Два способа научить ребенка плавать в 6-10 лет и старше
Содержание:
- Академический вариант
- Бассейн в ДОУ по ФГОС
- Занятия плаванием в бассейне для детей
- Часть II. Подготовка к плаванию
- Важные советы
- Что это дает для здоровья?
- Почему нужно ходить в бассейн?
- Какие необходимо приобрести средства для плавания грудничков?
- Лучшие бассейны для малышей
- Самый важный принцип учебы
- Учим плавать
- Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Академический вариант
Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.
В таком случае нужно делать следующие упражнения.
Дыхание в воду
Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.
Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.
Плавание с доской
Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.
Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).
Выглядит это следующим образом:
Момент выдохаМомент вдоха
Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).
Бывает также, что ребенок больше склонен к “лягушачьим толчкам” ногами – то есть к брассу. Если это так – то пусть плавает с доской, делая такие движения.
Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:
На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.
Стрелочка
Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.
Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.
Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой
Подключение рук
После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.
Здесь есть три варианта:
-
Если ноги работали кролем, то на первом этапе можно к ним подключить руки брассом, поскольку такой гребок проще и понятнее ребенку (он близок к интуитивно понятному плаванию по-собачьи).
Результат: ребенок плавает в стиле “ноги – кроль, руки – брасс”. Это вполне нормальный и допустимый стиль для начинающего.
-
Если ноги работали кролем, то можно также и сразу осваивать гребки кролем.
Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.
Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.
Результат: ребенок освоил плавание кролем.
Бассейн в ДОУ по ФГОС
ФГОС предъявляет отдельные требования для бассейнов в дошкольных учреждениях.
Бассейн должен быть безопасным, не содержать вредных веществ. Способ обработки должен подходить для маленьких детей. Требуется обеспечить бассейн необходимым инвентарем.
Температурные нормы от 30 до 32 °С. При этом не следует водить ребят на прогулку после занятий в воде. В таком случае должно пройти около часа, прежде чем ребенок отправится на улицу. Но лучше запланировать прогулку до занятий в бассейне.
Важно. В помещении поддерживается режим 29-30 °С, который по пути к раздевалке снизится до 26 °С
Раздевалка, бассейн и душевая должны располагаться по очереди. В помещении обязательно должны быть предусмотрены туалетные комнаты. Занятия начинаются с 15 минут в младшей группе, время постепенно увеличивается. Максимальное время занятий – полчаса. По полчаса занимаются уже только старшие группы.
Плавание в ДОУ
Дети должны приучаться слушать инструктора, не играться и соблюдать технику безопасности.
Занятия плаванием в бассейне для детей
Занятия плаваньем в бассейне для детей можно разделить на оздоровительные и спортивные. Даже если вы записали ребенка в секцию, первый год он будет заниматься оздоровительным плаваньем. Это необходимо для наращивания мышечной массы, ознакомления с техникой и адаптации организма к частому пребыванию в воде.
При занятиях в бассейне из-за высокого содержания хлора могут возникнуть следующие побочные эффекты:
- Кожные высыпания и шелушение;
- Воспалительные заболевания дыхательных путей.
Если после занятий в бассейне вы заметили у ребенка эти проявления, обратитесь за консультацией к врачу, возможно, потребуется сменить бассейн или подобрать ему другой вид спорта.
Часть II. Подготовка к плаванию
В основе плавания младенцев лежит:
- плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
- автономными поддержками, и, наконец,
- самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.
Характер плавания во всех случаях интервальный — за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.
Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.
Подготовка к плаванию
Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.
Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации — король и брасс.
Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.
Игры в воде
Грудной ребенок — не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.
Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
— безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
— чистые,
— яркие,
— не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.
Постепенность дозирования
В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.
Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца — равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности — неуклонным снижением температур полных ванн.
Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос
В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.
Возобновление занятий после перерыва
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.
Форсирование доз плавания. Температур и погружений
Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.
Место занятий дома и инвентарь
Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.
Возраст ребенка | Примерный объем плавания | температура воды |
5 дней — 2 недели | 10-15 мин. | 36,5°С |
1 месяц | 14-17 мин. | 36,0°С |
2 месяца | 19-22 мин. | 35,5°С |
3 месяца | 24-27 мин. | 35,0°С |
4 месяца | 29-32 мин. | 34,5°С |
5 месяцев | 34-37 мин. | 34,0°С |
6 месяцев | 39-42 мин. | 33,5°С |
7 месяцев | 44-47 мин. | 33,0°С |
8 месяцев | 49-52 мин, | 32,5°С |
9 месяцев | 54-57 мин. | 32,0°С |
10 месяцев | 59-62 мин. | 31,5°С |
11 месяцев | 64-67 мин. | 31,0°С |
12 месяцев | 69-72 мин. | 30,5°С |
Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.
Важные советы
Как правило, родители, освоившие вместе с ребенком искусство плавания до года, очень довольны. Малыши растут более здоровыми, опережают в развитии сверстников. Вот несколько советов от мам — сторонниц грудничкового плавания:
- Первый урок проводите в возрасте 5 дней, постепенно приучайте грудничка к ванне. Сначала попробуйте практиковать погружение мамы вместе с ребенком. Как только кроха адаптируется, можно вызвать специалиста для инструктажа.
- Если долго держать малыша во время купания в ванне, заболят спина и шея, поэтому лучше чередоваться с кем-нибудь.
- При практике ныряния сначала дайте команду «Ныряем!» и дуйте в нос, чтобы малыш непроизвольно задержал дыхание. Когда навык закрепится, переходите к погружению с головой, начинайте учить нырять.
- Используйте соленую воду для купания: растворяйте в воде 300 граммов соли на ванну. Такая вода не вызовет раздражения глаз.
- Летом в возрасте 2-3 месяцев можно проводить занятия на свежем воздухе в надувном бассейне.
- Не говорите лишних слов в процессе обучения, только команды «Работаем ножками!», «Работаем ручками!», «Ныряем!», обязательно хвалим по делу.
- Когда в ванне ребенку станет тесно, можно идти в бассейн. Если позволяет экология, после полугода можно купаться в море или озере вместе со взрослым.
А вот как нужно учить малыша нырять дома в ванне.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Что это дает для здоровья?
О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.
Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.
1. Аэробная нагрузка
Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей
Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.
2. Развитие легких и грудной клетки
Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.
Дышать в воде не легко!
Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav.com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.
Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.
Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))
3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма
Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.
При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте
В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно
Плавание укрепляет и физически, и морально!
4. К вопросу об избавлении от лишнего веса
В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.
Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.
5. Закаливание и иммунитет
Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).
Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.
Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.
Почему нужно ходить в бассейн?
Пребывание малыша в воде позволяет организму ребенка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его, а также вырабатывает иммунитет.
«В нашем центре занимаются дети возрасте от 1 месяца до 8 лет. Первые месяцы жизни малыш посещает грудничковые ванны. Уникальность ванн состоит в их размерах. Здесь одни из самых глубоких ванн в городе. При условии того, что у ребенка нет противопоказаний к ныркам, можно выполнять довольно разнообразные элементы под водой, — говорит руководитель центра «Веселый дельфин» Мария Кошелева. — Все это стимулирует развитие вестибулярного аппарата, который в свою очередь сказывается в дальнейшем на первые навыки ходьбы
Очень важно не упустить определенные моменты в развитии своего малыша»
Посещать занятия можно всей семьёй. Фото: Из личного архива
Далее, в перспективе дальнейшего обучения плаванию, груднички переходят на большую чашу. Это определенный плюс как для родителя, так и для ребенка в том, что предоставляется возможность не меняя бассейн, инструктора и обстановку в целом, продолжать занятия. В большой чаше дети довольно быстро учатся держаться на воде, а в дальнейшем плыть. Уже через 2-3 месяца, при регулярном посещении, заметен результат.
«Наши инструкторы — квалифицированные специалисты, которые регулярно проходят и дополнительное обучение, подбирают и дозируют нагрузку для каждого ребенка в отдельности, исходя из физических данных ребенка, а также психологического фона и состояния здоровья. Я сама, в том числе, провожу занятия на ваннах и большой чаше, делаю массажи, работаю с выездом на дом, консультирую по вопросам моторного развития», — отмечает Мария Кошелева.
Для родителей в группе центра ведут отдельные рубрики по вопросам развития моторики у детей.
Кстати, сама Мария с ранних лет водила в бассейн своего сына Андрея.
Мария Кошелева с сыном. Фото: Из личного архива
«Сейчас ему 6 лет, сформировался хороший иммунитет к простудным заболеваниям, а также окрепли мышцы. Хочу отметить склонность мальчиков к варусной и вальгусной деформации стоп. Так вот, именно стабильное посещение бассейна дало возможность откорректировать эти моменты в более раннем возрасте», — говорит она.
Какие необходимо приобрести средства для плавания грудничков?
Если вы решили проводить занятия в бассейне, то необходимо знать, какие средства брать с собой, чтобы не попасть впросак. Список таких вещей небольшой, но в нем учтено всё наиболее необходимое:
- два полотенца (одно для вытирания, другое – для подкладывания под малыша во время переодевания);
- для сопровождающего родителя – плавательную шапочку, купальник или плавки, резиновые тапочки;
- для малыша – плавательная шапочка (необязательно, но желательно), специальный подгузник для купания (или специальные трусики), плавки или купальник;
- пустышку, любимую игрушку, бутылочку с подогретым молочком;
- дополнительный пакет, чтобы положить мокрые вещи после плавания.
В большинстве случаев в детских бассейнах предусмотрены столы для пеленания, детская мебель и игровые комнаты.
В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные аксессуары, такие как очки для плавания, нарукавники, гидрокостюм и пр. Необходимость в них должна уточняться индивидуально у инструктора.
Что собой представляет шапочка для плавания грудничков?
Наверняка многие из нас обращали внимание на то, что некоторые детки в бассейне плавают в своеобразных шапочках – разноцветных, с множеством квадратных лепестков по периметру. Это специальная шапочка с пенопластовыми вставками для плавания младенцев
Её изготавливают на основе хлопчатобумажного чепчика, к которому прикрепляется полоса из атласа и кубики из пенопласта. Основное предназначение такого аксессуара – помочь малышу удержать голову на поверхности воды.
Покупать пенопластовую шапочку вовсе необязательно. Однако она значительно облегчает процесс обучения ребенка плаванию, а также позволяет ребенку держаться на воде, без риска окунания с головой.
Нужны ли нарукавники для плавания для грудничков, и для чего они предназначены?
Использовать нарукавники рекомендуется для более старших деток, начиная с 3-х летнего возраста. Их основное предназначение – удерживать ребенка на поверхности воды, что очень похоже на функцию надувной жилетки.
Существует множество модификаций нарукавников. Подбираются они в зависимости от размеров ребенка, поэтому покупать их нужно, предварительно надев на малыша. Если ребенок чувствует себя комфортно, а аксессуар не сползает и не выскальзывает, значит, он подобран правильно.
[]
Можно ли использовать трусики для плавания для грудничков?
Специальные трусики или подгузники для плавания не только можно, но и нужно использовать в бассейнах. Зачастую такие трусики являются обязательным атрибутом при посещении детского бассейна.
Эти трусы не пропускают влагу, они безопасны, выпускаются как одноразового, так и многоразового использования. Благодаря ним, родители могут не переживать, что во время плавания случиться конфуз. Главное – правильно выбрать размер трусиков, чтобы они плотно прилегали к телу ребенка, и одновременно не сдавливали нежную кожу.
Подгузники и трусы для плавания производят практически все известные фирмы, которые специализируются на выпуске обычных одноразовых подгузников.
[]
Существуют ли очки для плавания грудничков?
Очки для плавания – это аксессуар, который используется в основном для детей старшего возраста. У грудничков их применение не очень целесообразно, ведь основная функция очков – видеть под водой, а у детей раннего возраста зрение только начинает совершенствоваться. Более-менее точность зрения развивается у малыша после 4 месяцев, однако и в этом возрасте очки применять рано. Как правило, их надевают ребенку тогда, когда он начинает понимать основное предназначение данного аксессуара.
Лучшие бассейны для малышей
Многие тренеры уверены, чем раньше ребенок научится плавать – тем лучше, многие родители стремятся записать на занятия детей до 3 лет. Это — не только общеукрепляющая процедура, но и крайне веселое и увлекательное совместное занятие для мамы и ее крохи.
1 место – Акваклуб «Я и мой малыш»
Под надзором профессиональных тренеров здесь можно научиться классическому и синхронному плаванию, постичь азы водного пола и аквааэробики. Заниматься в акваклубе можно с самого рождения малыша: формируется несколько групп в зависимости от возраста от 0 до 3 лет и от 3 до 6, детей старше сюда не берут. Плавая и резвясь в комфортной подсвеченной водичке температурой от 31 до 33 градусов, малыш учится не только владеть телом, но и многому другому.
Занятия проводятся в игровой форме, благодаря им дети дополнительно тренируют память, учат цвета, формы, веселые стишки и забавные песенки. Чтобы кожа малыша оставалась здоровой, используется щадящая система очистки воды с помощью ультрафиолета, гипохлорирования и угольных фильтров. Занятия в группах длятся 1,5 часа, помимо плавания есть возможность погреться в сауне, выпить травяного чая и перекусить баранками совершенно бесплатно.
Адрес: г.Москва, ул.Малыгина, д.1 к 2 (район Медведково);
Телефон: 8(495) 642-49-79.
Сколько стоит: разовое посещение – 1400 рублей, абонемент — от 3200 в месяц.
Режим работы: понедельник – суббота с 9 до 18-00.
Достоинства:
- Занятия в игровой форме с обучающим компонентом;
- Сауна, травяной чай в подарок;
- Пробное занятие со скидкой 50%;
- Щадящая система очистки воды;
- Гибкая система абонементов;
- Большое количество курсов по водным видам спорта;
- Можно приводить детей с самого момента рождения.
Недостатки:
Не работают вечером.
2 место – Центр позитивного образа жизни Brightlight Family
Необычная студия предлагает целый комплекс услуг для семей, желающий стать здоровее, крепче и дружнее. Основная спецификация комплекса – йога, поэтому малышей научат не только плавать, но и преподадут в доступной форме азы дыхания и релаксации. Особенной любовью мам и детей пользуется японская технология водного массажа Ватсу. Прийти плавать мамам с младенцами можно при достижении детьми 1,5 месяцев, после плавания для малышей предусмотрен сеанс массажа от высококвалифицированных мануальных терапевтов. Вода в бассейне имеет комфортную температуру от 32 до 34 градусов и подвергается мягкой очистке.
Адрес: г. Москва, Старомонетный переулок, д.18 (метро Полянка или Третьяковская);
Телефон: 8(495) 788-13-08;
Средняя цена: разовое занятие – 1200 рублей, абонемент — от 4400 (4 занятия);
Режим работы: 7 дней в неделю с 8-00 до 21-00.
Достоинства:
- Уникальное место, где можно совместить плавание и йогу;
- Массаж для детей после занятия;
- Студия расположена в самом центре Москвы;
- Удобный режим работы;
- Мягкая система фильтрации воды;
- Раннее плавание с 1,5 месяцев.
Недостатки:
- Отсутствует сауна;
- Абонемент практически не удешевляет стоимость 1 занятия.
3 место – Центр раннего развития «Дельфиненок»
В Москве целая сеть бассейнов, основной миссией которых является доступное плавание для грудничков и ребят до 7 лет. Во всех заведениях можно записаться на групповые или индивидуальные занятия с тренером, окунуться в волшебный мир ароматерапии и фитосаун, положительно влияющих на организм. Руководство «Дельфиненка» предлагает массаж как дополнительную услугу, а также курсы массажа для тех, кто хочет научиться приносить пользу своему малышу самостоятельно.
Адреса: ул. Таёжная, д.1 (м.Медведково, санаторий «Светлана»); ул. Скаковая, д.5 (м. Белорусская), ул. Коминтерна, стр. 16 (Мытищи).
Телефон: 8(495) 642-49-79.
Режим работы: с понедельника по воскресенье с 12-00 до 19-00.
Достоинства:
- В центре работают только лучшие педагоги и тренеры;
- Возможность записи не только на групповые, но и на индивидуальные занятия;
- 3-ступенчатая система фильтрации воды с угольными фильтрами и гипохлорированием;
- Сеть бассейнов поможет каждому москвичу записаться поближе к дому;
- Ароматерапия для детей и фитосауна.
Недостатки:
- Все дополнительные услуги платные;
- Ограниченное время работы.
Самый важный принцип учебы
Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка. Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится
Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.
Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.
Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.
Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:
- Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
-
Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.
Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.
- Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
- Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
- Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
- Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.
Учим плавать
Если ребенок уже умеет держаться на воде и задерживать дыхание, то пора приучать его плавать кролем. Для освоения этого способа нужно научиться управлять своим телом, синхронно двигать руками и ногами, при этом не забывая задерживать дыхание.
Одним из самых действенных упражнений считаются «Ножницы». Если вы будете заниматься в открытом водоеме, например море или озере, то придерживайтесь линии берега, если в бассейне — то используйте бортик.
Для лучшего понимания не только объясняйте, но и показывайте все движения. Примите упор лежа, руки полусогнуты в локтях, спина, ноги и стопы должны быть параллельны воде, правая и левая ноги делают махи, поочередно поднимаясь друг над другом.
Тренироваться стоит до тех пор, пока не окрепнут ноги, и ребенок сможет выполнять движения 2–3 минуты без перерыва.
Следующее упражнение — «Стрела». Эффективность его выполнения зависит как раз-таки от сильных мышц ног. Это упражнение поможет отточить умение скользить под водой. Поднимите руки над головой, соединив ладони друг с другом, вдохните, оттолкнитесь от дна, продвигайтесь вперед как можно дальше, ноги при этом держите прямыми. Повторите 10 раз.
Тренироваться лучше или от глубины к берегу, или вдоль берега. Для усложнения задачи можно объединить «Стрелу» и «Ножницы».
Когда страха перед водой уже нет, продолжайте обучение методами: «От мамы к папе» и «Я сам». Суть первого заключается в том, что родители становятся на некотором расстоянии друг от друга, один из них сильным рывком отправляет ребенка к другому, это движение можно сравнить со стартом ракеты.
Изначально один родитель буквально передает малыша в руки другому, но с каждым разом расстояние увеличивается, и ребенок уже на несколько секунд зависает в воде, потом самостоятельно переплывает это расстояние, интенсивно работая руками и ногами. Этот метод хорош с психологической точки зрения, он наглядно показывает поддержку мамы и папы, учит доверять им, следовать советам.
Очень полезно будет научить малыша позе «Звездочка», она научит расслабляться и отдыхать прямо на плаву. Зайдите по пояс в воду, разведите руки в стороны и аккуратно, задерживая дыхание, прилягте на спину. Ноги также разведите в стороны, чтобы получилась настоящая звезда.
Если ребенку удается этот прием, то с уверенностью можно сказать, что знакомство с водой пройдено на пять с плюсом.
Зачастую, едва научившись держаться на плаву, многие дети хотят самостоятельно и подальше от родных оттачивать свои навыки. Грамотно подойдите к этому моменту. Позвольте своему самостоятельному крохе искупаться самому, но с одним условием, что в воду можно зайти не глубже, чем по плечи, и курс держать к берегу. Так вы даете свободу действий, но в то же время остаетесь уверенными в безопасности, ведь если ребенок устанет плыть, он всегда может встать на ноги и отдохнуть.
Дайте возможность ребенку плыть, придерживая его для отработки правильных движений.
Также для освоения навыков пловца может подойти плавание с кругом на ногах.
Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей
Из истории возникновения плавания малышей
Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.
Значение обучения плаванию в грудном возрасте
Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания
Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте
Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:
- Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
- Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
- Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.