Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Содержание:

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает «Р»)

Нашла для своего Илюшки, может, ещё кому пригодится

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Скороговорки (Р)

Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

* * * Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!

* * * Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * * Отвори, Варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.

* * * Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.

* * * Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * * Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * * Выскочила мышка из-под рундучка, И опять под рундучок.

* * * Осип орёт, Архип не отстает – Кто кого переорет. Осип-осип, Архип – охрип

* * * Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * * Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

* * * Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * * Во мраке раки шумят в драке.

* * * Дар Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка, Я купаю в луже брюшко. Для чего ходить под душ, Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы И, подумав, молвил: -РРРЫ!

Подлетели какаду: -Что имели вы в виду? Рразорву и ррастерзаю? Рразнесу и рраскидаю? Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал: -Я просто РРРРРАД!

* * * У реки Росла Рябина. А река Текла, Рябила. Посредине — Глубина, Там гуляла РЫ-БИ-НА. Эта рыба — Рыбий царь, Называется Пескарь.

* * * Дворник дверь Два дня держал — Деревянный дом Дрожал. Ветер дёргал Эту дверь. Дворник думал Это зверь.

* * * Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок Для своих сорочаи Сорок сорочек, Не ссорясь строчат. Сорок сорочек Прострочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.

Не боится Рома Ни грозы, ни грома.

— Кра! — Кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Брошь украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона, Не кричи! Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана. — Как! — Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. — Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали!

* * * Карасёнку раз карась подарил раскраску. И сказал Карась : «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка : Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

* * * Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало.

* * * Клара-краля кралась к Ларе.

* * * Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку цап.

* * * Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * * Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * * Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * * На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * * Дpозд пpост — упорный хвост, проворный нос.

* * * На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * * Дpозд, дpозд, Пpост, пpост, Ковaный нос, Железный хвост.

* * * Город Нерль на Нерли-реке.

* * * Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * * Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.

* * * Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

* * * Проворонила ворона воронёнка.

* * * Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * * За горою холм с кулями, Выйду на холм куль поправлю.

* * * На дворе растет трава, на траве стоят дрова. Не руби дрова на траве двора.

* * * В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

Игры со скороговорками:

  • Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
  • Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
  • Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
  • Придумай свое смешное предложение с этим словом;
  • Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
  • Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
  • Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
  • Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);

Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:

Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Как способствовать развитию речи у детей

С первых месяцев регулярно воспроизводите ребёнку звуки животных и не забывайте о детских песенках. Это отлично развивает фонематический слух. Полноценное речевое развитие невозможно без грамотной и правильной речи его родителей. Каждый малыш всегда повторяет, в первую очередь, за папой и мамой. И это важнейший повод не допускать умышленно искажённой речи в виде сюсюканья. Методом подражания дети осваивают не только конкретные звуки, но и определённую стилистику речи.

Ни при каких обстоятельствах не начинайте ребёнка дразнить, даже если он не выговаривает половину алфавита. Он может замкнуться в себе, и даже самый опытный логопед столкнется с немалыми трудностями. Во время домашних занятий не допускайте никакого террора. Или увлекательная игра, или оставьте эту работу для специалиста. Звук Р особенно сложный в произношении для маленького человека, и будьте готовы к тому, что на его постановку может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев.

Сочиняйте интересные истории и диалоги между игрушками с самого раннего возраста, и ребёнок научится без труда правильно строить предложения. Регулярно читайте вслух детские книжки. Малыш усвоит не только новые для него слова и правильное звукопроизношение, но и научится понимать общую речевую структуру. И в любом случае никогда не забывайте о том, что он самый лучший, и всё у него обязательно получится. alt: Упражнения для речевого слуха

Скороговорки на Р для взрослых

Смешные современные скороговорки для взрослых это также сложновыговариваемые короткие тексты, помогающие улучшить дикцию. Кроме того, зная такие скороговорки, можно при случае блеснуть своим умением выговаривать невыговариваемое.

***

Побрёл бобёр в бор. В бору бобра обобрали. Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе. Бобриха бобра побранила и побрила, а бобрята бобра ободрили. Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

***

На карнавале короновали клонированного крокодила.

***

Те, кто водят хороводы – хороводоводы. Те, кто изучают творчество хороводоводов – хороводоводоведы. Те, кто любят читать хороводоводоведов – хороводоводоведофилы. Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов – хороводоводоведофилофобы. Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов – хороводоводоведофилофобофаги. Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами – антихороводоводоведофилофобофаги. Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов – квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

***

Те, кто говорят скороговорки – скороговоруны. Те, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы. Те, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы. Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы. Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги. Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги. Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!

***

Пришла к бармену Маргарита, попросила «маргариту». Бармен Маргарите говорит: «Нету в баре Маргарит».

***

Эволюционный эволюционист эволюций сэволюционировал эволюционную эволюцию, эволюционировавшую в эволюционоведение.

***

Арт «феррари» распиарят по спирали, Фееричный арт «феррари» – бренд-фурор, Распиаренный «феррари» – нереален, Финт в «феррари» – распиаренный мотор.

***

Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

***

Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.

***

Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки. Заработок зарабатывает от работки, а приработок – от переработки.

***

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.

***

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.

***

Оренбургский арендатор арендовал для своего друга адмирала арбалет.

***

Повстречались две подружки, две подружки – две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.

***

Провокаторы притворяются пропагандистами. Трудно представить в пропагандисте провокатора.

***

Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

***

Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

Всем известно – если речь правильная, понятная и красивая, можно в жизни многого добиться. Скороговорки успешно в этом помогают, но эта цель не единственная у скороговорок. Они учат не только говорить быстро и чётко, но и вдумываться, вслушиваться в каждое слово

Ведь уметь думать и слушать – это тоже очень важно!

Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…

Предлагаю посмотреть познавательную и интересную информацию в других статьях на моём блоге:Скороговорки для развития речи детейСмешные загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки на логику с подвохомНовогодние загадки с подвохом для детей и взрослыхЗагадки про зиму для детей. Развлечение и тренировка ума

А сейчас послушайте урок про весёлые песенки «Скороговорки».

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Ж» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Ж».

Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Ж», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Ж» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Скороговорки и чистоговорки — самая большая коллекция

Коллекция скороговорок и чистоговорок, не имела цель набить страницу чем попало. Поэтому, под словом самая большая надо понимать, те, что более менее адекватные. Полный трэш и глупости — зачем они вам надо.

  1. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои
    Что купили, прикупили, покупали что смогли

  2. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

  3. Интервьюер интервента интервьюировал.

  4. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  5. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет

  6. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

  7. Флюорографист флюорографировал флюорографистку

  8. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв

  9. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  10. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

  11. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

  12. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

  13. Осип охрип, Архип осип

  14. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб

  15. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  16. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  17. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

  18. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

  1. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  2. Четверть четверика гороха без червоточинки.

  3. Константин констатировал.

  4. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

  5. Жутко жуку жить на суку.

  6. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

  7. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

  8. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  9. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымохо

  10. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

  11. Сшит колпак, да не по-колпаковски.
    Вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  12. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели

  13. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

  14. Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала.

  15. Петя был мал и мяту мял. Увидала мать — не велела мять.

  16. Съел Слава солено сало, да сала Славе мало.

  17. Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,
    Пусть молодец теленка привяжет.

  18. Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  1. Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.

  2. Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

  3. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.

  4. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

  5. Баран-буян залез в бурьян.

  6. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел.

  7. Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.

  8. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит

  9. Пётр Петрович, по прозванью Петров, пошел погулять, поймал птицу перепелку (пигалицу); пошел продавать, понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

  10. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

  11. Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.

  12. Карасенку раз карась подарил раскраску. И сказал карась: «Раскрась, карасенок, сказку». На раскраске карасенка три веселых поросенка: карасенок поросят перекрасил в карасят.

  13. У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже (ж, с, ш, щ)

  14. У Раисы сестра Лариса, у Ларисы сестра Раиса.

  15. Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

  16. Пустует пост на мостовой – бастует Сеня-постовой.

  17. Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, Алеся, а на печи грейся.

  18. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине

Скороговорки для детей

Говорун всё говорил, говорил, говорил, да приговаривал

Скороговорки на букву «р» для детей7 лет могут быть и короткие, и в две три строчки. Главное их отличие от скороговорок для младших детей – увеличение сложности в проговаривании.

***

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

***

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре чуть не утонула.

***

Косарь Косьян косой косит косо.
Не скосит косарь Косьян покоса.

***

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

***

Купили каракатице кружевное платьице,
Ходит каракатица хвастается платьицем.

***

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

***

Карп с приправами прогрелся на противне
И отправился на сковороду для прожарки.

***

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка
Стащили три тонких картонки в потёмках.

***

Белые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.

***

Дает Катеринке картинки Каринка,
Картинки в корзинку кладет Катеринка.

***

Редька редко росла на грядке.
Грядка редко была в порядке.

***

Прытко рысь трусит за крыской.
Скрылась крыска, как ни рыскай!

***

Говорит Маргарита про регату ребятам:
«Регата, ребята, дороговата!»

***

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.

***

Четыре черненьких чумазеньких
Чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж:
Чрезвычайно четко.

***

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

***

Загадка:
«Несётся и стреляет ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.» — что это?
(Сорока)

Скороговорки на «л» и «с» для взрослых

Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:

  • Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
  • Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
  • Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
  • Милая Мила любила белила.
  • В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
  • Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!

Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.

Скороговорки на Р и Л

  • Клара-краля кралась к Ларе.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Ел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.
  • Прибыл Клим из Клина в Крым.
  • Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
  • Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.
  • Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  • Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.
  • Шла бабка из клети, просыпала крупку.
    — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!
  • Роль лиры в мире мала. Тем не менее, мне лира мила.
  • Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.
  • Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
  • Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
  • Фрол подол у кафтана порол,
    Распарывал, распарывал —
    И подол не распорол.
  • — Карась, в лаз не лазь! 
    Застрял в лазе карась.
  • Лапти лыковые,
    Лыки липовые.
  • В палатке — лопатка.
  • Вале велики бальные туфли.
  • Еле-еле Лена ела,
    Есть из лени не хотела.
  • Колдун наколдовал Коле клад.
  • Коля купил Лике кило кильки.
  • Лилипуты пили пилюли и лопотали.
  • Полы мыла Алла,
    А Луша помогала.
  • Около Лондона — логово колдуна.
  • У клуба на клумбе клубок.
  • У Полкана под лапкой палка
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Для маленькой Алёнки 
    Галя гладила пелёнки.
  • Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
  • Лилии не пилили,
    лилии не пололи,
    Лилии полили.
  • Лена искала булавку,
    Она упала под лавку.
    Под лавкой искать было лень —
    Искала булавку весь день.
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
  • У крошки-матрешки пропали сережки,
    Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Парус наш на совесть сшит,
    Нас и шторм не устрашит.
  • Мышки сушек насушили,
    Мышки мышек пригласили.
    Мышки сушки кушать стали,
    Зубы сразу же сломали.
  • Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
    И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
    Под листок собрал в кружок.
  • Слышен шорох в камышах,
    От него шумит в ушах,
    Сто бесстаршных лягушат
    Цаплю шепотом страшат.

Скороговорки на Ч

  • Течет речка, печет печка.
    Печет печка, течет речка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Были галчата в гостях у волчат.
    Были волчата в гостях у галчат.
    Ныне волчата галдят, как галчата.
    И, как волчата, галчата молчат.
  • В роще щебечут стрижи,
    Чечетки, щеглы и чижи.
  • Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт.
    Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
  • У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.
  • Учитесь учтивости у чукчи и чувствуйте чуточку чутче. 

30.01.2020

Tonje

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке

Картавость в речи не такой и страшный недостаток. Многие люди не выговаривают звук «ррр» и не стесняются этого. У некоторых речь звучит даже довольно мило. Но, конечно, если хочется исправить этот недостаток, выговорить правильно букву «р» есть целый ряд упражнений и скороговорок для картавых с буквой «р».

Слова

Раб, розовый, рысь, руль, гора, перо, нарыв, кенгуру, работа, рыбак, рысак, руно, руда, фара, мера, пары, горы, папирус, карусель, Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки

В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры.
Рододендроны из дендрария.
Рос в реке ершонок, рос, рос, стал ершом, а не вырос.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Рыбы в проруби — пруд пруди.
Привёз Пров Егорке во двор дров.
Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
Разрезая взором узор на озере, развивает зрение дозор.
Рим-пилигрим забрался на трактир и Рим-пилигрим обозлился на весь мир.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Триста тридцать три трамплина трём спортсменам по нутру:
С трёх трамплинов три спортсмена начинают поутру.

Заговорил говорун и слегка заговорился

И немного скороговорок на букву «р» для взрослых. Мамам и папам тоже полезно потренироваться и попрактиковаться в проговаривании сложных скороговорок.

***

Говорил говорун говорунам: «говорил не говори говоруну, что говорун заговорил»,
У говоруна говорилка говоривалка.
Заговорил говорун и глотка говоруна слегка заговорилась,
И тут говорун говорит на последок: «хватит говорить говорун говорилкин».

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»?
И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ.

***

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

***

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки — пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки — вострохвостята.

Для занятий дома можно использовать логопедические игры для буквы Р. Здесь и разминка для язычка и другие интересные упражнения.

Приятных вам занятий вместе с вашими детьми!

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа

перед постановкой звука. Она проводится вигровой форме , чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка

  • Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.

  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке

, делая его более подвижным.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы

подбирают наиндивидуальных занятияхдля дошкольников логопеды и выдаютдомашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Скороговорки для детей на букву Р сложные

В сложных скороговорках дети учат выговаривать сразу два или три сложных звука. Их сочетание довольно непростое, но детям полезно поучиться чётко проговаривать эти звуки.

***

Бобр добр для бобрят.
(Буквы: Д, Л, Р)

***

Трое трубачей трубят в трубы.
(Буквы: Б, Р, Т)

***

Говорилка говорилке говорила скороговорилку, но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку.
(Буквы: В, Г, Р)

***

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертёж.
(Буквы: Л, Р, Ч)

***

Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Буквы: В, Р, Т)

***

Добрые бобры, бодрые кобры.
(Буквы: Б, Д, Р)

***

Крошечные котики ели тортики. Любят тортики крошечные котики. Лапками котики крошили тортики. Котики от тортиков наполнили животики.
(Буквы: К, Р, Ш)

***

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Буквы: К, Р, Ц)

***

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
(Буквы: К, Р, Т)

***

В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров.
(Буквы: В, Т, Р)

Очень сложные скороговорки

А несколько этих скороговорок особенно непростые, их даже прочитать с первого раза свободно не все могут.

***

Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
(Буквы: П, Р)

***

Выдра из ведра выпрыгнула, Воду из ведра выплеснула, Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, Выплеснуть-то она выплеснула, А обратно впрыгнуть да вплеснуть Не смогла!
(Буквы: В, Д, Р)

***

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, А Панкрату без домкрата Не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте домкрат Кондрат.
(Буквы: Р, П, Т)

***

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал, Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать. Пошел скороговор уши отпаривать. Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика?» И сказал скороговор: «Нет», – вот его ответ.
(Буквы: В, К, Л, Р, С)

***

Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны. Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра. Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
(Буквы: Б, Р, Д)

***

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка. Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят, а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. У курочки-пеструшечки – пестрохвостята, а у уточки-вострохвосточки – вострохвостята.
(Буквы: Р, С, Т)

***

Корабли лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали, Вот какое лавированное лавирование отлавировалось, Что даже лавировщики залавировались и отлавировались, Потому что сие лавирование все силы из них отлавировало.
(Буквы: В, Л, Р)

***

У короля Кларика краля, У королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, А Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару За кражу кораллов у карлика Карла, А Кларик король Карла карал Того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, Слушал бы Кларик кларнет своей крали, А Карл подарил кораллы Карлайле.
(Буквы: К, Л, Р)

Детские скороговорки для развития речи короткие

(Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
(В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
(Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
(К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
(К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
(К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
(К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
(К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
(К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
(П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
(П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
(П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
(П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
(П,х) — Осип охрип, Архип осип.
(П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
(Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
(Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
(С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
(С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
(К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
(П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
(Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Скороговорки для развития речи на букву «р»

(Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

(Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

(Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

(Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

(Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

(Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

(Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

(Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

(Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

(Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

(Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector