Как научится рисовать человека карандашом
Содержание:
- Введение
- Что такое ростовая фигура?
- Делаем штриховку
- Зачем нужно строить пропорции?
- Вспомогательная работа
- Что такое 90-60-90?
- Рисуем девушку в платье
- Проработка черт лица
- Базовые принципы построения и разметки
- Подвижная модель человека из бумаги(картона)
- Как нарисовать фигуру человека: лайфхаки
- Груша или А
- Позиция на спине и животе
- Заключение
Введение
Съемка портретов – дело непростое
Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно
Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, — это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.
На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.
Что такое ростовая фигура?
Большие, в рост человека фигуры, вырезанные из плотного картона, первыми стали использовать в своей работе рекламщики. Свое творение они назвали хардпостером, что дословно переводится как «твердый плакат». На деле фигуры из картона – это и есть своеобразные постеры, только не в виде обычных плакатов, которые крепятся на стену или стенд, а силуэтов чего бы то ни было. Главным «героем» хардпостера может быть актер, персонаж мультфильма, комикса, продвигаемый на рынке продукт или услуга, представитель определенной профессии.
Главная задача ростовых фигур – привлечение внимания прохожих. И действительно, где бы ни стоял хардпостер, он всегда цепляет взгляд. В основном из-за того, что на нем человек видит нечто яркое и интересное, да еще и поданное необычно, объемно.
Делаем штриховку
Постепенно заштриховывайте другие части лица, шеи и волос. Мы регулярно смотрим на оригинальный портрет и проверяем его. Мы достигаем максимальной естественности. И все готово.
Получился у нас такой рисунок. Возможно, портрет мужчины с нарисованным карандашом не будет таким профессиональным, но вам не стоит беспокоиться. Вы только начали этот подход, и у вас все впереди.
Мужской портрет показывает значительные различия по отношению к женскому. Вы можете заметить, что черты стали более резкие и жесткие, что совершенно альтернативно женскому типу. Это главное правило, которое нужно запомнить при изображении человеческого лица. Теперь вы можете пойти дальше и попытаться представить своих друзей и родственников, следуя проверенному материалу.
Зачем нужно строить пропорции?
Любой художник, независимо от стиля, в котором он собирается работать, должен овладеть академическим рисунком. Это своего рода фундамент всей живописи, необходимый как художникам, так и архитекторам, дизайнерам, скульпторам.
Изучение академического рисунка начинается с азов. Ученики сначала проходят геометрические фигуры, затем розетки и капитель. И только после этого переходят к изображению головы и тела человека. Осваивая портреты, они начинают с гипсовых голов, а затем переходят к рисованию с натуры. Если речь идет об изображении людей в полный рост, то тут процесс тоже проходит постепенно – скелет, мышцы, гипсовая фигура, обнаженная натура.
Художник очень часто сталкивается с тем, что изображаемый объект значительно больше, чем лист бумаги или, наоборот, меньше. В натуральную величину не всегда получится изобразить ни фигуру человека, ни маленькую бабочку. Чтобы передать изображение максимально точно, необходимо уменьшить или увеличить исходный объект, при этом правильно передавая соотношение его размеров.
Рисуете ли вы портрет, пейзаж или натюрморт – соблюдать пропорции необходимо. Умение делать это является одним из самых важных для любого художника.
Вспомогательная работа
Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.
Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.
Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.
Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.
Шея.
Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.
Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.
Плечи.
Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент
Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).
Талия.
Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.
Туловище.
Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.
Ноги.
Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:
- Сначала нужно определиться, где у нашей модели будут колени. Согласно подсказкам пропорций, они у нас ниже пятой отметки. Нужно только немного отступить вниз от отметки и отойти в стороны от центральной линии. Определившись с местом расположения колен, можно нарисовать небольшие круги.
Учимся рисовать нижнюю часть туловища. Каждый из этих кругов соединяем двумя линиями с горизонтальной линией таза. Это мы сделали нашей модели бедра.
Еще стоит просто нарисовать круги, только меньшего размера ниже шестой, почти над седьмой отметкой.
Это будет переход от голеней к стопам. Соединяем округлыми линиями эти небольшие круги с «коленями».
Последняя деталь, чтобы нарисовать силуэт человека и закончить изображать ноги – это ступни. Делаем их небольшими вытянутыми овалами внизу, там, где у нас 7 отметка схемы.
Руки.
Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:
- Основываясь на правилах строения фигуры человека, точно знаем, что локти находятся на уровне четвертой линии, линии талии. Нужно сделать среднего размера круги.
Как научиться рисовать кисти рук? Пока отмечаем их кругами чуть меньшего размера. Если смотреть ровно на человека, то кисти будут располагаться чуть выше уровня его низа торса. Это не верно в абсолютно всех случаях, так как все мы разные.
И как нарисовать силуэт конкретного человека? Нужно сверять схему с фотографией или живой моделью, подгоняя ее под определенный портрет. Только так мы поймем, как рисовать людей, сами освоим науку и сможем объяснить ее для детей.
Соединяем круги между собой, дугообразными линиями, а локтевые круги с плечами. Делаем кисти.
В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.
Что такое 90-60-90?
Здесь не предвидятся экскурсы в историю. Вспомним о Леонардо да Винчи и Аристотеле только раз, как о тех, кто виновен в появлении надоевшего стандарта. Он все еще в тренде. И это модельный тренд. А в модельном бизнесе руководствуются своими представлениями о прекрасном. Как и в любом профессиональном деле, прекрасное исчисляется в условных единицах. Стандарт «90-60-90» носит утилитарный характер – вещь выгоднее выглядит на вешалке, так покупателю легче рассмотреть плюсы и минусы изделия.
Женщины возмутятся и скажут: «А как же те миллионеры, которые выбирают манекенщиц себе в жены?» Спокойствие, только спокойствие. Жена миллионера – это и статус, и работа. А женитьба – это политический акт, поэтому:
Избранница миллионера имеет представление о публичной жизни не по журналам, а на собственном опыте. Она выглядит и смотрится на все 100. Имеет вес в обществе.
Случаются и исключения из правил. Но если зритель видит вместе стареющего миллионера и молодую модель, которая не обладает женским шармом, то он понимает: этот брак, скорее, бизнес-проект, чем союз любящих сердец.
Рисуем девушку в платье
Приступая к созданию рисунка девушки в платье, следует сперва нарисовать фигуру без одежды. Нанесите вспомогательные линии, обозначьте контуры фигуры человека, только теперь на тело девушки можно «надеть» одежду, «обуть» туфли или ботиночки.
Считается, что фигуру в одежде нарисовать легче, чем обнаженное тело. Одежда помогает скрыть те части тела, которые художнику не удается реалистично нарисовать
Обращайте особое внимание на материал, из которого изготовлено платье вашей модели
Легкая ткань облегает тело, а плотный материал слегка деформирует контуры тела. Не забывайте о складках. Их необходимо обозначить дополнительными штрихами.
Проработка черт лица
Проработка черт лица
Научиться рисовать голову человека и лицо в деталях можно, если освоить технику соблюдения пропорций путем многократного ее повторения. После этого можно приступать к поэтапной проработке черт внешности.
Обозначение формы. Здесь все просто – нужно обозначить форму лица. Обычно для этого используются овальная, яйцевидная или другая округлая фигура. С помощью вертикальной оси можно достичь симметричности, а горизонтальной – правильного изображения глаз.
Определение основных элементов лица
Неважно с чего будет начата прорисовка особенностей лица, важно делать это быстро и легко. Сначала легкими штрихами обозначаются все элементы лица без особенностей деталей
Сильно нажимать на карандаш не нужно, чтобы иметь возможность быстро исправить допущенные ошибки, убрать черновые линии.
Уточнение размеров и форм. Корректировать размеры, форму, размер глаз, рта, особенности носа и бровей, обозначить форму лица нужно на данном этапе. Здесь следует внести коррективы в выполненную заготовку на предыдущих этапах.
Добавление теней и деталей
Легкие короткие штрихи помогут обозначить тени около глаз, носа, выделить скулы и акцентировать внимание на верхней губе. На этом же этапе необходимо нарисовать волосы, добавить теней на шею.
Представленная поэтапная инструкция, которая поможет научиться рисовать глаза человеку, а также рот, нос, губы, брови без обращения за уроками к опытному художнику.
Описанный портрет является достаточно примитивным, но от этого он не перестает быть правильным. Таким же способом можно научиться рисовать голову человеку как женского, так и мужского пола.
Базовые принципы построения и разметки
Голова человека пропорциональна и симметрична (симметрия не полная) относительно вертикальной линии. С помощью разметки определяется положение деталей и получается портретное сходство. Усредненное лицо строится по общей схеме, различие расовых и личностных особенностей строения черепа вносит коррективы.
- Формирование овала. Прорисовывается только абрис.
- Деление на сегменты. По вертикали пополам, по горизонтали (сверху вниз) -0.5, 1, 1, 1 части, на три с половиной доли. Половина части – волосы надо лбом. Первая часть – лоб, вторая – нос, третья – рот и подбородок.
- Детальная разметка. По вертикали овал делится на пять частей, срединная ось проходит через середину третьей доли. Длина сегмента равна длине глаза, расстояние между глазами при нормальных пропорциях лица также равно длине глаза. Другой вариант – деление на восемь сегментов. Тогда между глазами два участка, по два – на глаза, по одному – на виски.
- Горизонтальная линия (верхние и нижние точки бровей) проходит на уровне ½ длины глаза над линией глаз. Для определения положения губ область от низа носа до низа подбородка делится на пять частей, средняя линия губ – между второй и третьей частью разметки.
- Проверка правильности положения крайних точек глаз, крыльев носа, уголков губ: середина глаза и уголки губ на одной вертикальной линии, как и внутренние уголки глаз с крайними точками крыльев носа. Эти особенности индивидуальны. Тонкие линии на фото показывают стандартное и смещенное положение точек.
- Детальная прорисовка.
Пример построения схемы с использованием базового круга (центр круга совпадает с центральной точкой лба).
Построение лица в профиль тоже можно начать с базовых кругов, для правильного строения черепа (без аномалий) смещение центров равно ¼ диаметра.
Внимание! Рисунок в профиль показывает примерно половину длины глаза, это следует учитывать при расчете
Детальная прорисовка лица
Чтобы как следует научиться рисовать лицо человека карандашом, учитывается разница между портретом определенной личности или обобщенным изображением. В первом случае пропорции определяются особенностями строения лица, в том числе расовыми, особыми приметами (асимметрия, шрамы, неправильность прикуса или характерная форма бровей). Во втором – придумывается желаемый типаж и предполагаемый характер персонажа.
Важный этап рисунка – детализация глаз. Задаются форма глаза, положение уголков (поднятое или опущенное), высота и объемность века, длина ресниц, размер радужки и зрачка.
На иллюстрации показана последовательная прорисовка от схематической до детальной, с тенями и бликом на зрачке, волосками бровей и ресниц, с растушевкой штриховки.
Нос и рот прорисовываются аналогично, с учетом анатомических особенностей.
Для рисунков «в фас» ушные раковины строятся упрощенно, для портрета в профиль – более детально.
Прорисовка теней выполняется после построения структуры или параллельно – в зависимости от навыков и манеры рисования художника. Для отработки навыков необходима тренировка на реалистичных моделях под руководством наставника.
Важно! Растушевка теней выполняется по мере необходимости, с помощью клочка бумаги или пальца
Влияние анатомических и расовых особенностей на портретный рисунок
Характерные расовые черты – ширина носа, положение и форма глаз, губ, лба – показаны на сравнительном рисунке мужского лица ниже.
Для четкого понимания причин различий желательно изучить анатомию человеческого черепа под руководством преподавателя, поскольку нюансы по рисованным изображениям понять сложно.
Важный этап осознания особенностей строения лица – рисунок «рубленой» головы с макета. Урок дает понимание положения основных плоскостей черепа с учетом лицевых мышц.
При создании рисунка головы можно наносить тени на все изображение или же работать с отдельными областями по очереди. Для получения фотореалистичного изображения учитываются особенности конкретного снимка, в том числе резкость теней, четкость черт, контрастность.
Подвижная модель человека из бумаги(картона)
Как сделать подвижную модель человека из бумаги?
Этот вопрос мы уже начали разбирать — читаем статью :
Но там описана модель, у которой подвижны только руки. Если же нам нужно смоделировать сложное движение, включающее всю фигуру человека, то придется изготовлять сложносочинённую модель с суставами и сочленениями.
Лирическое отступление. Когда во втором классе мы взялись за тему «Фигура человека»… Да! Именно только во втором классе я решилась приступить к пропорциям и позам человеческого тела, а не с малышами 4-5 лет…. Так вот тему «Фигура человека» мы начали с изготовления четырёх подвижных моделей человека – разных размеров от 10 до 30 сантиметров высотой. Я предполагала, что впоследствии, при составлении композиций мои ученики смогут применять эти фигурки человечков как наглядные пособия для моделирования движений героев картинки, но выяснилось, что по ходу изготовления такой толпы бумажно-картонных людей мои ученики неплохо изучили пропорции строения человека и реально к помощи моделей уже прибегали редко. Так что человечки из бумаги свою обучающую роль полностью отыграли.
Итак, я вас, надеюсь, достаточно замотивировала, чтобы у любого руки зачесались немедленно приняться за изготовление подвижной модели человека.
Но сначала всё же уточним некоторые моменты насчёт строения и пропорций.
Как нарисовать фигуру человека: лайфхаки
Чтобы наброски становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».
Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс. Как рисовать кисти рук
Как рисовать кисти рук
Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок более запоминающимся. Необычные позы делают ваши рисунки более живыми
Источник
Необычные позы делают ваши рисунки более живыми. Источник
Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жесткости, но чаще всего встречается европейская шкала.
B — мягкий.
H — твердый.
HB — твердо-мягкий.
F — средний тон между H и HB.
Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твердости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза тверже, чем обычный H.
Чаще всего для создания наброска используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более темных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.
Как различаются карандаши по степени мягкости
Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более, что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.
Как нарисовать красивый портрет
Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.
Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.
Скетч иллюстратора Jae Suk Kim
Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.
Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации очень сложно. Если вы встали на этот путь, придется продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг для дизайнеров», где за четыре месяца вы научитесь рисовать отличные наброски.
Курс «Скетчинг для дизайнеров»
На курсе вы изучите техники и приобретете навыки, необходимые для создания скетчей.
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Груша или А
Мужчины с таким силуэтом имеют почти идеальное телосложение. Эта фигура наиболее характерна для мужчин среднего возраста, которые когда-то занимались спортом, но отказались от физической активности.
Человек с фигурой типа А может иметь широкие плечи, стройные ноги и руки, мускулистые спины. Их единственный недостаток – выпирающий живот
Поэтому стоит сделать все, чтобы отвлечь внимание от потенциальных взглядов в его сторону
Что надеть тогда? Рекомендуется носить пиджаки с более широкими плечами и лацканами, футболки с V-образным вырезом, которые будут подчеркивать хорошо сложенный верх, брюки с более широкими штанинами.
Для особых случаев советуют выбирать бабочку вместо галстуков и рубашки более темных цветов, однотонные или с более рыхлым низом – скрывающие недостатки.
Тем не менее, стилисты не советуют надевать узкие и плотные свитера и футболки, особенно с узорами, подчеркивающие живот. Плавки и шорты также не подходят для грушевидных фигур. Прежде всего, джентльмены должны помнить, об упражнениях, которые укрепят живот – пилатес или плавание.
Карандаш
Человек с таким типом телосложения всегда будет выглядеть как мальчик. С одной стороны, это может быть преимуществом, особенно для людей, которые любят покушать, но не обязательно. Джентльменам с таким типом телосложения гораздо сложнее выработать устойчивую фигуру и впоследствии поддерживать ее.
Что надеть тогда? Рекомендуется надевать одежду, которая добавит элегантности и серьезности. Мужчины также должны сосредоточиться на вещах, которые оптически расширят их и добавят несколько килограммов.
Примерами такой одежды могут быть стеганый жакет, свободная, но элегантная рубашка или двубортный жакет. Тем не менее, рекомендуется избегать любых видов одежды, которые обтягивают вашу фигуру – водолазки, шорты или брюки, собранные в складку. В случае фигуры типа I все виды рисунков и графики также великолепны.
Яблоко или О
Господа такого телосложения имеют характерные признаки – выпуклый живот, полные руки и ноги. Их самая большая проблема – это ожирение.
Чтобы наилучшим образом скрыть недостатки фигуры, следует выбирать более свободные стили, но не слишком объемные, чтобы не добавлять килограммы. Лучшими являются простые, классические стили, лишенные ненужных украшений.
Толстые свитера с широким переплетением также не будут хорошим решением в таком случае. Гладкие материалы будут хорошо смотреться.
Нужно также избавиться от узорчатых вещей – клетчатых рубашек или разноцветных футболок. Если вы одеваетесь для прогулки, советуем вам выпустить рубашку или футболку поверх штанов, чтобы не подчеркивать живот.
Треугольник или V
Если у вас фигура такого типа, вам действительно повезло. Этот силуэт сегодня считается идеальным мужским телосложением. Широкие мускулистые руки, стройные руки и ноги и узкие бедра. Преимуществом этой фигуры также является возможность модных экспериментов – все разрешено.
При выборе одежды вы должны сосредоточиться в основном на том, чтобы сбалансировать разницу между стройными бедрами и ногами и широкими плечами.
Мы советуем вам носить блузки и свитера более темных цветов. Также избегать брюк–дудочек или брюк со складками. Треугольник должен выполнять множество упражнений для ног, чтобы выровнять их с широкими плечами.
Позиция на спине и животе
Вам будет интересно:Владимир Владимирович Дмитриев – художник и декоратор театра
Несмотря на то в какой позиции будет находиться человек, – на животе или спине, техника рисования от этого не меняется. А для срисовки людей в разном положении учат анатомию. Если, не изучая строение тела, приниматься за работу, то вряд ли принт получится красивым. Вот как нарисовать лежащего человека на спине, следуя правилам:
- Давление тела равномерно распределится на кровать. Углубления и складки на материи получатся практически одинаковыми.
- Если руки заведутся за голову с расправленными локтями, соприкасаясь ладонями с затылком, то в районе плеч и шеи на футболке или свитере будет много складок.
- Если человек на исходной картинке будет с закинутой ногой на ногу, то в этом случае характер складок на штанах получится другой, не такой, как при прямых конечностях.
- Углубления, комковатость материи на подушке и светотень также должны прорисовываться правильно. Поэтому анатомию и поведение материи при определенных нагрузках следует изучать.
Вам будет интересно:Как нарисовать чернику карандашом
Человек, расположенный на животе, в отличие от лежащего персонажа на спине, имеет другой характер распределения одежды, и давление на кровать. Как нарисовать лежащего человека на животе правильно? Учитывайте нюансы:
Если личность располагается с приподнятыми ногами и головой, с расставленными локтями по сторонам ложа, а ладони находятся на щеках, то давление на центр кровати усилится, а также в двух точках расположения рук. Складок на материи получится много, и они будут глубокие.
Футболка в нижней части спины немного скомкается. Если вместо шортов изображены джинсовые штаны, то на обратной стороне колен также получится много складок.
Если знать то, как правильно реагирует ткань на изменение позиции персоны, то картинка получится красивой.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные ключевые моменты по съемке различных типов лиц и фигур. Тем не менее, вам стоить помнить, что порой попадаются довольно сложные случаи, когда не так легко понять, как правильно снимать модель: например, если у нее очень глубоко посаженные глаза и при этом тяжелый подбородок – и вы не можете снять ее ни сверху, ни снизу. Всегда рассматривайте разные возможности, потому что все люди индивидуальны, и в эксперименте вы можете открыть новый интересный способ съемки.
Помните: не бывает некрасивых людей, бывают плохие фотографы. Каждого человека можно снять так, что он будет выглядеть на снимке очень хорошо. А кто ищет, тот всегда найдет.