Русский алфавит
Содержание:
- Лучшие детские игры
- Ход занятия.
- § Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- Ход образовательной деятельности:
- Слова, образованные от глагола
- Видео и презентации
- § Понятие о звонких и глухих звуках
- Буква «Н»
- § Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
- Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Лучшие детские игры
-
Король Воришек
4.75 -
НАБОР РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 3D
4.82 -
Улитка Боб 5
4.77 -
Красный шар 5
4.85 -
АМ НЯМ:Перережь веревку
4.71 -
ЛУНТИК: АЛФАВИТ
4.71 -
Раскраска мелом
4.71
Игры для Детей
Логические игры
Для 3 лет
Для 4 лет
Для 5 лет
Для 6 лет
Для 7 лет
Лабиринты
Игры свинка пеппа
Конфеты
Котенок Бубу
МиМишки
три кота
Главная
Развивающие игры для малышей
Дошкольникам
Познавательные для Детей
Пианино
Пазлы
Пазлы для Девочек
На память и внимание
Математика игры
Для детей 8-9-10-11-12 лет
Рисовалки
Азбука
Барбоскины
Игры для детей 5-6 лет
Игры Лунтик
Игры Смешарики
МУЛЬТИКИ
Раскраски
Раскраски для Девочек
Раскраски для Мальчиков
Игры Маша и медведь
Фиксики
Шарлотта Земляничка
Животные
Игры по персонажам
Тачки
Миньоны
Камазы
Защита башни
Игры Пони
Игры Уход за Животными
Улитка Боб
Смурфики
Лего
Кошка Анжела
Спанч Боб
Игры Пузыри
Говорящий кот Том
Крокодильчик Свомпи
Развивающие детские игры
Angry birds
Шоу Дельфинов
Красный шар
Барашек Шон
Король Лев
Игры 3 панды
Игры Ам Ням
Девушки Эквестрии
Щенячий Патруль
Игры Майнкрафт
Фризл Фраз
Даша путешественник
Машина Ест машину
Хелло Китти
Поу
Суши Кот
Марио
Гравити Фолс
Мадагаскар
Вспыш и Чудо Машинки
Девушки Супергерои
Фейри Тейл Хай
Мстители
Доктор Плюшева
Том и Джери
Робокар Поли
Тролли
Золушка
Счастливая Обезьянка
Город Героев
Шиммер и Шайн
Финес и Ферб
Лентяево
Гуппи и Пузырьки
Приветом По Планетам
Как Приручить Дракона
Вселенная Стивена
Русалки
Юные Титаны
Зверополис
Гамбол
София Прекрасная
Рапунцель
Лего Ниндзяго
Наруто
Масяня
Время Приключений
Троллфейс
Соник
Рейнджеры Самураи
Симпсоны
Бакуган
Халк
Ральф
Хлебоутки
Умизуми
Микки Маус
Лило и Стич
Аватар
Сказочный Патруль
ДЛЯ ДЕВОЧЕК НА ДВОИХ
Другие игры
Мини игры
Шашки
Для Маленьких
Зума
Фруктовый Ниндзя
Логические
Головоломки
про Новый Год
Смешные
Кликеры
Агарио
Игры Офисные
Флеш игры
Роботы
Драки
плохое мороженое
Еще игры для мальчиков
Слендермен
Парковка
Страшные
Трансформеры
ПОГРУЗЧИК
БЕН 10
Стикмен
Бильярд
Бродилки
Бешеная Бабка
Войнушки
Найди отличия
Прикольные
для Мальчиков 8 лет»
для Мальчиков 9 лет
Стратегии
Метание Ножей
РЫБАЛКА
Спортивные
Еще игры для девочек
Эвер Афтер Хай
Поцелуи
Бродилки Девочкам
Тесты
Аниме
Пицца
Ресторан
Уборка
Школа
Хейзел
Магазин
для Девочек 10 лет
Кошки
Собаки
Танцы
Для девочек 4-5-6-7-8 лет
Для мальчиков 4-5-6-7 лет
РАСКРАСКИ
Для 2 лет
Детям 1-2 года
Для детей 2-3 лет
для Девочек 8 лет
для Девочек 9 лет
Мода
Лошади
Покемоны
Одевалки
БРОДИЛКИ
ГОТОВИМ ЕДУ
На ноутбук
Ход занятия.
Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и представимся. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.
Жили-были в городе звукинские звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется Алфавит.
(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом. Слайд №1)
Воспитатель: А к нам сегодня в гости пришли гласные буквы.
(Дети читают стихи.)
«А» (Слад №2)
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? Да.
Перед тобою буква «А».
«Я» (Слайд №3)
Буква «Я» в конце стоит
Закрывает алфавит.
«О» (Слайд №4)
Видишь в дереве дупло,
Ну совсем, как буква «О».
«Э» (Слайд №5)
Буква «Э» с большущим ртом
И огромным языком.
«Е», (Слайд №6, №7)
«Ё» Буквы те, родные сестры,
Различать сестер так просто,
У одной есть две точки,
Словно к лесенке гоздочки.
«У» (Слайд №8)
Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
«Ю» (Слайд №9)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к палочке прибью.
Ой, смотрите, что случилось?
Получилась буква «Ю».
«Ы» (Слайд №10)
А бедняжка буква «Ы»
Ходит с палочкой увы!
«И» (Слайд №11)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?«И».
Воспитатель объясняет, что буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», «И» дружат только с мягкими согласными.
Давайте поиграем в «Цветочки».Посмотрите у меня есть два необычных цветочка: один зеленый, а другой синий (Слайд № 12). Каждый цветок с пятью лепесточками, кто знает? Почему? (Ответы детей.)
Один цветок зеленый, потому что звук (Н) мягкий согласный, а другой синий, потому что звук (Н) твердый согласный.
Произношение чистоговорок и выполнение штриховки.
На-на-на Но-но-но
На холме сосна. На дворе темно.
Ны-ны-ны Онь-онь-онь
На небе нет луны. Зажигай огонь.
У Наты и Нины сегодня именины.
Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.
Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Обведение по контуру и печатание буквы
Выясняем, как правильно печатать букву. Обводим по контуру и печатаем. Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке.
Восполнение буквенного состава слов, звуковой анализ
Детям предлагается отгадать слово и вписать букву «Н» соответствующим карандашом.На экране выставляются слова: Нина, нитки, ноты, нос, коньки, окна.
В конце задания дети делают вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа над предложением
Составьте предложения, используя схему. У окна ___ Ната.
На столе___ноты. Ника___ на пони.
Гимнастика для глаз
Предьставтье,
мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
Разгадывание ребусов
Дети работают парами. Воспитатель раздает карточку с заданием.Ответы: ВороНа, ОСИна, наУКА (Задание: НА какой букве находится слог)
Физкульминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Игра «Найди лишнюю букву»
Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
Игра «Найди слова со звуком «Н»
Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»
Итог занятия
Воспитатель: С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Ход образовательной деятельности:
1. Ребята, здравствуйте
Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
2. Орг. момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
3. Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в гости пришла принцесса, зовут ее Ната. Но сейчас она очень расстроена. Ната несла вам подарки в необычном чемоданчике, но пока она шла к нам в детский сад, забыла каким ключом можно открыть этот чемоданчик. Поможем Нате найти нужный ключ? (Ответы детей). Чтобы узнать какой ключ подходит, нам нужно выполнить задания. Вы хотите помочь принцессе выполнить задания? (ответы детей).
4. Предлагаю вам сначала размяться и подготовиться к трудным заданиям Наты. Будем с вами «боксировать». Внимательно слушайте и повторяйте за мной,четко произнося слоги: НА-НО-НУ-НЫ-НЭ.
5. «Сядет первым тот…»
— Ребята, предлагаю вам сесть за стол, но первым на место сядет тот,кто продолжит предложение:
произносим и слышим мы (звуки)
читаем и пишем? (буквы)
какой первый звук в слове Ната? ()
-Правильно!
6. «Поймай звук».
— Ребята, нам с вами нужно поймать звук . Я буду произносить разные звуки, слоги, а вы, когда услышите звук хлопните в ладоши. (Дети выполняют задание). Предлагаемые звуки: Д-К-Н-С-Т-П-Н-Л-Н*Предлагаемые слоги: ОН- ЛА- НУ- ДЫ- ТО- АМ- НЫ и т. д.
— Молодцы, вы поймали все звуки .
7. «Звук »
— А какой этот звук? Давайте расскажем Нате все, что мы можем знать об этом звуке. Произнесите звук перед зеркалом. У этого звука есть преграда, значит как он называется? (согласный). Его мы произносим твердо или мягко? (твердо). Выставить маркер твердого согласного звука. А как мы его произносим звонко или тихо? (звонко)
Звук — согласный, звонкий, твердый. Никита (Олеся, Соня, Катя.) – расскажите какой звук ? (Дети описывают)
Молодцы. Правильно!
6. «Найди звук!»
— В конверте картинки. Как вы думаете, какой звук мы с вами будем искать? — Звук .
— Правильно. Нужно выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук . (Дети выполняют задание, прикрепляя к доске правильно выбранные картинки).
7. «Звуковой поезд»
— Для этого задания нам с вами нужно подойти к доске. Что вы видите?
— Поезд.
— Все правильно это «звуковой» поезд.Поезд состоит из трех частей: есть начало, середина и конец. Так же как и в слове есть начало слова, середина слова и конец слова. Я буду называть слова, а ваша задача определить, где же спрятался звук в начале слова, в середине слова или в конце слова. И складывать синий круг в нужный кармашек. (Дети выполняют задание. Вкладывая в нужные кармашки символ звука )
8. Физкультминутка. «Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Вот закончена игра, нам на стульчики пора.
9. Разрезные картинки с буквой Н.
Ребята, следующее задание для вас – собрать картинку. Что у вас получилось? (ответы детей)
Вы собрали букву Н. В алфавите ее произносят ЭН, а при чтении мы произносим звук .
Посмотрите, из каких элементов состоит буква Н. (состоит из трёх элементов.)
У вас на столе лежат счётные палочки, выложите из них букву Н (дети выкладывают букву Н).
10. Упражнение «Составь слог».
Перед вами лежат буквы. Я буду произносить слог, а вы попробуйте составить из этих букв слоги. НА-НО-НУ-НЫ-НЭ-ОН-УН-АН
Молодцы!
11. «Составь слово – составь схему»
Предлагаю перейти к самому сложному заданию. Давайте из букв составим слова.
Посмотрите на картинку. Что это?
— Нос.
Выложите на столе слово нос. Какая первая буква, вторая третья? А теперь под словом составим его схему (дети выполняют задание). Молодцы! Предлагаю еще одно слово- Ната. Так зовут нашу гостью. (дети выполняют задание).
Молодцы, ребята!
12. «Пластилиновая буква»
Ната предлагает написать букву Н пластилином. (Дети выполняют задание).
Итог.
Ребята, какой новый звук мы сегодня с вами узнали?
А с какой буквой познакомились?
Посмотрите теперь на ключи и догадайтесь, каким ключом мы сможем открыть дверь?
На какую букву похож этот ключ? (ответы детей)
А какие задания показались трудными?
Слова, образованные от глагола
От глаголов образуются слова со значением признака – прилагательные или причастия. Количество Н в этих частях речи определяют по разным правилам, поэтому сначала надо разобраться, как их различать:
Причастия
Вопрос о количестве Н в причастиях касается только страдательных залога, потому что в словообразовательной цепочке участвуют суффиксы с этой согласной. К глагольной основе на АТЬ/ЯТЬ присоединяется Н(Н), а к остальным основам (на ЕТЬ, ИТЬ, ЧЬ, ТИ и др) – ЕН(Н).
Чтобы быстро выяснить, сколько Н писать в СтПр, сначала определяют форму: в краткой всегда Н: прочитаННая – прочитаНа. Если форма СТПр полная, то анализируют другие критерии выбора:
- Вид. Совершенный – НН, несов – Н.
- Наличие приставки – есть – НН, нет – Н. Отрицательная приставка не учитывается, так как не влияет на вид и другие критерии. Приставку НЕ можно просто убрать.
- В причастном обороте всегда НН.
- В структуре слова есть ОВА/ЕВА или ИРОВА – НН. Кроме слов, в которых ОВ/ЕВ входят в корень (кованый, жеваный), если исключения употреблены без приставки и зависимых слов (подковаННый, немного жеваННый)
Увидев хотя бы один из перечисленных признаков, ставят НН.
Прилагательные
Образованные от глагола ИП пишут с одной Н. Такие слова обычно:
- от глаголов несовершенного вида;
- в предложении не имеют зависимых слов;
- в составе слова нет приставки.
Сравните:
- Крашеный забор вокруг усадьбы (полная форма, без приставки, несов. вид, без зависимых слов).
- Уже крашенный забор (появилось завис слово-уже).
- Покрашенный забор (приставка, сов. Вид).
Правило для причастий и прилагательных с Н и НН содержит список слов-исключений:
-Н- | -НН- |
|
|
Видео и презентации
Звук и буква Н присутствуют на видео и фото. Также на нашем сайте есть презентация с буквой Н. Презентация может быть использованы, как при обучении дошкольников, так и ребят, посещающих 1 класс.
Варианты презентаций:
- 1 вариант
- 2 вариант
Интересной для малышей может быть и мультфильм «Азбука малышка». Это видео ролики из серии «Уроки тетушки Совы». «Азбука малышка» представляет буквы в виде одушевленных героев, которые скачут на конях, ходят, бегают, смеются и т.д. Каждой букве в видео «Азбука малышка» соответствует мультфильм, где героем может быть животное или предмет, название которого начинается на эту букву. «Азбука малышка» хорошо нарисована, это красочный и поучительный мультик. Если вашему ребенку приглянулась «Азбука малышка» с комментариями мудрой Совы, обязательно ставьте ему этот мультик раз в день и посвящайте каждый показ отдельной букве. Есть в серии «Азбука малышка» и буква и звук Н.
Такое увлекательное изучение азбуки обязательно приведет ребенка в восторг и позволит быстро добиться результата.
Азбука-Малышка от тетушки Совы
Шишкина Школа
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Буква «Н»
Веселые стихи
* * *Нос сует свой Игорек
То в варенье, то в медок. Ой, боюсь я, как бы нос К банке с медом не прирос. * * * Н – натянутая сетка. Сетку стойки держат крепко. Во дворе нам целый день В бадминтон играть не лень. * * * Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. В. Степанов На букве Н я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! Е. Тарлапан |
* * *Н– натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. * * * Нина шила маме платье, Не вставала целый час. Не годится маме платье, Но… для куклы в самый раз. * * * Ниже планку ставлю я, Прыгай, доченька моя. Г. Виеру |
Пословицы и поговорки
1. Не все то золото, что блестит.
2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
3. На ловца и зверь бежит.
4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.
5. Нет никакого имущества дороже друга.
Игры
Игра «Назовите антонимы».
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
Игра «Подбери слово».
Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
Игра «Волшебная цепочка».
1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
2. Как из ночи сделать день?
Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.
Игра «Доскажи словечко».
– Где купили вы, синьорЭтот красный помидор? | Собаки, не троньте верблюда,Для вас это кончится худо: | |
– Вот невежливый вопрос,Это собственный мой… (нос).* * *
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для… (нас). * * * Кто один имеет рог? Отгадайте! … (Носорог). |
Он ловко дерется с врагамиСвоими большими… (ногами).* * *
А петух с колючим ежиком Режут сало острым… (ножиком). |
|
Игра «Слоговой аукцион».
1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).
Игра «Слоговое лото».
Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
Игра «Анаграммы».
Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).
Игра «Отгадай слова».
н – – н –
н – – – н – –
н – – – – н – –
н – – – – – н – – – –
н – – – – – – н – – – –
н – – – – – – – н – – – – – –
О т в е т : 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.
2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт
Игра «Малышки-коротышки».
Мы – малышки-коротышки,Будем рады, если ты | Поразмыслишь и отыщешьИ начала и хвосты. |
О т в е т : поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.
Кроссворд
Прочитайте, что написано в таблице
О т в е т : С новым годом!
О т в е т ы : наука, Наташа, находка, надежда.
Перевертыши
На доме чемодан. Наган. На вилах ехал иван.
Нажал кабан на баклажан.
Шарады
С буквой Н,мои друзья,
Ничего не значу я, Н на С перемените – Смело в суп меня кладите. Не берите с буквой М – Я пальто у вас поем. (Ноль – соль – моль.) |
Задачу ты решишь свободно:Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон.) |
Загадки
Если хорошо заточен,Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, рыбу, мясо, Свеклу, яблоки и масло. (Нож.) Наши братья шили платье. Был царем один из братьев Он корону надевал, Но в труде не отставал. (Наперсток.) Г. Виеру |
Мы на них стоим и пляшем,Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут. (Ноги.) Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) |
Эту толстую игрушкуНе уложишь на подушку.Знать, пример взяла с лошадки:Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка.) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) У кого днем один глаз, А ночью – много? (Небо.) Г. Виеру Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка. (Ноты.) Т. Белозеров |
Есть очень много рогачейВ зоопарке и в лесу.У всех рога на голове,У одного лишь на носу.
(Носорог.) Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. (Ножницы.) Голубая простыня Весь свет покрывает. (Небо.) |
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | белье | ||
ворс | вяз | ||
горб | гиря | ||
дом | дядя | ||
золото | земля | ||
кот | кит | ||
лыжи | лимон | ||
мусор | мяч | ||
нора | Нюра | ||
полы | пение | ||
робот | река | ||
солнце | семя | ||
тон | темя | ||
фурор | финал | ||
хомяк | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
1. Одна буква н пишется:
- в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ан, ян, ин: кожа — кожаный, глина — глиняный, соловей — соловьиный; исключение: в словах деревянный, оловянный, стеклянный пишется две буквы н;
- в первообразных прилагательных, или исконных прилагательных: багряный, единый, зеленый, красный, свиной, синий, пряный, румяный, юный.В данных прилагательных буквы н входит в состав корня.
2. Две буквы н пишутся:
в прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н: семя — семенной, лимон — лимонный.
В прилагательном семенной два суффикса — ен и н, поэтому в слове пишется две буквы н. В слове лимонный одна буква н будет относится к корню, а вторая н — к суффиксу, поэтому в нем также будет писаться две буквы н.
Примечание: прилагательное безымянный, образованное от существительного имя, сочетается только со словом палец (безымянный палец); с иными словами, например, станция, высота, герой и др. употребляется прилагательное безымённый (безымённая высота);
в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов онн-енн: торжество — торжественный, лекция — лекционный; исключение: в слове ветреный пишется одна буква н, но в приставочных образованиях будет писаться уже две буквы н: безветренный, обветренный, проветренный и т.д.