Общее недоразвитие речи iii уровень .методики,направленные на коррекцию онр 3 уровня. учебно-методический материал по логопедии по теме

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.

Патогенез

При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Классификация ОНР — 4 уровня нарушения

Типичное состояние детей с патологией в языково-речевом развитии разделяется на четыре уровня. Степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии болезни.

Современная логопедия разделяет классификацию дефекта на клиническое и педагогическое направление. Они активно дополняют друг друга. А главное у них одна цель: определить логопедическое заключение, направленное на комплектование детских групп с речевыми дефектами. Это необходимо для того, чтобы осуществить системное дифференцированное воздействие на исправление речи, учитывая симптомы и механизм патологий.

Клиническая и педагогическая классификация ОНР по уровням нарушения в таблице:

Уровень нарушения Клинические проявления Психолого-педагогическая классификация
ОНР 1 уровня (отсутствие общеупотребительной речи).
  • значительно беден словарный запас;
  • широкое использование мимики, жестов;
  • понимания больше, чем ребенок может сказать;
  • сокращение сложных слов;
  • отсутствие связной речи.
Фонетические нарушения произношения одного звука или целой группы.
ОНР 2 уровня (с зачатками фразовой речи).
  • появление искаженных, но общеупотребительных слов;
  • замена звуков;
  • неправильное употребление падежей и согласование слов;
  • неточное именование предметов;
  • отсутствует возможность объединения предметов в группы;
  • плохое произношение многих звуков;
  • нарушение слоговой структуры многосложных слов.
Фонетико-фонематическое расстройство процессов -фонематического слуха и восприятия.
ОНР 3 уровня (развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонематической патологии).
  • путаница с шипящими звуками;
  • затруднена фиксация языковой конструкции;
  • допущение ошибок в трудных словах;
  • использование только простых предложений;
  • ошибки в ударениях, падежах.
Системное недоразвитие речи с нарушением всех компонентов речевой системы.
ОНР 4 уровня (отдельные сложности и ошибки).
  • непонимание оборотов речи;
  • неправильное звукопроизношение;
  • нечеткая дикция;
  • нарушение слоговой структуры слова;
  • затрудненное образование новых слов;
  • недостаточная внятность;
  • вялая артикуляция.
Расстроена коммуникативная функция речи. Возможно сочетание нескольких уровней.

Логопеды, опираясь на клинический и педагогический уровень, проводят диагностику, чтобы выявить общее расстройство речи у ребенка и провести своевременную коррекцию.

Профилактика

Лучшая профилактика для любого ребенка – это, конечно, внимание родителей. Поскольку ОНР 3 уровня гораздо проще в лечении, восстановиться после этой стадии отклонения не очень тяжело, но лучше все же его совсем не допустить

Для того чтобы исключить риски, родители могут принять следующие меры:

  1. в младшем возрасте как можно лучше оградить ребенка от вирусных и инфекционных заболеваний;
  2. уделять большое количество времени развитию навыков коммуникации – общаться с малышом и поддерживать его желание общения со сверстниками, помогать в разрешении любых недопониманий;
  3. не допускать возможных травм головного мозга;
  4. как можно сильнее стимулировать речевую активность у ребенка с самого раннего возраста.

Симптомы ОНР

  • Речь формируется позднее, чем у здоровых детей. В норме первые слова ребенок начинает говорить до года, а при ОНР – в 3-4, а иногда и в 5 лет.
  • Ребенок может хорошо понимать речь других, но не в состоянии выразить собственные мысли.
  • Наличие в речи грамматических и фонетических ошибок.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лучшие врачи по лечению общего недоразвития речи

8.6

Дефектолог

Шакирова Ирина Анатольевна

Стаж 17
лет

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 38
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

8

Логопед

Середа Марина Васильевна

Стаж 9
лет

Буду Говорить на Теплом стане

г. Москва, ул. Теплый стан, д. 11 к.1

Теплый стан
2.6 км

Буду Говорить на Днепропетровской

г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 2

Южная
500 м

Пражская
1.5 км

8 (495) 185-01-01

8 (495) 185-01-01

8

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Шкарина Анастасия Алексеевна

Стаж 5
лет

Буду Говорить на Лесной

г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419

Белорусская
500 м

Белорусская
770 м

Менделеевская
1 км

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна

Стаж 26
лет

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Улица 1905 года
290 м

Краснопресненская
1.4 км

ABC медицина в Ромашково

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

Молодежная
8 км

8 (499) 519-36-05

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед
Дефектолог

Лядова Елена Сергеевна

Стаж 24
года

Буду Говорить на Лесной

г. Москва, ул. Лесная, д. 43 оф. 419

Белорусская
500 м

Белорусская
770 м

Менделеевская
1 км

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 14
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, Новослободская, д. 18

Менделеевская
60 м

Деловой центр
120 м

Выставочная
590 м

8 (495) 185-01-01

8.2

Логопед
Дефектолог

Агафонова Алина Олеговна

Стаж 2
года

Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр

г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3

Медведково
740 м

8 (495) 185-01-01

8

Логопед

Михайлова Татьяна Алексеевна

Стаж 12
лет

Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации Отрадное

г. Москва, Северный б-р, д. 3, корп. 1

Отрадное
380 м

Владыкино
2.9 км

8 (495) 185-01-01

8.2

Логопед

Пенцак Юлия Юрьевна

Стаж 9
лет

Центр детской нейропсихологии Альтера Вита

г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, к. 5

Каховская
1.1 км

Нахимовский проспект
1.1 км

Севастопольская
1.4 км

8 (495) 185-01-01

Уровни и формы ОНР

Поскольку речевые расстройства многообразны и отличаются степенью стойкости и тяжести, принято различать уровни и формы ОНР. Формы указывают на анатомический дефект, лежащий в основе нарушения речи, а уровни отражают степень этого нарушения и его конкретную выраженность (недоразвитие какого именно компонента речи преобладает).

К формам ОНР относят:

  1. Неосложненную (в основе лежат минимальные мозговые дисфункции). При этой форме для ребенка характерна нормально выраженная потребность в общении, однако, в силу органических поражений, нарушены эмоционально-волевое развитие, моторная ловкость, что приводит к тому, что для окружающих детей такой ребенок может выступать не как самый желанный партнер по взаимодействию.
  2. Осложненная (в основе лежат неврологические нарушения). Первичный дефект обуславливает не только речевые, но и иные моторные и психические расстройства. Поэтому осложненные формы часто встречаются у детей с ДЦП, психопатическими синдромами, аутизмом. Общение со сверстниками в таких ситуациях значительно осложняется, что лишает ребенка возможности скорректировать дефект за счет нахождения в языковой среде.
  3. Грубое недоразвитие (обусловлено нарушением речевых центров ГМ). Способности к освоению речи у детей с такими нарушениями сведены к минимуму. Даже при условии систематической и полноценной коррекции речь ребенка не будет похожа на речь нормально развивающегося сверстника.

Уровни речевого развития:

Уровень Форма Проявления
1 ГНР Отсутствие речи, только лепет
2 ГНР Бедный словарный запас, односложные предложения, аграмматичность речи, значительные фонетические искажения
3 Осложненная Парциальное лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие речи
4 Неосложненная Невыраженные фонетико-фонематические затруднения, легкие аграмматизмы в речи

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня

Дети с ОНР 3 уровня в основном учатся в специализированных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, которые условно относятся к верхней границе 3 уровня, могут обучаться в общеобразовательной школе. Со всеми из них работает логопед.

Задачи логопеда охватывают два направления:

  • формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структуры, освоение элементарных грамматических навыков;
  • развитие связной речи.

Занятия по коррекции звуковой стороны лучше всего проводить в небольших группах по 6–7 детей, объединенных общим звуковым дефектом.

Речевое недоразвитие обладает большей вариативностью, и потому более результативны будут индивидуальные занятия или занятия в подгруппах не более трех человек.

Обогащайте словарный запас детей, учите правила грамматики. В результате такой работы дети накапливают багаж знаний о звуковой, синтаксической и морфологической стороне речи и постепенно переходят к самостоятельному развитию речи в результате свободного общения.

Проводить обследование детей с ОНР и определять методы коррекции речевых нарушений логопеды научатся на курсах повышения квалификации в АНО «НИИДПО».

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда

36 часов (1 неделя)

3500 руб. 2024 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4959 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что стать слушателем курсов может каждый, независимо от места жительства. Всё обучение проходит на специальной платформе в интернете. Теоретическая часть (лекции и вебинары) дополняется практическими заданиями. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации. Выбрать удобное время для обучения легко — набор в группы проводится в течение всего года.

За новыми знаниями и навыками приходите к нам в НИИДПО!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ГорбуноваЕлена Викторовна

Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Другие статьи автора

  • Техники для развития личностных качеств педагога ДОО
  • Важные качества логопеда
  • Взаимодействие воспитателя с психологами, дефектологами и другими специалистами

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

ОНР 2 уровня: особенности

В медицинской практике принятая единая классификация нарушений в формировании речевых навыков. ОНР может быть 1, 2, 3 уровня, их характеристика поможет определить степень расстройства в каждом индивидуальном случае. К этой патологии относят и совсем неговорящих детей (хотя к их возрасту начальные речевые навыки уже должны быть сформированы), и детей, которые стараются выразить свои мысли, но не могут правильно использовать слова, и тех детей, чья проблема состоит только в правильном произношении.

Характеристика для ОНР 2 уровня имеет следующие особенности:

  • ребенок старается выразить свои мысли не только с помощью нечленораздельных звуков и жестов, но уже может использовать отдельные, часто встречающиеся слова, однако только в искаженной форме (не каждый взрослый человек сможет понять, что с помощью этих слов ребенок хотел сказать);
  • проблема возникает в постановке ударений, верно ребенок может их поставить только в том случае, если правильный вариант ударения в слове – на последний слог;
  • ребенку трудно сформировать мысль в единую последовательность: он может пользоваться перечислением (предметов вокруг себя, своих действий и т. д.), но составить несколько предложений с нужной последовательностью слов и выражения мысли он не может;
  • в речи совершенно не используются синонимы – слова со схожим смыслом могут выражаться только с помощью жестов и обозначений;
  • в речи не используется и не распознается средний род у существительных;
  • на вопросы ребенок отвечает только в именительном падеже, тем самым упрощая себе задачу в построении грамматической конструкции.

Для устранения ОНР 2 уровня необходима коррекционная работа – для полноценного дальнейшего развития ребенку необходимо научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в социуме. Начинать ее ранее четырех лет (как, впрочем, и ставить сам этот диагноз) – бессмысленно, ведь до этого возраста уровень речевых навыков находится на самой ранней стадии формирования.

Однако грамотно наблюдая за комплексным развитием ребенка, можно сделать прогноз на ОНР 2 уровня в 3 года и принять соответствующие меры, чтобы не дать патологии проявиться в более старшем возрасте.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Коррекционная программа при ОНР 2 уровня

Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.

Коррекционная программа преследует несколько целей:

  1. Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
  2. Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
  3. Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
  4. Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.

Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.

Прогноз ТНР ОНР 2 уровня

Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.

В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.

Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.

Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей

Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы

Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.

Профилактика речевого недоразвития

Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.

Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.

Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.

В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector