Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «звук и буква ы»

Ход занятия

Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

— сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Отгадайте загадки:

— Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь)

(появляется картинка)

— Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

— Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

— Творожку я брат,

Сметанке — сват,

Маслу — племянник,

А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

— Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

— Какой это звук? (гласный)

Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр»

— Произнесём звук пока мышь не достанет сыр.

Поиграем в игру «Светофор»

— Если услышите в слове звук , то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

Знакомство с буквой

Звук обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы»из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

— А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то,что надо:

Получилась буква «Ы»

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

-Ты — худой, а я — толстяк.

— Ешь поменьше натощак!

Физкультминутка

— Сейчас мы с Мышонком поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками

— Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук в словах. (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка

Составление предложения по картинке

Мышь несёт сыр.

— Сколько слов в предложении? (3)

— Выложите схему.

Звуковой анализ слова усы

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

— Назовите первый звук. (У)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (с)

— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите третий звук. (ы)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Умный…

Дежурный…

Быстрый…

Старый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

Жёлтая…

Итог занятия:

— С каким звуком познакомились?

— Как называется буква?

— Придумайте слова со звуком .

— Попрощаемся с Мышонком. Досвидания.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

— Кара-ул!!! — А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

— Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала. — Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда. — Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,— сказал Мыша. — Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып. — А т-ты? — С тобой нет.

И они пошли и дрожащими, тонкими голосами запели храбрую песню.

— Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

— Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,— вытирая усы, сказал Мыша. — А кто же это был? — Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

(Г. Юдин)

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.

А теперь послушайте меня что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).

Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква — звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова,которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим,какие слова получатся: ель, конь, банька.

Молодцы!

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Молодцы!

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается,

Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске

Тень.

Вот уходит (день)

Наступает (тень)

Свет уходит… (прочь)

Наступает… (ночь)

Все зверята (спать)

Будет день (опять)

Будет всё… (звенеть)

Золотая… (сеть).

(На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так:

-Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил:

-Семь.

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Молодцы!

Ход занятия.

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка

Спрятался в часы.

А его братишка —

Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук? Послушайте еще одно задание — подсказка…

Посмотрите на эту карточку внимательно и подумайте, что здесь лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Правильно, ребята, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Давайте все вместе произнесём звук и дадим ему характеристику…

Звук — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук .

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук : сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4. Игра «Один – много»

Кукла – (куклы, гриб – (грибы, машина –, лимон –, шкаф –, стол –, шар –, тыква –, кот –, зонт –, ягода —, дуб –, зуб –, банан – …., лев –, пол –, сыр – ….

5. Игра Рифма» (придумайте африканское животное в рифму).

Дилы-дилы-дилы – повились (крокодилы)

(Дети изображают охотящегося крокодила).

Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)

(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).

Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).

(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)

Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).

(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно.Н а п р и м е р : лы (-жи, мы (-ло, сы (-рок, тык (-ва, малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный, ост (-рый, аккурат (-ный, че (-ты-) ре, во-пер (-вых, во-вто (-рых, цве (-ты, фрук (-ты, тра (-вы).

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны

2. Допиши недостающую часть.

5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком .

6. Найди и обведи все правильно написанные буквы Ы

3. Соедини линиями одинаковые буквы

Итоги занятия.

С каким звуком познакомились, каким цветом он обозначается, какой это звук, какие слова с этим звуком запомнили….

«Ы» в искусстве, культуре, технике, географии и Интернете

Паровоз Ы

  • В популярной кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» персонаж Юрия Никулина предлагает назвать операцию по инсценировке ограбления «Ы» — «чтоб никто не догадался».
  • Голый вепрь Ы — полумифическое животное, упоминаемое в фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом».
  • С 1910 года выпускались паровозы серии Ы (на илл., всего было построено свыше трёх с половиной сотен).
  • После выхода фильма «Кин-дза-дза!» буква «Ы» также стала использоваться в качестве обозначения смеха или любых сильных, но невербализуемых эмоций.
  • Буква «Ы» вошла в сетевой жаргон рунета как замена англоязычного акронима LOL.
  • Название группы Леонида Фёдорова «АукцЫон» пишется через Ы.
  • В Якутии в период с 1937 по 2008 годы существовал посёлок золотодобытчиков Ыныкчан, в настоящее время в Якутии существует крупное село Ытык-Кюёль.
  • Ыб — село в Сыктывдинскоом районе Республики Коми.
  • Ыбица — мультифестиваль, проводимый с 2011 года на территории «Финно-угорского этнокультурного парка» в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша. 2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Буква «Ы»

Веселые стихи

Сказала буква Ыуныло:– Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Толстячок, играя тростью,Буквой Ы шагает в гости.

Необычной красоты

Купит он сейчас цветы.

А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

Твердый знак и буква Ы

В нашей азбуке нужны.

Твердый знак – в подъемном кране,

Ы – в мышонке на диване.

А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ.

*   *   *

Бык мычит две буквы: – МУ!

– МЯУ! – кот сказал ему. –

Слышал? Значит, мы, коты,

Знаем больше букв, чем ты.

Г. Виеру

*   *   *Бывает эта буква

В конце и середине,

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

*   *   *

Ы – мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

*   *   *

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят мимо толстый с тонким.

Они идут, не понимают,

Что букву Ы напоминают.

*   *   *

– Ты – худой, а я – толстяк.

– Ешь поменьше натощак!

Г. Виеру

В маленькую книжкуНе поместим мишку.

Мы заменим И на Ы –

Нарисуем мышку.

*   *   *

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

В. Степанов

– Кто же вымоет тарелки?

– Вы, конечно, вы, вы, вы.

– Почему же мы, мы, мы?

– Может, лучше ты, ты, ты?

Отдохните, вы и ты:

Все тарелки вы-мы-ты.

Я и ты, мы и вы –

Все мы знаем букву Ы.

Скороговорки

1. Мама Милу мыла с мылом,Мила мыло не любила. 2. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Игра  «Кто больше?».

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

Игра  «Веселые звуки».

Сказала Ы: – Давным-давноМы с вами дружим, буква О.

Я вас сменить готова,

Но не в начале слова.

Охотник пел: «Над речкой Рось

В лесу я встретил…   (рысь)».

Она рычит: «Ружьишко брось!»

А я кричу ей: … («Брысь!»).Услышав это, за бока,

Смеясь, схватились

Два…   (быка).

И во дворе мочало

От радости… (мычало).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р : лы (-жи),  мы (-ло),  сы (-рок),  тык (-ва),  малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный),  ост (-рый),  аккурат (-ный),  че (-ты-) ре,  во-пер (-вых),   во-вто (-рых),   цве (-ты),   фрук (-ты),   тра (-вы).

Игра  «Один – много».

Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).

Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву.

С – р, м – ло, кур – .

Игра «Сквозная буква».

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

– ы – –                                          – ы – – – – –

О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;

                выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.

Игра  «Дополните слово».

Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина (рытвина), рыба (рыбак).

Игра  «Превращение слов – волшебная цепочка».

Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.

Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;

Тыл – лыко – обыск – корыто.

Кроссворд

1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.

3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.

5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.

О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.

Загадки

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живет, туда все несет.

(Мышь.)

Явился в желтой шубке:

– Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок.)

Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В мороз – бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи.)

Всегда он в работе,

Как мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(Язык.)

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

(Часы.)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник.)

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

(Пылесос.)

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(Пылесос.)

Рассыпался горох на тысячи дорог.

(Звезды на небе.)

Спасибо, что посетили мою страничку!

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Изучение азбуки тактильно и в действии

Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.

Тактильные упражнения

Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.

Ориентировочный список тактильных упражнений:

  1. «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
  2. рисование пальцами на песке или манке;
  3. объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
  4. тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
  5. обведение пальцами букв на карточках.

Образное изображение

Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.

Упражнения на изображение графического образа «Ы»:

  1. пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
  2. изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
  3. штриховка;
  4. рисование пальчиковыми красками;
  5. выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
  6. приклеивание ниточек по контуру;
  7. ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.

Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

История

Название

В древней кириллической азбуке и церковнославянской азбуке буква Ы носит название ѥры (ст.-сл.) или еры́ (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, но явно родственен названиям букв «еръ» (Ъ) и «ерь» (Ь). Буква Ы называлась «еры» в изданиях авторитетного орфографического словаря русского языка Д. Н. Ушакова до 1964 года включительно; в более поздних изданиях словаря она называлась «ы».

Написание

В древнейших формах глаголицы и кириллицы буква Ы построена механическим объединением знака для Ъ или Ь со знаком І или И (в старославянских памятниках встречаются все возможные комбинации диграфа; в старой кириллице элементы буквы могли также соединяться чёрточкой). Числового значения не имеет. В наиболее «классической» форме глаголическую Ы принято рисовать как , а кириллическую приблизительно до XIV века — как ЪІ ъі (Ꙑ ꙑ), для позднейших времён — как современную Ы ы (включая и церковнославянский язык). В русские рукописи современная форма проникает с конца XIV века из южнославянских (балканских) рукописей. В кириллице буква Ы обычно считается 30-й по порядку, в глаголице — 31-й.

Фонология

Гласная фонема /ɨ/, обозначаемая буквой «ы», существовала ещё в праславянском языке. Обычно происходит из долгого праиндоевропейского звука *ū , чем объясняются чередования ы/у, ы/ов и т. п.: слу́шать — слы́шать, со́хнуть — высыха́ть — сухо́й. Согласно Московской фонологической школе, в современном русском языке отсутствует самостоятельная фонема /ɨ/, а звук является лишь аллофоном фонемы /i/ после твёрдых согласных. Петербургская фонологическая школа рассматривает /ɨ/ как отдельную фонему.

Правила употребления буквы «ы»

Русский язык

  • После большинства согласных буквы И и Ы отражают фонетическое явление смягчения согласных: бить — быть, вить — выть, следи — следы, грози́ — грозы́, клик — клык, мило — мыло, пил — пыл, сгори — с горы, сир — сыр, ти́кать — ты́кать, графи́ — графы́.
  • После шипящих, как мягких, так и твёрдых, в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧИ, ЩИ употребляется буква И, а не Ы, поскольку в древности шипящие буквы произносились мягко, поэтому после них писали только мягкие гласные, хотя уже тогда стали отступать от этого. Позже, в некоторых случаях, после шипящих стали писать Ы (для отличия одних форм слов от схожих с ними других форм), но написание шипящих с И всегда являлось основным; таким же основным оно стало и для русского языка. Отступления от этой системы допустимы в иноязычных именах и названиях: Жылыойский район, Чыонг Тинь, Шымкент.
  • После Ц, мягкость которого также от контекста не зависит, употребление букв И и Ы описывает гораздо более сложная исторически сложившаяся система правил; они приведены в статье «Ц».
  • После велярных согласных Г, К, Х, которые бывают как твёрдыми, так и мягкими, Ы тем не менее практически не употребляется. Объяснение историческое: в древности эти согласные не могли смягчаться; точнее, вместо смягчения они переходили в шипящие (стол — сто́льный, но друг — дру́жный, век — ве́чный, пух — пушно́й) или свистящие (ср. с ц.-сл. оборотами речи: почить в БозеБогъ; темна вода во облацехоблакъ, на воздусяхвоздухъ; такое чередование осталось, например, в украинском склонении: нога — на нозі, рука — на руці, муха — на мусі) и использовались только с Ы. Позже в русском языке в этой позиции Ы перешло в И. В настоящее время сочетания гы, кы, хы встречаются в звукоподражаниях и просторечии (гыгыкать, кыш, Кыся, Олегыч, Маркыч, Аристархыч), либо в заимствованиях и вообще в иноязычных именах и названиях (кок-сагыз, акын, такыр, Мангышлак, Кызыл, Архыз).
  • После гласных и в начале слов Ы также встречается только в звукоподражаниях, собственных именах и заимствованиях (ыкать, ых; Ыгыатта, Ыджыдпарма, Джайаыл, Суыкбулак, Хабырыыс, ыр, ынджера), хотя звук в начале слов вполне обычен, если начинающееся на И следует без паузы за оканчивающимся на твёрдую согласную (вот всё, Иван ваныч). Это же самое фонетическое явление на стыке приставки и корня отражается на письме (подытожить, cыграть, безымянный), за исключением иностранных приставок (постинфарктный, хотя предынфарктный), приставок на гортанные и шипящие (межигровой, сверхизысканный) и слова взимать с производными.
  • После Й буква Ы встречается только в транслитерированных иноязычных именах и названиях: Тайынша, Чыйырчык.
  • После Ъ буква Ы, вероятно, не встречается вообще (хотя теоретически в транскрипции и транслитерации не запрещена). После Ь может встречаться во вьетнамских заимствованиях (Тьы-ном, Тьы куокнгы).

Церковнославянский язык

Употребление букв Ы и И (І) близко к русскому, хотя частично отражает старославянскую ситуацию:

  • после большинства согласных употребление Ы и И смыслоразличительное и фонетически обусловленное (бити — быти и т. п.); но, в отличие от русского, в склонении одного и того же слова могут одновременно встречаться окончания и , например: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
  • упомянутый выше переход гы, кы, хы в ги, ки, хи в ц.-сл. также состоялся, то есть Ы после гортанных не бывает;
  • после шипящих бывает и Ы, и И; произносится это одинаково, разница только смысловая: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юноши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
  • написание ци (ці перед гласными) бывает только в заимствованиях (Цицеронъ, Констанція);
  • после приставок на согласную И может как переходить в Ы, так и не переходить; возможны также написания с ъи вместо Ы (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для разных приставок и корней преимущественное написание может быть разным.

Другие языки

В кириллических алфавитах для тюркских, монгольских и финно-угорских языков Ы обозначает либо звук, идентичный русскому , либо близкие по артикуляции заднеязычные или среднеязычные гласные: в казахском , в татарском и др.

Подводится итог занятия.

Приз за хорошую работу — кружочек с изображением буквы даётся всем детям. Поделки букв можно делать не только из проволоки, но и вырезая из бумаги, ткани. Можно вылепить из пластилина.

Подвижные игры, физкультминутки нужно проводить после малоподвижной деятельности, например, работы за столом.
 

Записаться на наши занятия можно по телефону: +7(495)999-03-17

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

%TEXTAREA_VALUEОбновить Отменить

Удалить Отменить

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector