Рефлекс моро у новорождённых: когда проходит

Рефлекс Моро – что нужно знать родителям

В начале XX века немецкий педиатр Э.Моро исследовал и описал этот эффект. Он проявляется у ребенка при выполнении таких действий:

  • если спонтанно и громко ударить рукой справа и слева по месту, где лежит малыш, в промежутке 30 см от головы;
  • если быстро опустить (на 30–40 см), а затем поднять малыша, лежащего на руках;
  • если поднять таз крохи за ножки.

Ответом ребенка на эти действия будет: во-первых, малыш отклонится назад, разведет по сторонам ручки, ножки и пальчики. Во-вторых, при возвращении в первоначальное положение, ребенок как бы стремится очутиться в позе эмбриона. Это является нормой и родителям беспокоиться не следует.

Реакция на раздражающие факторы выражается симметрично. Если справа или слева реакция отсутствует, то можно говорить об асимметрии реакции, которая требует консультации врача.

Довольно ясно синдром Моро можно наблюдать когда ребенок спит, и его неожиданно пугает какой-либо шум, резкие движения родителя или домашние питомцы. Это не причинит вреда ребенку, но вызовет сильный плач. На все сто процентов этого избежать невозможно, можно лишь стараться контролировать уровень шума и резкость своих движений. Старайтесь разговаривать с крохой спокойным, даже немного убаюкивающим голосом. Со временем на сильные раздражители ребенок перестанет столь бурно реагировать, а эффект будет срабатывать на некоторые незначительные факторы.

У нормально развивающегося малыша рефлекторный уровень можно проверить и в домашних условиях, обращая внимание на такие моменты:

  • общее состояние крохи: сыт ли он, выспался ли, не приболел ли;
  • время суток. Лучше это сделать в первой половине дня, через несколько часов после приема пищи;
  • проверку делать с некоторой периодичностью;
  • особенности характера ребенка, уровень возбудимости.

Анализируя результаты, необходимо учесть, насколько сильно выражен рефлекс, как быстро он проявляется. Если определен врожденный эффект Моро, то это значит, что ребенок успешно адаптируется к новому миру, его особенностям. Поводов для беспокойства нет.

Что делать, если реакция отсутствует?

Если синдром Моро снижен или вовсе отсутствует, то есть вероятность повреждения некоторых участков шеи или ствола мозга. Если в движениях ребенка наблюдается асимметрия, нужно пройти обследования у врачей на наличие переломов в позвоночном отделе или паралича. При заболеваниях головного мозга рефлекс может долгое время не изменяться, и обнаруживаться у детей старше 6 месяцев в самых неожиданных ситуациях, чаще всего стрессовых.

Одновременное снижение, или вовсе отсутствие сразу пары-тройки врожденных синдромов (в том числе и синдрома Моро) у грудничка может указывать на поражение деятельности мозга и будет частью так называемого синдрома угнетения. При долговременных проблемах с рефлексами необходимо обязательно обратиться к специалисту.

Бывают случаи, когда синдром Моро проявляется, но не в полной мере. Это выражается в не до конца разведенных ручках, что, скорее всего, свидетельствует о повышенном давлении. При травмах черепа есть вероятность отсутствия рефлекса в первые дни жизни малыша. При любом варианте надо выявить уровень автоматизма: сильный, средний, слабый или он вовсе отсутствует. Практически беспричинные возникновения рефлекса могут говорить о нарушениях в работе ЦНС.

При выявлении отклонений от уровня правильного развития синдрома Моро необходимо проконсультироваться с невропатологом. На повторную диагностику приходят где-то через месяц, все зависит от причин поражения. За это время уже можно пройти приписанный курс процедур, например массаж, который снимет гипертонус мышц.

Как проявил себя синдром Моро у вашего малыша?

В дневное времяВо сне

Особенности проверки

Рефлекс зачастую проверяют в утреннее время, примерно через 2 часа после кормления.
Результат определяют по симметричности и выраженности рефлекса

Он может быть ярким, нормальным, слабым или отсутствующим.
Также оценивают скорость проявления, согласно которой рефлекс может появляться быстро либо запаздывать.
Проверка выполняется в динамике.
В оценке результата немаловажно учитывать здоровье малыша и возбудимость его нервной системы, а также сыт ли малыш и не устал ли он.. Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность

Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи

Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность. Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи.

Чтобы исключить частое появление рефлекса, советуют:

  • Не совершать резких жестов рядом с малышом или когда кроха находится у вас на руках.
  • Постараться ограничить уровень шума, воздействующего на карапуза.
  • Разговаривать с младенцем нежным и спокойным голосом.

Как проверяется реакция у новорожденного?

Перед началом тестирования ребёнок должен быть полностью здоров, в меру сыт и хорошо отдохнувший.

Наиболее оптимальным временем является первая половина дня спустя 1,5-2 часа после кормления.

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают вверх, а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

Справка. Первоначальной целью тестирования является проверка на полноценность функций центральной и периферической нервной системы ребёнка. Проявленный рефлекс вызывает высокую степень стресса у малыша выбросом адреналина, учащённым дыханием и сердцебиением.

Как бы комично при этом ни выглядел ребёнок, использовать подобную проверку в целях забавы молодым родителям настоятельно не рекомендуется.

Тонический шейный рефлекс

Когда ребенок с болезнью ДЦП поворачивает голову, у него можно наблюдать несимметричный тонический рефлекс – повышенный тонус разгибательных мышц. Это выглядит так: в той стороне, куда смотрит ребенок, рука разгибается, а вторая рука в это время сгибается в локте. У здоровых грудничков неявный ассиметрический эффект может проявиться в 3–4 месяца и быстро исчезнуть. При ДЦП болезнь исследуется несколько лет. Это не дает ребенку нормально расти и развиваться: он не может сам брать в руки игрушки, не фокусирует взгляд на конкретном объекте, слабо управляет своими движениями. С возрастом ситуация только обостряется.

Что исследует детский невролог у новорожденных?

Первый визит к неврологу включает в себя:

  • анализ физического развития ребенка;
  • осмотр на пороки развития и генетические нарушения;
  • психоэмоциональную оценку ребенка;
  • подробный опрос родителей о неврологических проблемах у членов семьи, о том, как протекала беременность, про поведение малыша, жалобы родителей.

Естественно, врач-невролог проверяет состояние внутричерепных нервов, анализирует все рефлексы, присущие грудничкам, в том числе и рефлекс Моро.

Источники

  • https://krohapuzz.ru/bolezni-novorojdennih/refleks-moro-u-novorozhdennyh.html
  • http://NeuroDoc.ru/diagnostika/simptomy/refleks-moro.html
  • http://www.o-krohe.ru/novorozhdennyj/refleks-moro/

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Патологические причины

Если путем самостоятельных наблюдений удалось заметить отклонения в развитии, нужно развеять свои сомнения и обратиться к неврологу. Обследование младенцев проходит комплексно, то есть каждый рефлекс оценивается не отдельно, а в соотношении с другими. Невролог проверяет:

  • сосательный, хоботковый и поисковый рефлекс;
  • рефлекс Бабинского и рефлекс Бауэра;
  • рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы.

По показаниям проверяются и другие безусловные рефлексы. Для каждого тестирования есть свои возрастные ограничения, после которых данные получить невозможно, потому что рефлекс исчезает. До 3 месяцев можно проверить рефлекс Моро, затем он постепенно начинает угасать и примерно в возрасте 5 месяцев исчезает совсем. Если после 6 месяцев ребенок все еще делает характерные взмахи руками, а одновременно с этим ходит на носочках и трясет головой, это повод обратиться к неврологу. Список патологий, о которых свидетельствует отсутствие или задержка рефлекса, достаточно широк, можно выделить:

  • акушерский парез или гемипарез;
  • отечность мозга, воспалительные заболевания мозга;
  • сниженный тонус мышц;
  • системные нарушения в работе спинного и головного мозга, которые приводят к подавлению безусловных рефлексов.

Обследование у невролога поможет точно выявить и устранить причину.

Таблица начала и угасания рефлексов

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту. Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения.

Рефлекс Время исчезновения, месяц
Сосательный 3-4
Защитный До 1,5
Хватательный 3-6
Опоры 1-2
Шаговый 1-2
Поисковый 3-4
Хоботковый 2-3
Бабкина 2-3
Бауэра 4
Моро 4
Бабинского До 2 лет
Галанта 3-4
Переса 3-4

Каким образом проверяется реакция

Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:

  1. На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
  2. У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.

Реакция проявляется двумя фазами – вначале малыш будет отстраняться назад, несколько отклоняясь, расправляя плечи, после разводит в разные стороны конечности, расправляя кулачки. Второй этап рефлекса – принимает прежнее, исходное положение, позу эмбриона. Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.

Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.

Если отсутствует, что делать?

Отсрочку в появлении рефлекса Моро может спровоцировать кислородное голодание новорождённого во время родов, например, из-за обвития пуповиной. В этом случае ему требуется хороший уход, качественное питание и соответствующее лечение, которое назначит педиатр. Чуть позже всё придёт в норму, и реакция проявится в полной мере.

Неполнота воспроизведения действия, когда он лишь слегка разводит ручками, при проверке на Моро может оказаться у крохи, если тот страдает от повышенного давления. Также это возможно при родовой внутричерепной травме, вплоть до отсрочки появления реакции. В этом случае врач назначит правильную восстановительную и поддерживающую терапию.


высшей нервной деятельности

Полное отсутствие эффекта Моро у крохи — очень серьёзный симптом, который может означать поражение в стволе мозга или в шейных позвонках. Также это может быть симптомом тяжёлой черепно-мозговой травмы, отёка мозга, кровоизлияния в мозгу и свидетельствовать о церебральных поражениях.

Важно! При проявлении любых отклонений в реакции Моро родители должны незамедлительно обратиться к педиатру. Обследование и лечение может проводиться только под тщательным контролем врача. Самолечение недопустимо, так как может нанести непоправимый вред здоровью ребёнка!

Самолечение недопустимо, так как может нанести непоправимый вред здоровью ребёнка!

Рефлекс Моро — одна из первых врождённых реакций, которая появляется у малыша. Она несёт большой биологический смысл, так как является не только условием выживания ребёнка, как это было заложено природой, но и выступает показателем функционирования центральной нервной системы крохи.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:

  1. На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
  2. У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.

Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.

Предлагаем ознакомиться: Что такое преждевременное старение плаценты

Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Как проверяется реакция у новорожденного?

Перед началом тестирования ребёнок должен быть полностью здоров, в меру сыт и хорошо отдохнувший.Наиболее оптимальным временем является первая половина дня спустя 1,5-2 часа после кормления.

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают , а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

Рефлексы малышей и их значение

В представлении многих людей новорождённый ребёнок — это чистая доска, «tabula rasa». Собственно, некоторые учёные тоже придерживаются такого мнения, в частности, например, философ Джон Локк как раз и ввёл это понятие в обиход. Тем не менее испокон веков люди наблюдают за тем, что у детей даже первых минут жизни наблюдаются некоторые безусловные реакции, возникающие абсолютно у всех и проявляющиеся одинаково. Такие реакции называются врождёнными безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы — это своеобразный багаж приспособительных механизмов, с которым младенец появляется на свет

И пока детёныш не в состоянии сам позаботиться о себе, за него это может сделать матушка-природа.Важно!Смысл всех врождённых рефлексов заключается в том, что они выполняют жизнеобеспечивающую функцию и способствуют приспособлению ребёнка к окружающей среде

Сегодня в медицинской и акушерской практике врождённые реакции — это один из первых критериев, которые проверяет в роддоме сразу после рождения врач-неонатолог. Наличие рефлексов является нормой для всех новорождённых, а вот отсутствие какого-то из них, его слабая степень или асимметричность проявления могут уже в первые минуты после рождения помочь доктору заподозрить у крохи какие-либо отклонения в работе центральной нервной системы и сразу принять меры, дабы своевременно вылечить малыша от возможных серьёзных патологий. Неонатологи выделяют более десятка рефлексов, которые и подлежат проверке в роддоме. К тому же контроль за рефлекторной деятельностью младенца потом будет проводить патронажная сестра в первые недели дома и врач-педиатр в поликлинике в дальнейшем.

Некоторые из безусловных реакций являются временными и пропадают сразу же после рождения, так как были направлены именно на помощь малышу преодолеть процесс рождения. Другие рефлексы появляются в первые минуты и часы жизни, но через несколько месяцев (обычно до 3-4 месяцев или до конца первого года жизни) постепенно угасают, а потом и вовсе пропадают. А вот третьи рефлексы, наоборот, появляются только со временем.

Мамам будет интересно узнать: какая нормальная прибавка в весе, когда малыш начинает держать головку и самостоятельно переворачиваться на бочок, как увеличивается рост ребенка по месяцам, когда начинать первый прикорм грудного ребенка, а также прочитайте: как научить ребенка ходить на горшок, сидеть, ползать и разговаривать.

К основным врождённым реакциям грудничка относятся такие рефлексы:

  • сосательный — если в ротик малышу погрузить соску, сосок или кончик пальца, он начнёт совершать активные сосательные действия;
  • поисковый — если кончиком пальца слегка потереть уголок рта малыша, не касаясь его губ, то он повернёт головку в сторону прикосновения и опустит нижнюю губку как бы в поиске материнской груди. Обычно эта реакция исчезает примерно через полтора месяца после рождения;
  • хоботковый — если постучать легонько по губкам крохи, то он вытянет их вперёд в виде хоботка. Происходит это из-за сокращения круговой мышцы рта;
  • хватательный — если в ладошки крохи что-нибудь вложить, например, свои пальцы, то он непроизвольно крепко схватится, сжав ладошки в кулачки. Иногда рефлекс бывает так силён, что карапуза даже можно поднять в вертикальное положение, так крепко он держится;
  • Бабинского — попробуйте пальцем провести, слегка надавливая, вдоль стопы крохи, начиная от края пяточки и до основания пальцев. При этом пальчики малыша на ногах растопырятся в виде веера. А потом придавите на участок между вторым и третьим пальчиком — пальцы снова согнутся;
  • опоры — если, аккуратно придерживая головку, взять малыша подмышки и поставить вертикально на пеленальный столик, то кроха обопрётся на всю подошву, выпрямится, будто «стоит» на двух ногах;
  • автоматической ходьбы — это продолжение предыдущего рефлекса. Попробуйте «стоящего» малыша слегка наклонить вперёд, и он начнёт как бы «шагать» по поверхности, порой его ножки могут даже перекрещиваться, но это всё равно похоже на походку;
  • ползания Бауэра — заключается в том, что к ножкам малыша, лежащего на животе, прикладывают ладонь к обоим стопам и слегка надавливают. В этот момент малыш как бы упирается ногами в ладонь и отталкивается «ползая»;
  • и, конечно, эффект Моро, который у младенцев проявляется в виде специфической испуганной реакции на раздражающий фактор.

Как успокоить ребенка, вздрагивающего во сне?

В первые месяцы новорожденный ребенок все еще привыкает к внешнему миру, который сильно отличается от тесного пространства внутри матки. Поэтому, если он испытывает рефлекс Моро, вздрагивает и побуждается, нужно попробовать приблизить вытянутые руки и ноги ребенка к его телу и удерживать их на месте, пока он не успокоится и не уснет. Пеленание ограничивает движения ребенка и помогает зафиксировать его ручки и ножки. Пеленание также помогает воссоздать среду матки, которая может помочь успокоить детей, помогая им крепче и спокойнее спать.

Вот почему пеленание практикуется во всем мире как обычный способ успокоить детей. Для тех, кто может не знать, пеленание — это заворачивание ребенка в пеленки с фиксацией рук и ног. Пеленание работает лучше всего, чтобы успокоить рефлекс Моро, если оно вводится при рождении. Последовательное включение пеленания в ритуал перед сном поможет создать ассоциацию между закутыванием в пеленки и отходом ко сну.

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. Флетчер, Мэри Энн (1998). . Филадельфия: Липпинкотт-Рэйвен. п. 472. ISBN.
  3. ^ Судзуки, Ясухиро; Торибе, Ясухиса; Футаги, Ясуюки (2012). . Международный журнал педиатрии . 2012 : 191562. дои . PMC . PMID .
  4. «179 неонатальной неврологии». Ссылка Springer
  5. Судзуки, Ясухиро; Торибе, Ясухиса; Футаги, Ясуюки (2012). . Международный журнал педиатрии . 2012 : 191562. дои . PMC . PMID .
  6. ↑ Volpe, Joseph J. (2008). Неврология новорожденного . Основные проблемы клинической педиатрии . 22 . Saunders / Elsevier. С. 1–648. ISBN . OCLC   . PMID   .
  7. . NORD (Национальная организация по редким заболеваниям) . Проверено 6 августа 2019 .
  8. Несколько авторов. . Темы ScienceDirect . Проверено 1 августа 2019 .
  9. «179 неонатальной неврологии». Ссылка Springer
  10. Chasnoff, Ира J .; Бернс, Уильям Дж. (1984). «Реакция Моро: система баллов для неонатальной отмены наркотических средств». Медицина развития и детская неврология . 26 (4): 484–489. DOI . ISSN . PMID . S2CID .
  11. Самуэльс, Мартин А .; Роппер, Аллан Х. (2009). . Принципы неврологии Адамса и Виктора (9-е изд.). Нью-Йорк: McGraw-Hill Medical. ISBN
  12. Агарвал, Анил; Верма, Индрешвар (декабрь 2012 г.). . Журнал клинической ортопедии и травм . 3 (2): 77–81. DOI . PMC . PMID .
  13. ^ Вейрих, Анджела; Хоффманн, Георг Ф. (2005-10-01). «Эрнст Моро (1874–1951) — великая педиатрическая карьера началась с появлением университетских педиатрических исследований, но была ограничена в тени нацистских законов». Европейский журнал педиатрии . 164 (10): 599–606. DOI . ISSN . PMID . S2CID .
  14. Эдвардс, Кристофер В .; Аль Халили, Ясир (2019), , StatPearls , StatPearls Publishing, PMID , получено 1 августа 2019 г.
  15. Берк, Лаура Э. (2009). (8-е изд.). Бостон: Пирсон. ISBN 978-0-205-61559-9. Проверено 7 февраля 2013 года .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector