Задержка психологического и речевого развития у детей. причины и симптомы

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы

Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

  • Томатис-терапию;
  • занятия с аппаратом Forbrain;
  • логопедический массаж;
  • работу с речевыми зонами и биологически активными точками;
  • стимулирование работы мозга посредством ДЭНАС-терапии;
  • игровые методы;
  • арт-терапию и многое другое.

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина – неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Кодирование причин смерти

Статистика причин смертности является одним из основных источников информации, позволяющей получить наиболее полные данные о здоровье населения. В медицинском свидетельстве о смерти должны быть указаны все болезни, патологические состояния, которые привели к смерти или способствовали ее наступлению. Кроме того, в медицинском свидетельстве о смерти указываются обстоятельства несчастного случая, которые вызвали данную травму.

Статистика причин смертности основывается на концепции первоначальной причины смерти, то есть:

  • болезнь или травма, которая вызвала цепь болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти или
  • обстоятельства несчастного случая или акта насилия, которые вызвали смертельную травму.

При заполнении медицинского свидетельства о смерти в верхней строке части I указывается состояние, которое непосредственно привело к смерти. На строках ниже по одному указываются патологические состояния, которые привели к непосредственной причине смерти. Первоначальная причина должна быть указана последней в вертикальном ряду.

Часть II пункта 19 включает прочие причины смерти, то есть это такие прочие важные состояния (фоновые, сопутствующие, конкурирующие), которые не были связаны с первоначальной причиной смерти, но способствовали наступлению смерти. В данной графе также указывается факт употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных или иных веществ, которые имели отношение к смерти лица.

Не рекомендуется включать в медицинское свидетельство о смерти в качестве причин смерти симптомы и состояния, которые встречаются у всех умерших, например, дыхательная и сердечная недостаточность.

В графе «Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью» напротив каждого выбранного кода причины смерти указывается период времени в минутах, часах, днях, неделях, месяц или годах или ставится значение «Неизвестно». Следует учитывать, что период, указанный на строке выше, не может быть больше периода, указанного строкой ниже.

Для статистики берется диагноз, указанный в самой нижней заполненной строке части I медицинского свидетельства о смерти. Первоначальная причина смерти должна быть наиболее информативной для статистического анализа причин смерти, поэтому, например кодирование таких заболеваний, как атеросклероз или гипертоническая болезнь, этиологическая роль которых в возникновении тяжелых последствий для здоровья известна дает менее полезную информацию, чем кодирование таких важных последствий болезней, как ишемическая болезнь сердца или цереброваскулярные болезни.

Например, диагноз при хронической ишемической болезни сердца в медицинском свидетельстве о смерти будет выглядеть следующим образом:

А) Левожелудочковая недостаточность (I50.1)б) Другие формы хронической ишемической болезни сердца (I25.8)II. Эссенциальная гипертензия (I10)

А развернутый патологоанатомический диагноз будет следующим:

Основное заболевание: Крупноочаговый кардиосклероз в задней и передней стенках левого желудочка; стенозирующий атеросклероз коронарных артерий сердца (3, IV, стеноз до ***% в правой коронарной артерии). Коронарография, попытка реканализации коронарных артерий ****20 г.

Фоновое заболевание: Гипертоническая болезнь: гипертрофия миокарда левого желудочка (масса сердца ***г, толщина стенки левого желудочка ***см), артериолосклеротический нефросклероз.

Осложнения основного заболевания: Острая сердечная недостаточность: отек легких, общее венозное полнокровие, жидкая кровь в полостях сердца и просвете крупных сосудов. Отек головного мозга. Мускатная печень.

Сопутствующие заболевания: Атеросклероз аорты (3, IV). Дисциркуляторная энцефалопатия; стенозирующий атеросклероз артерий головного мозга (2,II, стеноз до ***%).

Симптомы артериальной гипертензии у детей

Внезапное и значительное повышение АД, которое сопровождается яркой клинической картиной, принято называть гипертоническим кризом. Чаще доминирует неврологическая симптоматика в виде головной боли, «мушек» или пелены перед глазами, парестезий, тошноты, рвоты, слабости, проходящих парезов, афазии и диплопии.

Принято различать нейровегетативный криз (1-го типа, адреналовый) и водно-солевой (криз 2-го типа, норадреналовый). Для криза 1-го типа характерны внезапное начало, возбуждение, гиперемия и влажность кожи, тахикардия, учащенное и обильное мочеиспускание, преимущественное повышение систолического АД с увеличением пульсового. При 2-м типе криза наблюдаются постепенное начало, сонливость, адинамия, дезориентированность, бледность и одутловатость лица, общая отечность, преимущественное повышение диастолического АД с уменьшением пульсового.

Криз, который сопровождается судорогами, называют также эклампсией. Больные вначале жалуются на пульсирующую, острую, распирающую головную боль, наблюдаются психомоторное возбуждение, многократная рвота без облегчения, внезапное ухудшение зрения, потеря сознания и генерализованные тонико-клонические судороги. Закончиться такой приступ может кровоизлиянием в мозг, смертью больного. Обычно такие приступы регистрируются при злокачественных формах гломерулонефрита и в терминальной стадии ХПН.

Контрольный диктант «Битва во ржи»

Тревожные симптомы задержки речи

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Причины появления ЗРР

Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.

Биологические

Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:

  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Гипоксия плода.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.
  • Недоношенные дети или с небольшим весом.
  • Тугоухость.
  • Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.

Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.

Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.

Социально-психологические

Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.

Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.

Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.

Диагностика задержки речевого развития

При полном обследовании пациентов с задержкой речи может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • оценка сурдологом способностей ребенка слышать и, если имеются какие-либо нарушения, выявление их;
  • проведение возрастного тестирования на определение степени психомоторного развития, исходя из показателей раннего речевого развития и шкалы Бейли, которая используется для определения степени развития младенцев;
  • проведение беседы с родителями для оценки их стиля общения с ребенком;
  • оценка моторики лицевых мышц в случае, если имеются трудности с вскармливанием грудью и ребенок не может повторять движения языком;
  • оценка воссоздания и понимания речи;
  • выяснение врачом, каким образом родители стимулируют речевое развитие ребенка, как они его воспитывают, как они и окружающие люди учат малыша говорить.

Во время диагностики заболевания важно найти фактор, который его спровоцировал. Для этого придется дополнительно обследоваться у детского психолога, а также у таких врачей, как невропатолог и психиатр

Также может понадобиться проведение исследований, показывающих особенности функционирования головного мозга ребенка — ЭКГ, ЭХО-ЭГ и МРТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector