Как научиться рисовать набросок человека

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.)

Особенности рисования человека с натуры

Полное понимание человеческого тела приходит лишь тогда, когда хоть несколько раз приходится рисовать с натуры. Поскольку фотографии могут достаточно сильно исказить настоящее тело модели. Невозможно овладеть навыком рисования людей в одежде, если нет понятия о том, что у человека под одеждой и как обнаженное тело должно выглядеть.

В качестве натуры не обязательно вызывать специальную модель. Можно попросить близкого человека, например, вторую половинку, позировать для практики. Также можно позировать самостоятельно. Для этого понадобится лишь большое зеркало и желание. К тому же, позировать для самого себя не надоест никому, потому что будет необходимо углубиться во весь процесс с головой.

Легкие наброски людей карандашом, вне зависимости от сложности позирования, являются обязательной частью для полного изучения рисования

Для того, чтобы достичь желаемого результата, важно лишь не останавливаться на достигнутом и совершенствовать свои навыки ежедневно

Оформление статьи: Владимир Великий

Рисование сидящего мальчика

Это упражнение станет наградой за всю тяжелую работу по изображению человеческой фигуры — теперь вы сможете нарисовать полноценный портрет того, кто будет готов позировать вам некоторое время. Я пригласил в качестве модели своего шестилетнего внука, которого нелегко удержать в одном положении, но я посадил его перед телевизором, чтобы он мог смотреть фильм, который — я знал — заинтересует его, поэтому он просидел спокойно намного дольше, чем обычно. Это послужит вам уроком — обеспечьте своим моделям удобное и приятное времяпрепровождение, и у вас будет больше времени для рисования их портретов!

ШАГ 1

Сначала нарисуйте основные контуры фигуры. Сделайте это несколькими простыми линиями. На этом этапе используйте ластик столько, сколько вам нужно, — позже это существенно сэкономит время работы.

ШАГ 2

Следующий этап — это нанесение всех теней, которые покажутся вам уместными, но рисунок все еще должен оставаться простым — именно на этом этапе лицо необходимо сделать узнаваемым.

ШАГ 3

Как только вы убедитесь, что все формы и пропорции переданы правильно, начинайте работать над рисунком, чтобы заставить его ожить. Будьте очень осторожны при работе над головой, потому что именно на этом этапе рисунок становится портретом конкретного человека, а не просто набором черт. Это не так сложно, как кажется, потому что у каждого из нас есть эта удивительная способность распознавать человеческие лица, и если вы не пожалеете времени и труда, чтобы внимательно рассмотреть свою модель, вы автоматически нарисуете черты ее лица правильно. Нанесите тени таким образом, чтобы подчеркнуть мягкость или жесткость формы.

Я желаю вам удачи в этой работе — ведь даже если вы не добьетесь успеха сейчас, это станет отличной практикой, благодаря которой в следующий раз портрет получится у вас намного лучше.

Выбор

Выбор позы для рисования зависит и от пола человека, с которого срисовывают. В большинстве случаев натура должна выглядеть естественно, хотя бывают и исключения. Поза для рисования девушек должна быть грациозной, показывающей весь характер девушки. Все зависит в первую очередь от натурщицы. Если с помощью нее артист хочет изобразить женское целомудрие, то девушка может опустить глаза и показать неуверенность посредством своего тела.

Если же живописец изображает роковую женщину, то тут свойственны черты мужской стойки. Мужчина на картине должен выглядеть непринужденно, уверенно. Если изображают мужчину в возрасте, то он должен выглядеть сдержанно, величаво.

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.

Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.

Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент

Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

  1. Сначала нужно определиться, где у нашей модели будут колени. Согласно подсказкам пропорций, они у нас ниже пятой отметки. Нужно только немного отступить вниз от отметки и отойти в стороны от центральной линии. Определившись с местом расположения колен, можно нарисовать небольшие круги.

Учимся рисовать нижнюю часть туловища. Каждый из этих кругов соединяем двумя линиями с горизонтальной линией таза. Это мы сделали нашей модели бедра.

Еще стоит просто нарисовать круги, только меньшего размера ниже шестой, почти над седьмой отметкой.

Это будет переход от голеней к стопам. Соединяем округлыми линиями эти небольшие круги с «коленями».

Последняя деталь, чтобы нарисовать силуэт человека и закончить изображать ноги – это ступни. Делаем их небольшими вытянутыми овалами внизу, там, где у нас 7 отметка схемы.

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:

  1. Основываясь на правилах строения фигуры человека, точно знаем, что локти находятся на уровне четвертой линии, линии талии. Нужно сделать среднего размера круги.

Как научиться рисовать кисти рук? Пока отмечаем их кругами чуть меньшего размера. Если смотреть ровно на человека, то кисти будут располагаться чуть выше уровня его низа торса. Это не верно в абсолютно всех случаях, так как все мы разные.

И как нарисовать силуэт конкретного человека? Нужно сверять схему с фотографией или живой моделью, подгоняя ее под определенный портрет. Только так мы поймем, как рисовать людей, сами освоим науку и сможем объяснить ее для детей.

Соединяем круги между собой, дугообразными линиями, а локтевые круги с плечами. Делаем кисти.

В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Немного анатомии

Вы можете менять позу, наклоняя или поворачивая кости. В вертикальном положении плечи наклоняются вместе с позвонками. Также таз наклоняется, когда вес тела перенесен на одну ногу. Основное правило различных поз: “Когда левое плечо опущено вниз, левое бедро поднято вверх”.

Для простоты изучения представьте перевернутую букву “H”.

Как показано ниже на рисунке A, поза при которой наклонены плечо и бедро и вес перенесен на одну ногу смотрится естественно. Однако учтите, что слишком большой наклон создаст чрезмерные заломы на одежде и композиции в целом.

В зависимости от движения тела линия плеч и линия бедер могут быть параллельны, как показано на рисунке B, но старайтесь не использовать такую позу, если она не выглядит естественно.

Человеческое тело более-менее симметрично и его размер остается таким же в любом положении. Позы, при которых обе ноги находятся на земле, сохраняют одинаковый градус наклона линии бедер, коленей и голеней.

На рисунке A, расположенном ниже, изображено вертикальное положение, а на рисунке B — вес перенесен на одну ногу. Фигура A отличается от B углом наклоном линии плеч и бедер. Позы на рисунках C и D снова кажутся отличными от A и B, хотя положение торса точно такое же, как на B. Если вы хорошо владеете навыком рисования движений рук и ног, то с одним положением торса вы можете создать очень много поз для демонстрации различной одежды.

Позы тел для рисования, являющиеся вспомогательными

Ниже рассмотрены примеры того, как надо рисовать людей в движении. Это пошаговый вспомогательный пример, который можно использовать как тренировку, а также в дальнейшем, если понадобится одна из перечисленных ниже стоек, то смело можно использовать в качестве контура. Но стоит отметить, что больше подходят данные позы людей для рисования набросков, нежели в каком-либо серьезном плане.

Эта фотография выбрана не произвольно. Тут важным является то, что люди на картинке жестикулируют. Использование в практике картин жестикуляции способствует быстрому прогрессу в обучении. Показав жест, художник увековечивает маленький промежуток времени, что будет в дальнейшем оказывать ему помощь с более сложными задачами. Картина с человеком, который жестикулирует, не обязательно должна включать в себя боевые позы. Для рисования жестикуляций зачастую используют мягкие тона, нерезкие линии. Во время работы кажется, будто что-то не так, но закончив, можно понять, что все друг с другом согласуется.

Техники и инструменты

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Как рисовать человека карандашом поэтапно для начинающих

Рисование фигуры человека в полный рост в одежде или без нее заключено в следующие этапы:

Анатомия человека для рисования для начинающих помогает лучше выполнить рисунок. Скелет можно изобразить линиями, которые показывали бы позу. На первых стадиях, когда еще нет большого опыта в рисовании, нужно стараться изображать простую форму тела с учетом его главных пропорций.

Эта часть тела самая выразительная. В портрете не просто воспроизводятся физические черты с целью сделать узнаваемым того или иного персонажа.

Портрет с помощью мимики рассказывает о:

Голова рисуется следующим образом:

Для их рисования необходимо:

Конечности, кисти и стопы

Работа с кистями и стопами самая сложная, ведь эти части тела нередко оказываются более выразительными, чем лицо.

Их изображение включает следующие этапы:

При работе с изображением учитывают следующие рекомендации:

Если выглядит некрасиво, значит что-то не так

Если результат не приносит радости, то значит, что-то тут не так. Можно до бесконечности перебирать все правила, которые твердят, что так правильно, но в конечном итоге прийти к неудачной картине. Для начала нужно проанализировать работу. Если нашлись ошибки, которые портят всю картину, то надо от них избавиться.

Если ошибки никак не находятся, то в таком случае можно сделать что-то по-своему. Пусть это будет проявление интуиции. В любом виде искусства разрешено нарушать правила, выходить за рамки. Если этого требует сердце, то отказывать себе нельзя.

Нужно развить в себе способность, взглянув на картину, сразу видеть, что не так. Это скорее чувство, чем аналитическая способность, но это чувство развивается во время изучения математических и статистических наук.

Хорошо, когда есть натурщица. Но что делать, если ее нет? Что если человек занимается непрофессиональной деятельностью, является художником небольшого масштаба?

Как рисовать человека карандашом поэтапно для начинающих

Рисование фигуры человека в полный рост в одежде или без нее заключено в следующие этапы:

Анатомия человека для рисования для начинающих помогает лучше выполнить рисунок. Скелет можно изобразить линиями, которые показывали бы позу. На первых стадиях, когда еще нет большого опыта в рисовании, нужно стараться изображать простую форму тела с учетом его главных пропорций.

Эта часть тела самая выразительная. В портрете не просто воспроизводятся физические черты с целью сделать узнаваемым того или иного персонажа.

Портрет с помощью мимики рассказывает о:

Голова рисуется следующим образом:

Для их рисования необходимо:

Конечности, кисти и стопы

Работа с кистями и стопами самая сложная, ведь эти части тела нередко оказываются более выразительными, чем лицо.

Их изображение включает следующие этапы:

При работе с изображением учитывают следующие рекомендации:

Оптимальные позы для девушек

Прекрасная половина человечества с давних времен активно сотрудничала с профессиональными художниками. На сегодняшний день ситуация особо не изменилась, и многие обращаются к творцам, чтобы увековечить своё прекрасное изображение на полотне.

Неординарные позы девушек для рисования являются залогом успешного образа на полотне. Стоит сделать акцент на эмоциональности и предложить модели проделать какие-нибудь движения руками, к примеру танцевальные.

При таком подходе художнику не стоит заострять внимание на отдельных деталях, таких как пальцы рук, ног или мелких частей лица. Лучше всего уделить время прорисовке силуэта и фигуры

Также будут удачными горизонтальные позы девушек, для рисования это очень удобно, так как модель не сильно устает при таком расположении тела.

Ещё один вариант постановки – сидя, но при этом стоит обратить внимание на то, как сложены руки и ноги, так как они могут перекрывать важные части фигуры, которые формируют основу изображения

Как Улучшить Рисунок

Практика,
практика, практика и более ничего! 

Как вариант
– это посещение уроков рисования. Это не
всегда возможно, хотя нет ничего лучшего, чем рисовать с натуры. В
художественном училище мне нравились уроки рисования – они проводились каждую
пятницу. Уроки варьировались
от длинных поз с изучением анатомии до 30-секундных поз для изучения движения. На
этих уроках модель менять позу, часто используя театральный реквизит, например,
трость или, возможно, ткань. Никогда
не знаешь, как поза будет дальше! К
концу утреннего урока в несколько часов, у меня было уже много страниц с эскизами. Это помогло мне быстро фиксировать движения и жесты!

Интересный
способ практики — это смотреть фильмы и ставить на паузу сцены с каким-нибудь
классным действием, а затем попытаться запечатлеть позу. Попробуйте
сами.

Вы
совершаете каждодневные поездки или есть немного времени на обеденный перерыв
без возможности посещать уроки рисования? Тогда
попробуйте рисовать, наблюдая за окружающим миром! Взгляните
из окна автобуса и попытайтесь запечатлеть позы — это хорошая практика, так как
нельзя сидеть и анализировать позу, вернуться и перерисовать.

Найдите
среду, которая подходит для вас. Когда
я не использую цифровой формат, мне нравится использовать кисти. Они не
должны быть дорогими – простые детские карандаши для раскраски отлично подойдут. Преимущество
наличия разных цветов заключается в том, что вы можете нарисовать функциональную
линию одним цветом, и позу другим цветом.

Быстрые
позы также не обязательно применять к людям. У вас
есть домашний питомец? Или
может быть вы живёте возле фермы? Примените
те же принципы к полосатому коту или корове.

Самое
важное: сохраняйте простоту рисунка. Помните,
что рисунки не должны быть анатомически совершенны — это всего лишь задача
определения линий движения

Помните,
что рисунки не должны быть анатомически совершенны — это всего лишь задача
определения линий движения.

Как нарисовать человека в движении

Школьники среднего звена обучения много знают о правилах расположения предмета в пространстве с учетом перспективы. Для учащихся 5–7-х классов урок по рисованию желательно начать с анализа строения фигуры человека. Это нужно для того, чтобы правильно передать пропорции в рисунке, профессионально изобразить части тела, иначе реальный человек на картине будет напоминать манекен. Несмотря на то, что анатомию человеческого тела изучают позже, в этом возрасте дети уже имеют представление о скелете, мышцах и суставах.Просмотреть изменения (откроется в новой вкладке)

Первый шаг в поэтапном построении наброска — определение пропорций. У взрослых длина туловища от макушки до бедер обычно равна длине ног. Высота головы укладывается в расстояние от подбородка до начала бедра примерно 3 раза. У детей и подростков этот показатель меньше. Длина ног у гармонично сложенного человека равна высоте головы, умноженной на 3,5–4.

Изобразить человека можно в зависимости от ракурса или точки расположения объекта и художника. Основные положения — в анфас, когда натурщик располагается лицом к смотрящему, в профиль — когда изображаемый расположен сбоку, вполоборота или полуанфас, при котором лицо видно не полностью.

Шаг 1

Карандашный рисунок начинается с наброска головы и туловища на переднем плане.

Позвоночник — основа всей фигуры, его можно наметить изогнутой линией. Крупные суставы плеч и таза схематично изображаются кружочками. Линии эскиза проводятся легко, без нажима.

Шаг 2

На следующем этапе рисуют верхние и нижние конечности. Локти располагаются на уровне талии, длина плечевой кости равна длине локтевой кости, колени находятся посередине ноги. Чем точнее будет эскиз, тем лучше удастся передать движение.

Шаг 3

Теперь нужно нарастить мышцы. Самая объемная часть предплечья, бедра и голени располагается в верхней трети, ближе к суставу конечности постепенно сужаются. Туловище проще изобразить в виде двух овалов.

Шаг 4

Особое внимание уделяется кистям и ступням. Их тоже изображают схематично, имитируя скелет конечностей

Ступня должна быть длиннее кисти.

Шаг 5

После прорисовки всех частей фигуры лишние линии стираются. Силуэту придаются необходимые очертания: сглаживаются острые углы, бока становятся покатыми, части тела соединяются изогнутыми линиями.

Шаг 6

Изображая лицо, тоже нужно соблюдать пропорции. Высота лба равна расстоянию от линии бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка. Расстояние между глазами равно длине глаза. Ухо изображается чуть ниже линии бровей. Чтобы девушка получилась улыбающейся, уголки губ нужно немного приподнять. На этом этапе можно выполнить набросок прически.

Шаг 7

Чем больше в рисунке деталей, тем реалистичнее он будет. Нужно нарисовать одежду, обувь, аксессуары и прочие элементы, создающие яркий образ. Пряди волос можно выделить отдельными линиями.

Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей

Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге

И избавит от синдрома «не поместился на листке».

2. Поза

Основы анатомии

Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.

Язык тела

Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки

Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

Человечки в действии.

Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно

Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.

Равновесие

Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.

Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:

красный круг = центр тяжести красная стрелка = направление силы тяжести зеленая стрелка = точки опоры

Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.

Движения и действия

На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности

Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении

3. Строение

Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.

Скелет

Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.

Основные части человеческого тела:

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела.

Строение тела

Может перейти сразу к рисованию собственно тела? Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты

Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.

1. Люди

Вот несколько примеров:

2. Разнообразные существа

Вот несколько примеров:

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей

Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге

И избавит от синдрома «не поместился на листке».

2. Поза

Основы анатомии

Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.

Язык тела

Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки

Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

Человечки в действии.

Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно

Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.

Равновесие

Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.

Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:

красный круг = центр тяжести красная стрелка = направление силы тяжести зеленая стрелка = точки опоры

Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.

Движения и действия

На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности

Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении

3. Строение

Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.

Скелет

Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.

Основные части человеческого тела:

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела.

Строение тела

Может перейти сразу к рисованию собственно тела? Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты

Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.

1. Люди

Вот несколько примеров:

2. Разнообразные существа

Вот несколько примеров:

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Рисование фигуры человека в ракурсе

На следующих рисунках вы видите людей, которые лежат и сидят таким образом, что некоторые из их конечностей кажутся укороченными, а это усложняет вашу задачу. Если бы фигуры стояли, пропорции конечностей были бы совершенно иными

Обратите на это внимание

Здесь нарисованы три мужские фигуры в позах, где можно увидеть, как меняется длина конечностей в зависимости от ракурса. Когда вы будете просить своих друзей или родных попозировать для вас, сделайте так, чтобы иногда они сидели, вытянув конечности вперед или назад, чтобы обеспечить вам возможность нарисовать их с учетом перспективы.

Рисовать ноги первой фигуры человека, сидящего на табурете, относительно просто, но рисование сложенных рук создает проблему с точки зрения ракурса.

Второй человек нарисован почти сверху, так что рука, на которую он опирается, наполовину исчезает, а одна согнутая голень почти скрыта от взгляда.

Последнюю фигуру мужчины, вставшего на одно колено, рисовать труднее всего, как руки, так и ноги, поэтому, если вы попробуете нарисовать фигуру в этой позе, сначала внимательно изучите то, что вы видите. Подобные рисунки полезнее делать с натуры, рисуя позирующих для вас реальных людей. Если вы не сможете организовать себе достаточное количество моделей, используйте фотографии, но постарайтесь сделать их самостоятельно. Как и прежде, не забывайте разбивать фигуру на основные блоки, прежде чем начинать прорисовывать все детали.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.)

Выбор

Выбор позы для рисования зависит и от пола человека, с которого срисовывают. В большинстве случаев натура должна выглядеть естественно, хотя бывают и исключения. Поза для рисования девушек должна быть грациозной, показывающей весь характер девушки. Все зависит в первую очередь от натурщицы. Если с помощью нее артист хочет изобразить женское целомудрие, то девушка может опустить глаза и показать неуверенность посредством своего тела.

Если же живописец изображает роковую женщину, то тут свойственны черты мужской стойки. Мужчина на картине должен выглядеть непринужденно, уверенно. Если изображают мужчину в возрасте, то он должен выглядеть сдержанно, величаво.

Позы для рисования девушек выглядят целесообразней, если они произвольные, не показывающие какой-либо строгости, а наоборот — демонстрирующие свободу, пылкий нрав (если он, конечно, имеется в самой девушке) и жажду жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector