Cиндром гипервозбудимости — лечение в челябинске и екатеринбурге
Содержание:
- Противопоказания
- Классический аутизм
- Лечение
- ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»
- Мышечный тонус новорожденных
- Лечение дизартрии
- Мышечный тонус новорожденных
- Речь, интеллект, мировосприятие
- Другие виды классификаций
- Причины возникновения диспраксии
- Причины
- Клиническая картина
- Классификация и стадии развития дизартрии
- Ядерная желтуха
- Литература:
- Профилактика
- Лечение неврологических заболеваний у детей
- Причины пирамидной недостаточности у детей
Противопоказания
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Лечение
Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.
Массаж и лечебная физкультура. Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.
Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.
Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти
После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.
Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)
Рефлексотерапия. Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»
Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.
Разработанные в
нашей клинике технологии физической
реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
двигательные рефлексы, концепции Бобат — технологии борьбы со спастичностью и
восстановления произвольных движений.
Технология
физической реабилитации – это последовательность
и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
активности, связанной с бытовым самообслуживанием.
Обычно,
базовый комплекс, включает широкий
перечень физических методов воздействия — активные и пассивные физические
упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
тренажеров и специальных устройств.
Физиотерапия (различные методы
электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
механического воздействия), массаж,
бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.
Основные
методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
движением телом в целом и его составные части:
- Целенаправленные отдельные движения частей тела
-
Содружественные движения различных частей тела — динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
др.)
Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве — содержат элементарные
компоненты передвижения — выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.
Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).
Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.
Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.
Мышечный тонус новорожденных
Мышечный тонус – некоторая напряженность мышц в состоянии покоя. Благодаря мышечному тонусу тело остается в определенном положении и обеспечивается физиологическая готовность в определенный момент совершить произвольное или непроизвольное движение.
В периоде внутриутробного развития мышцы ребенка постоянно находились в значительном напряжении, что обусловлено малыми размерами матки матери и необходимостью находиться в позе эмбриона. Поэтому некоторый физиологический гипертонус мышц ручек и ножек у новорожденных не считается патологией (сжатость в кулачки, прижатие согнутых в локтях ручек). Постепенно тонус мышц снижается и к 2-ум годам практически приближается к мышечному тонусу взрослого человека. Однако при нарушении соматической нервной регуляции выявляется синдром двигательных нарушений, что является неврологической патологией.
Лечение дизартрии
Поскольку дизартрия может являться проявление самых разных расстройств нервной системы, то и единой схемы лечения этой патологии не существует. Ребенка, прежде всего, должен обследовать врач невропатолог. Он же и осуществляет лечение. Занятия с логопедом являются в этом случае вспомогательными, они входят в комплекс лечебных мероприятий, куда также включается:
- медикаментозное лечение. После постановки клинического диагноза врач-невропатолог определяет очередность лечебных мер, назначает медицинские препараты и т.д. Все это осуществляется с учетом тяжести основного неврологического заболевания, а также возраста ребенка. Следует помнить, что таблетки от дизартрии не существует. Лекарственные препараты, используемые при терапии, устраняют основные симптомы патологии и облегчают состояние маленького пациента, делая его более восприимчивым к другим методам коррекции;
- массаж. Мануальные процедуры позволяют снизить выраженность мышечного паралича;
- дыхательная гимнастика. Дети-дизартрики часто испытывают трудности с речевым дыханием. Специальные упражнения помогают им научиться контролировать выдыхаемый поток, что позволяет нормализовать темп и ритм речи;
- лечебная физкультура.
При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.
Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок-дизартрик замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.
Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом-дефектологом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку-дизартрику. Ну и, конечно, логопед-дефектолог должен иметь большое терпение и выдержку, потому что коррекция дизартрии обычно протекает трудно и занимает много времени. Ребенок может не идти на контакт, отказываться выполнять предложенные задания или выполнять их неправильно.
Несмотря на все старания специалистов, в некоторых случаях коррекция не приносит желаемых результатов. Причиной этого могут быть проблемы в семье. Чтобы ребенок заговорил, его необходимо окружить любовью и заботой. Поддержка родителей имеет огромное значение.
Мышечный тонус новорожденных
Мышечный тонус – некоторая напряженность мышц в состоянии покоя. Благодаря мышечному тонусу тело остается в определенном положении и обеспечивается физиологическая готовность в определенный момент совершить произвольное или непроизвольное движение.
В периоде внутриутробного развития мышцы ребенка постоянно находились в значительном напряжении, что обусловлено малыми размерами матки матери и необходимостью находиться в позе эмбриона. Поэтому некоторый физиологический гипертонус мышц ручек и ножек у новорожденных не считается патологией (сжатость в кулачки, прижатие согнутых в локтях ручек). Постепенно тонус мышц снижается и к 2-ум годам практически приближается к мышечному тонусу взрослого человека. Однако при нарушении соматической нервной регуляции выявляется синдром двигательных нарушений, что является неврологической патологией.
Речь, интеллект, мировосприятие
У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.
Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.
Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.
Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.
Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.
Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.
Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.
У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.
Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».
Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».
Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.
Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.
В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.
Другие виды классификаций
Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:
- Нарушения может выявить только специалист.
- Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
- Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
- Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.
Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.
В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.
Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:
- спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
- спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
- гиперкинетическая – гиперкинезы;
- атактическая – атаксия;
- спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
- спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
- спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
- атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.
Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.
Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.
Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.
При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Причины
- Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
- Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
- Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
- Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.
Клиническая картина
Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни
Обращают на себя внимание следующие признаки:
- позднее возникновение лепета;
- мало улыбаются;
- не фиксируют взгляд на других людях;
- отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
- не реагируют на собственное имя;
- резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
- после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.
У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.
В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:
- длительное фиксирование взгляда на взрослом;
- улыбка, обращенная к родителю;
- вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
- двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.
У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки.
Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.
Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны.
Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.
В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция: они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.
Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут.
Классификация и стадии развития дизартрии
Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .
Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.
Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.
Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.
Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.
Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.
Выделяется несколько степеней дизартрии
Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.
Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.
Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.
Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.
Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.
На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.
Ядерная желтуха
Ядерная желтуха является синдромом, который возникает на фоне острой билирубиновой энцефалопатии, и вызывает необратимое повреждение мозга.
Ядерная желтуха развивается у разных детей при разном уровне билирубина, но обычно цифры непрямого билирубина в крови должны превышать 400 мкмоль/л, чтобы билирубин начал пропитывать ядра мозга. При физиологической желтухе уровень непрямого билирубина обычно составляет от 100 до 200 мкмоль/л – если при этом цифры не нарастают день ото дня, такой уровень билирубина не требует активного лечения и безопасен. Норма непрямого билирубина у детей и взрослых (кроме периода новорожденности) не выше 20 мкмоль/л.
Последствия ядерной желтухи:
- Непроизвольные и неконтролируемые движения (атетоидный церебральный паралич)
- Неподвижный взгляд вверх
- Потеря слуха
- Неправильное развитие зубной эмали
Подготовка к визиту врача
Уровень билирубина в крови новорожденного ребенка, как правило, достигает пика в возрасте от трех до семи дней
Поэтому важно, чтобы Ваш врач наблюдал ребенка в эти дни.
После выписки из роддома, врач или медсестра будут контролировать уровень желтухи по внешнему виду и сопутствующим симптомам, и при подозрении на опасный уровень билирубина – назначат биохимический анализ крови.
Если у вашего ребенка есть желтуха, врач будет оценивать риск тяжелой желтухи и ее осложнений по следующим критериям:
- Уровень билирубина в крови на данный момент
- Наличие недоношенности у ребенка
- Аппетит ребенка, уровень лактации у матери
- Возраст ребенка
- Наличие кефалогематомы или других синяков
- Наличие тяжелой желтухи в анамнезе у старшего брата или сестры ребенка
Исходя из этих факторов, Ваш врач запланирует оптимальную кратность осмотров ребенка, чтобы не пропустить выраженное нарастание степени желтухи.
Во время осмотра ребенка, врач, скорее всего, будет задавать Вам следующие вопросы:
- Насколько хорошо Ваш ребенок сосет?
- Ваш ребенок получает грудное или искусственное вскармливание?
- Как часто он прикладывается к груди, как долго сосет?
- Как часто он мочит пеленки? (частота мочеиспусканий?)
- Как часто он пачкает пеленки (частота дефекаций?)
- Через какие промежутки времени он просыпается для следующего кормления? Он делает это сам, или Вам приходится его будить?
- Не кажется ли Вам ваш ребенок больным, или чрезмерно вялым?
- Температура тела ребенка является стабильной?
- Эта желтуха является опасной? Указывает ли она на другое заболевание?
- Нужны ли моему ребенку дополнительные анализы?
- Есть ли необходимость в лечении желтухи?
- Требуется ли моему ребенку госпитализация?
- Когда вы планируете осмотреть ребенка в следующий раз?
- Можете ли вы порекомендовать мне печатные материалы или сайты о желтухе и правильном вскармливании младенца?
- Мне следует внести какие-либо изменения в процесс кормления ребенка?
Не стесняйтесь задавать вопросы врачу.
Литература:
- Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2017. – № 16 (5). – С. 383–391.
- Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
- Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.
Рецензент: врач-рефлексотерапевт Курусь А. Н.
Профилактика
Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.
Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче (фитболе) также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.
Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.
Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.
Лечение неврологических заболеваний у детей
Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию. Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде. Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.
Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.
В городе Пензе пройти обследование у детского невролога и получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «Столетник», расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ
Причины пирамидной недостаточности у детей
Диагноз пирамидной недостаточности у детей
часто является синдромальным и
описывает нарушение возрастного формирования пирамидного пути.
Синдром пирамидной недостаточности
у детей не является отдельным заболеванием. Чаще это вторичное состояние,
вызванное основным заболеванием нервной системы.
К самым распространённым причинам развития недостаточности относятся:
- Родовая травма
- Гипоксическое поражение нервной системы (ППЦНС)
- Гипертензивный или гипертензионно-гидроцефальный синдром
- Инфекционные заболевания
- Воспаления мозговых оболочек
- Кровоизлияния
- Врожденные патологии нервной системы
Функционально проявления пирамидной недостаточности могут быть связаны с:
- Гипертонусом мышц шеи
- Компрессией краниовертебрального перехода
- Кривошеей
- Плагиоцефалией
- Компрессией или захождением швов черепа
- Дисфункцией сфено-базилярного синхондроза (СБС)
- Дисфункцией позвоночника и региона таза
Поэтому помимо для более точной
диагностики причин пирамидной недостаточности у детей кроме неврологического
осмотра показана остеопатическая диагностика.