Уровни общего недоразвития речи у детей

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня

Дети с ОНР 3 уровня в основном учатся в специализированных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, которые условно относятся к верхней границе 3 уровня, могут обучаться в общеобразовательной школе. Со всеми из них работает логопед.

Задачи логопеда охватывают два направления:

  • формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структуры, освоение элементарных грамматических навыков;
  • развитие связной речи.

Занятия по коррекции звуковой стороны лучше всего проводить в небольших группах по 6–7 детей, объединенных общим звуковым дефектом.

Речевое недоразвитие обладает большей вариативностью, и потому более результативны будут индивидуальные занятия или занятия в подгруппах не более трех человек.

Обогащайте словарный запас детей, учите правила грамматики. В результате такой работы дети накапливают багаж знаний о звуковой, синтаксической и морфологической стороне речи и постепенно переходят к самостоятельному развитию речи в результате свободного общения.

Проводить обследование детей с ОНР и определять методы коррекции речевых нарушений логопеды научатся на курсах повышения квалификации в АНО «НИИДПО».

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда

36 часов (1 неделя)

3500 руб. 2024 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4959 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что стать слушателем курсов может каждый, независимо от места жительства. Всё обучение проходит на специальной платформе в интернете. Теоретическая часть (лекции и вебинары) дополняется практическими заданиями. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации. Выбрать удобное время для обучения легко — набор в группы проводится в течение всего года.

За новыми знаниями и навыками приходите к нам в НИИДПО!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ГорбуноваЕлена Викторовна

Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Другие статьи автора

  • Техники для развития личностных качеств педагога ДОО
  • Важные качества логопеда
  • Взаимодействие воспитателя с психологами, дефектологами и другими специалистами

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Осложнения

Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.

Прогноз и профилактика

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие. Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Коррекция ОНР 2 уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.

Природа дефекта

Причины системного недоразвития речи 2-го уровня подразделяются на физиологические и социальные. К социальным относят как прямые дефекты воспитания — педагогическую запущенность, недостаточность общения, так и неблагоприятные условия развития: если родители глухонемые или дома говорят на разных языках.

Физиологические причины встречаются чаще. Это патологии строения органов ротовой полости и неврологические нарушения, связанные с поражением головного мозга. Часто задержки речи бывают последствиями:

  • тяжелой беременности,
  • трудных родов,
  • инфекций,
  • отравлений,
  • черепно-мозговых травм.

Часто у страдающих ОНР 2-й стадии детей встречаются гиперкинезы (тики), нарушения координации движений, мелкой моторики. Порой таким пациентам сложно сосредоточиться на задаче, они быстро устают. Нередко встречаются недостаточность слухоречевой памяти и вербально-логического мышления. Все эти нарушения не только сопутствуют нарушениям речи, но и в различной мере обусловливают их. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» обеспечивает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка.

Диагностика

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Диагностика ОНР 2 группы

К диагностике подходят комплексно. В ней принимают участие педиатр и узкие специалисты — отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.

Задача педиатра — собрать анамнез, оценить общее состояние здоровья пациента, дать направление к другим врачам.

Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.

Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями. К ним относятся, например, аутизм, олигофрению.

Задача невролога — оценить неврологический статус малыша, поскольку чаще всего нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, речевых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.

Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень речевого недоразвития и составить коррекционную программу.

В случае необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры и логопедический массаж. Важна и роль родителей — они тоже должны заниматься с чадом дома.

В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Возможно, потребуется операция по устранению дефекта, который мешает крохе говорить.

Диагностика у логопеда

Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате осмотров других узких специалистов. Просит родителей предоставить информацию о протекании беременности и родов, речевой активности малыша, когда он начал агукать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.

Логопед оценивает моторику малыша, особенно мелкую, поскольку имеется связь между моторным и речевым развитием.

Далее он оценивает устную речь маленького пациента — каждый ее компонент. Это необходимо для определения речевого недоразвития и степени понимания малышом родного языка. Он оценивает это по 4-м критериям:

  1. Связность. Логопед оценивает, насколько связно и грамотно говорит малыш, порядок слов в предложениях, последовательность и логичность изложения. При общем недоразвитии речи второго уровня дети не могут последовательно излагать свои мысли или рассказать что-то. Для оценки этой характеристики речи логопед дает крохе картинку, которую он должен описать, или аудиозапись, которую нужно пересказать. Или просто задает вопросы, на которые малыш должен ответить;
  2. Лексико-грамматические процессы. Оценивается, насколько малыш понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, согласования, а также обобщающие категории, формы, цвета, свойства. Детки с общим недоразвитием речи второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, близких по смыслу, а фразы в целом строит с грубыми ошибками;
  3. Слоговая структура. Сложные слова детки с группой развития речи 2 упрощают, сокращают до 1 – 2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
  4. Звукопроизношение. При ОНР II степени оно страдает. Малыши могут неправильно выговаривать до 20-ти звуков — это почти все группы. Звуковой анализ они провести не могут из-за нарушений фонематического слуха.

На основании полученных данных специалист определяет форму речевой патологии, степень ее выраженности и составляет индивидуальную коррекционную программу.

ОНР 2 уровня: характеристика речи

Говорить малыши начинают с опозданием — к 3-м – 4-м годам, а то и позже. Из-за ограниченного словарного запаса говорят короткими, простыми предложениями максимум из 4-х слов. Речевые навыки позволяют малышу выразить свое желание, обозначить бытовые предметы обихода и их действия.

В общении по-прежнему пользуется невербальными инструментами — мимикой, жестами, аморфными словами. Союзы, предлоги, падежи — все это они выбрасывает.

Но детки намного лучше понимают обращенные к ним слова, чем при первой группе недоразвития. Хотя по-прежнему не знают фигур, цветов, названий частей тела.

Страдает фонематический слух: малыш не может вычленить изолированный звук, определить его положение в слове, подобрать слова с этим звуком. Путает и неправильно говорит практически все группы звуков.

Внешне детки с ОНР 2 степени неуклюжи, у них плохая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика, часто имеются неврологические проблемы. У них хуже память и мыслительные процессы, чем у сверстников, они быстро устают, отвлекаются, не могут сосредоточиться.

Диагностика

Распознавание и выявление различных речевых расстройств – это не только функция логопеда. Первичная диагностика осуществляется родителями или ближайшим окружением ребенка. В эпоху развития современных технологий каждый заинтересованный взрослый способен самостоятельно отслеживать РР (речевое развитие) своего малыша, а также способствовать активизации этих процессов. Первые признаки задержки развития речи могут отмечать и взрослые.

Также за развитием речи и общим физическим состоянием наблюдают детские специалисты (в том числе невропатолог и педиатр). Их заключения помогают логопеду составить полную картину − изучить так называемый «речевой анамнез» − особенности протекания беременности, родов, первого года жизни ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector