которых один педагог занимается одновременно с 4 или более воспитанниками. Максимальное количество человек в группе — 10. Занятия построены так, чтобы новый материал чередовался с повторением, вычисления — с игровыми моментами и физкультурными паузами, а работа в группе сменялась индивидуальной и парной.

Педагоги используют приёмы геймификации и мультипликации, разнообразные компьютерные технологии. Так гармонично сочетается индивидуальная работа, развивающая самостоятельность, и работа в команде, формирующая коммуникативные качества ученика. На каждом уроке маленькие гении узнают что-то новое и совершают своеобразное открытие, развивается их представление о мире. В центрах SmartyKids не ставят плохих оценок и не осуждают за ошибки, наоборот, помогают их исправить совместными усилиями.

Похоже ли освоение приёмов вычислений на весёлую игру? И да, и нет! Нужно иметь в виду, что ребёнку задаются домашние задания небольшого объёма, предполагающие выполнение тренировочных заданий устно, с помощью печатных пособий или образовательной онлайн-платформы.

Занятия ведутся в нескольких возрастных группах:

  • 4-6 лет;
  • 7-10 лет;
  • 11-14 лет.

Программы и учебные пособия разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность каждого занятия. Преподаватели систематически проходят специальное длительное обучение и стажировки, обмениваются опытом на конференциях и семинарах.

Можно ли научиться самостоятельно

Центры устного счета есть далеко не во всех городах. Конечно, лучше обучаться под присмотром специалистов, но что делать, если такой возможности нет? Можно ли обучать детей самостоятельно?

Методика традиционной ментальной арифметики не слишком сложная и  родителям придетсяне сложно досконально в неё вникнуть. Помогут в этом книги и видео. Обучающее видео по урокам демонстрирует в медленном темпе, как работать со счетами. Конечно, видео предпочтительнее, чем книги, так как на нем все наглядно показано.

Книги по традиционному устному счету вполне доступны. Они написаны на основе опыта специалистов. Так, можно взять «на вооружение» справочное пособие Давида Берназани, где методика описана с демонстрацией принципа всех математических действий: умножение, деление, сложение и вычитание.

Отзывы утверждают, что разобраться самостоятельно в методике можно. После родители могут объяснить ребенку принцип вычисления. Но самая большая трудность – отработка скорости вычислений в уме. Здесь нужна помощь специалистов.

Методике Соробан, которая усовершенствовала традиционную ментальную арифметику, самостоятельно обучиться и получить нужные результаты,  возможности нет. Методика располагает запатентованными счетами Соробан и специально разработанной программой для компьютера, в которой дети отрабатывают навыки счета. Доступ к этому онлайн тренажёру даётся только ученикам школы. Все методические материалы, разработки уроков, специально выстроенная система обучения, разработана и проверена для деток специалистами Центра Соробан.

Так что в качестве помощника для развития малыша методика Соробан вполне заслуживает внимания. 

Что будем развивать?

Так вот, по методике, которой обучалась я, ребенок в процессе занятий получает развитие следующих сфер:

  • мелкая моторика;
  • меполушарные связи;
  • скорость мышления;
  • память;
  • концентрация внимания;
  • развитие правого и левого полушария мозга.

Давайте поподробнее о том, как же это все происходит? Как развивается? За счет чего?

Мелкая моторика

Ну, тут все понятно. Работа с соробаном – это работа пальчиками, которым приходится постоянно передвигать маленькие косточки на спицах. От чего маленькие пальчики развивают свою мелкую моторику, хотят они этого или не хотят.

Межполушарные связи

Их укрепляем за счет асимметричного счета. Что такое асимметричный счет? Это когда на правой руке для счета применяются большой и указательный пальцы, а на левой – средний и указательный.  Это все равно, что делать упражнения на развитие этих межполушарных связей.

Попробуйте, например, правой рукой рисовать в воздухе круг, а левой треугольник. Ну как? Не просто! Потому что связи межполушарные слабенькие. А если их тренировать с помощью ассиметричного счета они становятся все крепче.

В некоторых школах применяется симметричный счет, то есть на обоих ручках задействуются одни и те же пальцы. Но это уже не так полезно.

Плюс, деткам в качестве игр дается рисование двумя руками или запись чисел двумя руками, и левой и правой одновременно. Думаете невозможно это? Ошибаетесь! Еще как возможно!

Увеличение скорости мышления

Скорость мышления мы увеличиваем постепенно за счет увеличения скорости диктовки примеров для детей. Причем, интересная история, при решении примеров ребенку необходимо очень быстро выбрать правильный вариант выполнения действия.

Ведь это же не обычная математика и примеры мы здесь решаем не в уме, а именно с помощью счет. Допустим, прибавить четверку можно тремя разными способами в зависимости от ситуации. Вот ребенок и ориентируется на ситуацию и быстренько выбирает правильный способ выполнения действия. Хочешь — не хочешь, а быстро думать придется)

Развитие памяти

Есть такое понятие, как фундаментальные упражнения.  Это отработка любой новой темы тремя видами памяти. Они выполняются в обязательном порядке.

Выполняем упражнения на соробане пальцами — развиваем мышечную память.

Смотрим на соробан глазками — тренируем зрительную память.

Проговариваем то, что делаем — дополняем памятью слуховой.

А еще есть такие флэш-карты, с их помощью мы тренируем фотографическую память.

Флэш-карты – это карточки с изображением спиц соробана с набранными на них числами. С этими флэш-картами проводят много игр, их показывают деткам, очень быстро, буквально вспышкой и детки должны за какую-то долю секунды понять, что за число они видели.

Концентрация внимания

Здесь очень помогает так называемое правило знаков, которое применяется во время диктовки примеров. Вот, допустим, пример:

По правилам, его мы будем диктовать так:

Уловили? Повторяющиеся знаки не проговариваются

Здесь очень нужно именно сконцентрироваться, чтобы ничего не пропустить важного

Развитие правого и левого полушария

Лидером выступает ментальный счет. Что такое ментальный счет? Это когда дети считают вроде как на соробане, но соробана на самом деле под рукой и перед глазами нет. То есть, они его представляют себе.

Необходимо вызвать образ соробана. А за вызывание образов как раз и отвечает правое полушарие нашего мозга. А вот выдавание ответа – это уже забота полушария левого, отвечающего за подсчеты и логику. Таким образом, получается, что в работе задействованы оба полушария.

Кроме перечисленного, детишкам на занятиях предлагаются различные игры, которые так же способствуют развитию. Здесь нет ничего, что бы делалось просто так. Все направлено на развитие ребенка.

Ну как? Есть польза от ментальной арифметики? Я ее вижу очень хорошо. А вы? Мы скоро приступаем к домашнему изучению этой науки, расскажем, что у нас из этого получится)

Ваша, Евгения Климкович

Новаторская методика — мнение родителей

Если не примыкать к числу сторонников или противников методики с применением абакуса, можно увидеть интересные тенденции. При изучении арифметических действий ментальная арифметика отрицательные отзывы родителей не вызывает. Хотя некоторые все же относятся к ней с чувством неприятия и скептицизмом.

Для успешного усвоения материала требуется здоровый интерес ребенка и определенные склонности. Если малышу тяжело даются занятия (а это происходит, когда он не интересуется числами или математикой), бесполезна любая ментальная арифметика. Отзывы родителей, искренне уверовавших в новое и прогрессивное в педагогической мысли, приобретают разочарованный и скептический характер.

Негативные моменты

Ребенок выучивается считать на абакусе, с легкостью выполняет в уме простые арифметические действия, но зависает там, где требуется логика, и испытывает большие трудности в решении уравнений.

Теперь стоит вернуться немного назад и прочитать, что обещают детям при обучении системе счета под названием «ментальная арифметика». Отрицательные отзывы родителей, обманутых в своих ожиданиях, требуют объяснить, почему не произошло обещанное развитие второго полушария, отвечающего за логику. А спокойные, уверенные и методичные преподаватели терпеливо разъясняют, что причина подобных неудач кроется в индивидуальности каждого ребенка и особенностях методики. Ментальная арифметика, отзывы специалистов о которой вызывают восторженные и одобрительные эмоции, дает сбой сразу по нескольким параметрам:

  • не подходит ни в раннем возрасте (4-летним чаще неинтересно), ни в позднем (с 12 лет научиться практически невозможно, если нет определенных способностей);
  • не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление (хотя обучает быстрому механическому счету в уме);
  • не подходит любому ребенку, у которого нет склонности к математике;
  • не универсальная, а избирательная методика.

Обещанные бонусы в изучении английского и музыки оказываются невостребованными, если ребенок не изучает дополнительно музыку и у него нет способностей к языкам. А способности к языкам часто оказываются счастливым свойством гуманитариев, которые, при всем своем желании, никак не могут заставить себя полюбить математику. Механическая система счета при помощи костяшек или бусинок, расположенных вертикально или горизонтально, более под силу тем, кто идет в бухгалтеры, чем тем, кто предпочитает изящную словесность.

Практические задания курса:

  • Модуль 1. Установление соответствия между названиями методов и правил ментальной арифметики и их практическими примерами, между формулами ментальной арифметики и примерами их применения
  • Модуль 2. Соотнесение основных задач математического развития детей дошкольного возраста с их примерами. Установление соответствия между особенностями логико-математического мышления дошкольников и детей младшего школьного возраста, между подготовительными заданиями для усвоения смысла действия сложения и их целями.
  • Модуль 3. Разработка конспекта занятия по ментальной арифметике в детском саду или начальной школе по представленному плану.

Методические материалы:

В каждом модуле программы размещены видеоматериалы по обучению работе с абакусом, а также системой работы с детьми по изучению последовательности действий сложения и вычитания в ментальной арифметике (формулы сложения и вычитания +1,+2,…+5; -1,-2….-5).

Также программа включает видеоматериалы по системе полезных игр и упражнений с детьми по нейрогимнастике, укреплению межполушарных взаимодействий, работе с таблицами Шульте.

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете сущность и педагогический эффект системы ментальной арифметики.
  • Вы готовы вести развивающие занятия с дошкольниками и младшими школьниками, способны применять методы и технологии ментальной арифметики.
  • Вы умеете обучать быстрому счёту с помощью абакусов и раздаточных материалов.

Применение результатов обучения

В отечественной педагогической науке и практике выработано множество методов и приёмов интеллектуального развития дошкольников и младших школьников. Они с успехом применяются на занятиях по предшкольной подготовке, а также в процессе обучения в начальной школе. Одной из эффективных развивающих технологий является ментальная арифметика, способствующая формированию навыков быстрого счёта. Обучение по программе позволит педагогам применять методы ментальной арифметики:

  • на уроках математики в начальной школе;
  • на занятиях в детском саду;
  • на развивающих занятиях с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования.

Как сделать правильный выбор

Никто не спорит, что родители желают своему ребенку только самого лучшего. И они готовы платить уйму денег, лишь бы он развивался. Таких мамочек можно увидеть сразу. В детских магазинах они берут только «правильные» игрушки, их малыши записаны на все возможные кружки, а на вопрос ребенка: «Мама, можно я в мячик поиграю?» они отвечают: «Нельзя, можешь ножку поранить — тогда не сможешь ходить на шахматы».

Но хочет ли сам ребенок такого детства? Не лишаем ли мы его полезного футбола, веселых «казаков-разбойников» и пряток? Мы все хотим воспитать гения, но есть ли этот зародыш в нашем милом ангелочке? А может быть, наша невинность хлопнет глазками в 16 лет и умчится исполнять все свои заветные мечты наперекор родителям? И кровиночку уже будет невозможно остановить и оградить от ошибок. Ведь, как показывает практика, чем больше родители ограничивают ребенка в детстве, тем больше он рвется на свободу, будучи подростком, и тем больше глупостей совершает.

Когда и где берет начало ментальная арифметика?

Родиной ментальной арифметики считаются страны Востока: Китай и Япония.

Началом ее существования можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.

Известно, что в России в конце XV столетия были придуманы так называемые «русские счеты». Их особенностью было то, что в них применялась десятичная система счисления.

В XVI веке китайской счетной доской суаньпань заинтересовались в Японии. Японские счеты использовали пятеричную систему счисления и назывались соробан (абакус).

Современные японцы считают, что и сегодня обучение счету с использованием соробана имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным подсчетом на бумаге. Этот метод тренирует мозг, увеличивая количество нейронных связей, и способствует развитию интеллекта и творческих способностей.

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. На своей родине — Японии, она включена в школьную программу как обязательный предмет.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России. Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка.

Это методика тренировки головного мозга, благодаря которой, ребенок приобретает навыки правильного и быстрого счета в уме. Также ментальная арифметика нацелена на развитие обоих полушарий мозга, помогая ребенку в дальнейшем воспринимать и запоминать большой объем информации, правильно обрабатывать усвоенное, мыслить логично и быстро принимать решения.

Есть ли конфликт между обучением счету в школе и ментальной математикой?

Не стоит думать, что занятия ментальной арифметикой непосредственно готовят ребенка к освоению программы по математике для начальной или средней школы.

В современных условиях, когда в школе может использоваться один из учебно-методических комплектов, включённый в федеральный перечень и предполагающий изучение основ математических знаний на основе определённых подходов и принципов, подготовить ребёнка к тому, что ждёт его на уроке, в большинстве случаев невозможно.

Ментальная арифметика далека от пресловутого «натаскивания», она имеет широкую направленность и поэтому может считаться универсальной методикой, потому что готовит ребёнка к решению любых учебных и не учебных задач, позволяет освоить алгоритмы их решения.

Занятия по ментальной арифметике не способны принести вред обучению в школе, они активизируют мышление, дают толчок к общему развитию, помогают раскрыть природные способности ребёнка, его потенциал.

Основы ментальной арифметики

Ментальная арифметика – это уникальная методика быстрого устного счета, пришедшая к нам из Китая. В её основе является устный счёт на воображаемом абакусе. Абакус – это древняя счетная доска, которая появилась в Древней Месопотамии и Древней Греции.

Ребенок учится сначала считать на самом абакусе, перебирая обеими руками косточки. А уже через пару занятий он представляет его в своём воображении и вычисляет ментально. Благодаря этой методике оба полушария головного мозга развиваются одновременно. Малыш учится мыслить и аналитически, и творчески. В результате дети умеют не только мгновенно считать сложные арифметические примеры в уме, но ещё у них развивается воображение, улучшается память, формируется концентрация внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector