Скороговорки для развития речи и дикции
Содержание:
- Упражнения для развития дикции
- Короткие современные скороговорки
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
- Как улучшить речь ребенка
- Длинная сложная скороговорка для развития дикции
- Дополнительные упражнения
- Рукотворный русский эпос — народные скороговорки, Даль
- Правила развития дикции с помощью скороговорок
- Химик — ЦСКА, гол Дзагоева
- Как правильно учить самые сложные в мире скороговорки
- Скороговорки для детей
- Что представляет собой скороговорка
- Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?
- Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?
- Посоветуйте скороговорки, полезные взрослому
- Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет
Упражнения для развития дикции
Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.
Скороговорки
Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.
Вот вам несколько коротких скороговорок:
- Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Разговор с препятствиями
Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.
Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.
После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.
Озвучка
Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.
Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.
Произнесение сложных слов
Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.
Вот вам список слов для примера:
- воспользовавшемуся,
- постскриптум,
- проиллюстрировала,
- фантасмагорический,
- всклокочен,
- ревербератор,
- сверхвстревоженный,
- контрпрорыв.
Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.
Отработка звуков Ж и Ш
Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.
Отработка звуков К и Г
Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.
Отработка звуков З и С
Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.
Отработка звуков Б и П
Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.
Отработка звука Ц
Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.
Предлоги
Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.
Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:
- к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
- от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
- над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
- под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
- в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.
Окончания
Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.
Короткие современные скороговорки
Чтобы хорошо выговаривать все звуки скороговорки — нужно тренироваться.
Моя дочь придумала скороговорку, пока меня караулила возле подъезда:
Караулила, караулила и выкараулила.
Ей так понравилась эта скороговорка, что целый день её всем рассказывала.
Пакет под попкорн.
Вроде бы легкая скороговорка, но приходится сосредоточиться, чтобы выговорить.
Налогооблагаемая благодать.
Какое чудесное словосочетание!
Бесперспективняк.
Хорошее слово! Еле выговорил! Попробуйте!
Недопереквалифицировавшийся
Красивое слово само по себе — просто длинное.
Еще короткие скороговорки
подойдут для детей
Сачок зацепился за сучок.
У елки иголки колки.
Колки иголки у елки.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
Гонец с галер сгорел.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за всё подряд.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Яшма в замше замшела.
Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
Еще короткие скороговорки:
- Сыворотка из-под простокваши.
- А мне не до недомогания.
- Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Ложечка желобовыгибистая с преподвыподвертом.
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Необычные скороговорки
Детям нравятся такие скороговорки
Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться. А могу и не вертикультяпнуться.
На меня из-за ели глазели глаза газели.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо Эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Необычная скороговорка в стихах:
В недрах тундры выдры в гетрах
Тырят в вёдра ядра кедров
Выдрав с выдры в тундре гетры
Вытри выдрой ядра кедров
Вытри гетрой морду выдре
Ядра – в вёдра, в тундру — выдру.
Упражнения для дикции и артикуляции
Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.
Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:
Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта
Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться
Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык
Упражнения для артикуляции
- Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
- Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью
Еще упражнение для артикуляции
Скороговорки для развития дикции
А
А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.
Б
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
В
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Проворонила ворона вороненка.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Г
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Гонец с галер сгорел.
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Д
Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
Скороговорки — упражнения для дикции
Е
Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.
Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.
Ж
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
З
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера — зеркала Из зеленого стекла.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
И
Инцидент с интендантом.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
К
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.
Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.
Л
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
М
Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
Н
Не мы ли на Ниле налима ловили?
Наш Наум себе на уме.
П
Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.
Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.
Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Р
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
С
Сух сук нес барсук.
Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.
Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи
Т
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»
Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.
У
Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»
Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!
Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.
Ф
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.
У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.
Х
Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.
Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.
Ц
В цветнике цветут цветы.
Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.
Ценит цепь косец по косовице.
Ч
Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!
Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.
Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.
Ш
Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.
Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.
Щ
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Щёголь-щегол над чащобой щебечет.
Щеголиха у щегла щеголихою была.
Ю
Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.
Я
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.
Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
Как улучшить речь ребенка
Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный
Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь
Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.
Длинная сложная скороговорка для развития дикции
Эта супер-скороговорка совмещает в себе мотивы множества других более коротких скороговорок и поможет продемонстрировать навыки быстрой четкой речи в полной мере.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было и не до вдовы; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; о всем об этом около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
Предлагаем посмотреть видео с еще одной очень длинной скороговоркой в исполнении Татьяны Квинт. Молодец!
Изначально скороговорки были придуманы для развлечений. Проговаривая забавные фразы, люди соревновались в чёткости и быстроте. И лишь позднее стало понятно, насколько скороговорки важны для развития и улучшения дикции не только детей, но и взрослых.
Приглашаю почитать и другие статьи о скороговорках на блоге:Скороговорки для развития речи у детейСкороговорки для детей на букву РСмешные скороговорки для детей и взрослых
Финские песни так быстро поются, что похожи на скороговорки. Для вас музыкальный подарок в исполнении Марины Девятовой – «Финская полька».
Дополнительные упражнения
Демосфен считается одним из знаменитейших ораторов древнего мира (384-322 г. до нашей эры). Добиться выдающихся результатов, ему удалось несмотря на то, что он с детства страдал косноязычием (невнятная речь), имел слабый голос и короткое дыхание. Плюс ко всему этому набору, у Демосфена была привычка подергивать плечом. Что бы научиться ясно произносить слова, он произносил речи с камнями во рту. Подобный способ тренировки речи используется и сейчас.
- Читайте скороговорки положив в рот несколько орехов.
- Можно читать скороговорки зажав зубами пробку от вина или обычный карандаш.
- Старайтесь произносить слова как можно более ясно. Чтобы оценить качество произношения, запишите звук на компьютер или диктофон, а потом прослушайте его. Можно будет сравнить внятность речи в первый день занятий и по прошествии определенного срока, например двух недель.
Поговаривают, что подобные упражнения позволяют в короткие сроки значительно улучшить дикцию речи. Проверим.
Рукотворный русский эпос — народные скороговорки, Даль
Именно, рукотворный, не какой не народный русский эпос. Разве не видно, что «Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских» — это никакая не скороговорка, а просто выдумано, чтобы больше было. Каждый может: «Сестра Полина ударила поленом мужа Гаврилу», и что — тоже скороговорка. Извиняться не буду, это графомания и профанация на уровне государства. Все очевидно, как день белый — ночь черная.
Сейчас разговор только о скороговорках, но тем, не менее. Что это: «Ползет глиста по шесточку, глони, глиста, песочку!» Ни это ли, написал древний «наркот» на заборе, когда мухоморов переел. Какая художественная, или другая: для постановки дикции, например — какая ценность у этого бреда, и откровенной графомании Даля. У него, ведь не было того, чтобы ему «ёкнуло» там, в глубине души: «Не надо это в сборник! Не пиши — это бред сумасшедшего» Вы еще думаете, что я все выдумываю, но тогда сами пометьте те скороговорки, что можно считать адекватной скороговоркой.
Вот это, и будет ответ на вопрос, кто такой Даль, и что стоят его скороговорки и пословицы. И ничего личного только по существу написанного, с подписью «Скороговорки и пословицы Владимир Даль»
Правила развития дикции с помощью скороговорок
При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:
- На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
- Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
- Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
- Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
- На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
- В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
- Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.
Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.
Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.
Химик — ЦСКА, гол Дзагоева
Как правильно учить самые сложные в мире скороговорки
Хотите мастерски овладеть красноречием? Тогда не теряйте времени и приступайте к практике. Всего 10-15 минут повторений в день самых сложных скороговорок на русском языке, и вы не только научитесь выступать на публику, но и будете делать это без стресса. Перед началом занятий необходимо четко понимать, какие проблемы существуют в дикции, чтобы точно подобрать большие и сложные скороговорки.
Для безукоризненного освоения текста речевого тренажера, следует:
- правильно проставить ударение в каждом слове;
- неторопливо проговаривать слова, запоминая самые трудные звукосочетания;
- контролировать передвижение губ и языка при голосовом звукоизвлечении сложных слогов и отрабатывать трудноговорку перед зеркалом. Лучший способ понять, что у вас правильная артикуляция – попросить прочитать кого-либо по губам;
- напевать и нашептывать текст трудных скороговорок под строгим контролем правильного воспроизведения звуков и ритмичности;
- чередовать громкость и тембр голоса в момент повторения;
- постепенно ускорять темп;
- при отсутствии неточностей в сложных и длинных скороговорках, проговаривать их в максимальном темпе громким голосом.
Скороговорки для детей
Языковертки обычно не делят на взрослые и детские. Однако, есть все же отличия. Для ребенка эти сложные сплетения звуков нужны для того, чтобы отчеканить определенный звук. Например, чаще трудности возникают с выговариванием четкого «Р», а также с «Ш» и «Щ» и «С». Одни из сложных, но действенных поговорок для детей:
- «На горе Арарат растет красный виноград, а в огороде у Федоры только репа, да помидоры». Чаще сильный звук «Р» в сочетании букв «ра» произносится легче, чем слабый в сочетании «ре». Что говорит о неразвитости речевого аппарата.
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Отличный тренинг для отработки четкого произношения «С» и «Ш».
- «У Бобра шуба добра, а у бобрят добрее». Текст короткий, но действенный. Если ребенок картавит, то проговаривая раз за разом подобные чистоговорки, начнет произносить «Р» намного четче. И чем чаще это делать, быстрее придет результат.
Детям лучше не давать заучивать длинные тексты чистоговорок. Они вовсе не делают речь богаче, как, к примеру, стихи или рассказы. Их роль другая – добиться улучшения произношения, перестать картавить. Это тяжелый, длительный, но необходимый тренинг. А чтобы он не был ребенку в тягость, лучше подбирать смешные тексты и понятные по смыслу.
Что представляет собой скороговорка
Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.
Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.
Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.
Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?
Логопед уверена: конечно, можно.
— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).
Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру.
— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.
Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?
— Я как логопед — миофункциональный терапевт работаю со взрослыми людьми, которые носят брекеты, — поясняет специалист. — Неправильное положение языка в полости рта формирует не только нарушение прикуса — это вторично, а первично — это смазанное межзубное произношение (шепелявость), проглатывание звуков «л» и «р».
Также Наталья замечает: у белорусов очень часто встречается нечеткость произношения звуков «ч» и «щ» в сочетании со свистящими и шипящими в одном слове.
Иллюстративный снимок. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
— Одним из ключевых приемов работы с такой категорией клиентов, которые готовы проработать свою дикцию, являются скороговорки. Приведу пример работы с одной из моих клиенток: у нее была своеобразная щель между передними зубами, которая еще больше усиливала неприятный присвист при произношении свистящих и шипящих звуков.
1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха.
2. Подберите скороговорки на глухие звуки «с» и «ш». Отрабатывайте по отдельности скороговорки с каждым звуком.
3. Повторите то же самое со скороговорками на звонкие звуки «з», «ц» и «ж».
4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами.
5. Далее идет работа над голосом: начиная от шепотной речи до интонационной игры.
— Уже через три месяца при систематической работе мы получили результат, который радовал нас обеих, — вспоминает Наталья. — Конечно, вся эта работа строилась на индивидуально составленной программе дыхательных, артикуляционных упражнений для подготовки к описанной выше речевой нагрузке. Клиентка ежедневно выполняла все это дома и на занятиях. Без этого никак. Но думаю, что такую гимнастику должен подбирать специалист, так как нужно четко оценить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, определить причину возникшего нарушения и разработать план коррекции, чтобы рутина работы над дикцией и произношением не была статичной, утомительной и с кабинетным эффектом.
Логопед предупреждает, что самолечением заниматься не нужно. Попробовать позаниматься по схеме выше можно, но в случае серьезных проблем лучше обратиться к специалисту. Так и здесь:
— Только если вы не делаете это исключительно ради интереса, — улыбается Наталья.
Посоветуйте скороговорки, полезные взрослому
Специалист предлагает разучивать все-таки простые скороговорки, которые помогут оценить свой уровень слету:
— Помните, задача скороговорки — четкость произношения, передача смысловой нагрузки. И не заучивание, а быстрое проговаривание на слух.
Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет
(Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
(Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
(В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
(В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
(К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
(П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
(С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
(Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
(Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
(Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
(Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
(Ш,м) — Яшма в замше замшела.
(Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
(Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
(П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
(К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
(Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
(Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Малые фольклорные жанры с раннего детства входят в жизнь человека
Колыбельные, потешки, пестушки вызывают интерес во младенческом возрасте, а вот скороговорки привлекают внимание на протяжении всей жизни.
Ведь скороговорка – это интересная фраза с подбором звуков, трудных для произношения, которая быстро и четко проговаривается
Существует огромное количество различных скороговорок. Их можно поделить на простые и сложные. Простые предназначены для усовершенствования выговаривания только одного звука. Намного сложнее научится проговаривать сочетание трудных фонем либо различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки. Они также делятся на короткие, состоящие из одного слова и длинные – складываются из нескольких слов, бессюжетные и с сюжетной линией, написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной категории – детские и взрослые.
Значение скороговорок переоценить сложно
Они помогают развивать хорошую дикцию, улучшают память, расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание. Разучивать скороговорки можно начинать когда ребенок только научился говорить
Сначала он будет слушать, но со временем захочет повторить. Выбирать нужно забавные стихи, с занимательным сюжетом дабы заинтересовать малыша. Такие скороговорки-рифмы будут интересны и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя произносить их надо быстро, но они обучают малыша проговаривать фразы медленнее, не «проглатывая» окончания, чтобы его поняли.
Скороговорки – это еще и забава. Ведь чтобы правильно ее выговорить нужно повторить несколько раз иногда совершая ошибки. Хорошо посмеяться вместе, над словами, которые не получаются. Но здесь скрывается еще один смысл. Ребенок учится воспринимать маленькие неудачи, в виде корявых слов. Он видит, что и старшие делают похожие ошибки. Такая совместная работа научит детей не так болезненно воспринимать промахи в будущем.
Необходим и правильный подход к разучиванию скороговорок. Для начала нужно понимать, что для ребенка это должно быть игрой. Выбор надо остановить на интересных и полезных стишках. Для маленьких выбирать надо легкие и простые, а для старших – посложнее. Сперва скороговорку нужно медленно прочитать либо рассказать, четко выговаривая все звуки. Затем выучить ее наизусть, проговорить безмолвно, затем шепотом. Только после этого рассказать вслух неспешно. А с каждым следующим разом ускорять темп. Уже через некоторое время ребенок с легкостью будет произносить заковыристые предложения.