Как научиться играть в шахматы
Содержание:
- Атака и защита
- Правила хода каждой фигуры в шахматах
- Дополнительные преимущества:
- Виды быстрых шахмат
- Основные правила шахмат
- Соотношение силы той или иной фигуры
- История шахмат, когда были изобретены
- Chess for kids — Play & Learn
- Игровой формат в домашних условиях
- Базовая теория игры
- Как научиться шахматной аннотации?
- Особенности игры в быстрые шахматы
- 5 способов, как научиться играть в шахматы взрослому: когда возраст не помеха!
- Правильное использование
- Программа-самоучитель Lucas Chess
Атака и защита
Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:
- пешка равна пешке;
- слон равен коню;
- конь или слон = трём пешкам;
- ладья = слону и двум пешкам;
- ферзь = двум ладьям.
Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.
Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.
Шахматная стратегия
Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:
- анализ и оценка позиции;
- составление дальнейшего плана игры;
- постоянный расчёт вариантов.
Как быстро победить в шахматах
Watch this video on YouTube
Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
- создание максимальных трудностей сопернику;
- овладение пространством (особенно в центре);
- гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.
Быстрый способ выиграть
Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.
Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.
Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.
Правила хода каждой фигуры в шахматах
Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.
Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.
Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.
Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:
- Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
- Король в шахматах не может быть съеденным
- При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
- Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.
То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.
Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.
Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.
Пример шаха ферзем:
Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.
Пример шаха ладьей:
Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.
Пример шаха конем:
Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.
Пример шаха слоном:
Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.
Пример шаха пешкой:
Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.
Пример еще одного шаха ладьей:
При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.
Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:
Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.
Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.
Теперь давайте рассмотрим варианты мата.
Пример мата ферзем:
Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.
Пример мата ладьей:
Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.
Пример мата конем:
Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.
Пример мата слоном:
Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.
Пример мата пешкой:
Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.
Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:
Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.
Теперь давайте рассмотрим пат.
Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.
Второй вариант пата:
Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.
Дополнительные преимущества:
- улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
- развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
- нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
- защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.
После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.
Виды быстрых шахмат
Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.
В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.
- До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
- Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.
Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.
Основные правила шахмат
Подходит для начинающих, поверхностно знающих правила игры. Многие ошибочно считают, что зная ход фигур и их расстановку можно сразу приступать к изучению стратегии. На самом деле, перед началом обучения необходимо освежить в голове все нюансы. Быстро вспомнить и усвоить базовые принципы игры позволит короткое 13-минутное видео. В ролике рассказывается о рокировке, изменении ценности фигур, правилах превращения пешки в сильную фигуру. Объясняют особенности игры в определённых игровых ситуациях, приводится отдельный разбор лёгких (конь и слон) и тяжёлых (ладья, ферзь) фигур
Особое внимание уделено королю.
Соотношение силы той или иной фигуры
Давайте сейчас поговорим о силе фигур. Мы расскажем вам не только о том, кто кого сильнее, например, конь или слон, ферзь или ладья, но еще и о том, какая фигура сколько других фигур или пешек стоит. Если не понимаете, то сейчас все будет ясно… Итак…
Самая слабая фигура в шахматах – это пешка. Она такая маленькая, безобидная и ходит всего на 1-2 клеточки вперед, кушает наискосок на одну клеточку или бьет на проходе. НО!
Не стоит забывать о том, что простая пешка может превратиться в любую фигуру (кроме короля), когда дойдет до последней линии шахматной доски. Так же давайте вспоминать случаи когда пешка ставила мат и решала исход партии. А посмотрите вот сюда:
Смотря на позицию на доске, невооруженным глазом видно, что черные выигрывают. Им грозит мат на c2 ферзем. У черных есть ферзь, ладья, да еще и 2 легких фигуры – слон и конь. У белых всего лишь ладья из сильных фигур. НО! У белых есть пешка и их ход.
Вопрос – в кого превращается пешка, встав на последнюю линию доски, а именно поле f7? Все верно — в коня. И черные получают красивый сперты мат. Вот вам и слабая пешка…
Далее по слабости идут такие фигуры как слон и конь. Эти фигуры в шахматах еще называют легкие. А вот ладья и ферзь – наоборот, тяжелые.
Если говорить о том, кто сильнее, конь или слон, то здесь все зависит от позиции на доске. В какой-то позиции конь сильнее чем слон, а в какой-то наоборот. Многое еще решает то, какой слон у игрока остается, белопольный или чернопольный.
Если у игрока остается 2 коня, а у его противника 2 слона, то считается, что 2 слона сильнее 2-х коней в игре. Ну, то есть, получается у первого нет слонов, только 2 коня, а у противника нет коней, только 2 слона.
На самом деле если очень серьезно заниматься изучением теории шахматной игры и ее стратегиям, то вы будете знать все от А до Я по вопросам силы фигур в той или иной позиции.
Далее по силе фигур идет ладья. Она сильнее пешки, слона и коня.
Ну и самой сильной фигурой на доске является ферзь. И почему, вы уже, наверное, сами поняли. Потому что ферзь ходит куда хочет.
Король не является ни сильной ни слабой фигурой, он просто является фигурой ценной. Короля надо беречь и защищать.
Теперь давайте поговорим о том, какая фигура сколько других стоит. Про пешку говорить не будем. Пешка, как говорится, пешку и стоит.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Chess for kids — Play & Learn
Рекомендуемый уровень подготовки: нулевой. В зависимости от навыков можно задавать более сложные уровни.
Программа от создателей популярного во всём мире шахматного сайта Chess.com предназначена в первую очередь для детей. У неё соответствующий интерфейс, обучающие ролики — мультипликационные и т. п. Правда, на английском, но даже если вы совсем не знаете иностранный язык, разобраться в опциях не составит труда, ведь заточено всё под маленьких пользователей и сделано максимально просто и понятно.
В Chess for kids есть возможность играть с роботами разных форматов, брать подсказки, в весёлой ненавязчивой форме обучаться базовым действиям. Если хотите играть с настоящими соперниками (такими же пользователями, как и вы, по всему миру), придётся приобрести платную подписку.
Игровой формат в домашних условиях
Приучать к игре малыша следует сразу со стандартной шахматной доски. Фигуры могут быть резными, с изображениями воинов и прочих персонажей. После изучения правил, необходимо учить ребенка непосредственно самой игре в шахматы. Делать это можно следующим образом:
- Расставляем на позициях и играем одними пешками. Пусть ребенок пробует «съесть» пешку соперника, и если он совершает ошибки, просто делаем импровизированное землетрясение – трясем доской. Это малышу понравится, у него не будет напряжения при обучении.
- Постепенно добавляем в партию новые фигуры. Для изучения одного шахматного персонажа выделяем целый день. Следующий урок можно начинать с закрепления полученных знаний.
Когда основные ходы изучены, рассказываем про тактику и стратегию шахматной партии. Вот лишь некоторые принципы:
- Короля всегда нужно защищать от фигур противника.
- Сначала выводим легкие фигуры (коней и слонов) и располагаем их в центре доски.
- Жертвуем своей фигурой только для более выгодной позиции.
- Играем всеми фигурами на доске, так как у каждой из них свое предназначение.
- Осознание ценности фигур. Ребенок должен понимать, что ферзь сильнее коня, а конь сильнее пешки.
- Необходимо всегда стараться забирать у соперника самые сильные фигуры соперника.
Разъясняем ребенку базовые ходы:
Рокировка. Важнейший ход, который может спасти в безвыходной ситуации. Осуществляется королем и ладьей. Фигуры меняются местами по одной линии. Ладья занимает место короля, а тот смещается вбок на одну клетку. Может проводиться один раз за партию.
Взятие на проходе. Осуществляется пешками в начале партии. Когда противник делает ход через клеточку и оказывается на одной линии с пешкой неприятеля, то она может быть «съедена». Причем пешка, которая ее побила, становится на клетку выше.
Базовая теория игры
Начнем с самого главного дорогой друг. В шахматы играют как правило 2 человека. Иногда конечно же играют парами или же командами, но официальные турниры, чемпионаты и соревнования – это борьба двух человек. Один играет белыми фигурами, другой черными.
Если мы говорим про игру во дворе или на кухне с соседом за кружечкой пива или чашечкой кофэ, то играть можно без часов и времени. Просто игроки ходят по очереди до победы одного из них или ничьи.
Ну а на соревнованиях, турнирах и чемпионатах, естественно игроки играют с шахматными часами где каждому игроку дается определенное количество времени на его раздумья. Время не дается на ход, время дается на всю игру.
Обычно это такая позиция, когда вы съели у противника больше фигур чем он у вас или же он понимает, что через несколько ходов ему будет мат.
Выиграть можно и по времени. Вот вроде бы у тебя съели кучу фигур и вот-вот тебе будет уже мат, но у противника кончается время, и он считается проигравшим, а вы победившим.
Давайте рассмотрим, что такое:
Шах – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.
Мат – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он НЕ может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.
Пат — позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.
Подробнее о том, как выглядит шах, мат и пат на доске, будет далее. Вам все равно нужно сначала изучить как ходят фигуры, нападают на друг друга и едят.
Как научиться шахматной аннотации?
Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали – буквами.
Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.
К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.
Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.
Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 — черная пешка прошла с а7 на а5.
Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.
Особенности игры в быстрые шахматы
Быстрые шахматы из-за урезанного времени игры отводят мыслительные способности шахматистов на второй план. Ключевыми факторами для достижения победы здесь являются не только умственные процессы, но и расторопность, знание наизусть основных сценариев игры.
Поэтому для победы в рапиде важно заставлять соперника думать. Желательно начинать делать это уже с первых ходов
Противник будет размышлять, как грамотно обыграть ситуацию с самого начала, а затем быстро окажется в цейтноте и начнет совершать ошибки.
Кстати, в цейтнот многие игроки рапида попадают именно из-за желания просчитать ситуацию до конца, на чем теряют много времени. И если в классических шахматах такое преимущество имеется, то здесь тратить время на долгие размышления равносильно проигрышу.
Если рапид ведется в условиях контроля времени без добавления дополнительных минут, то слишком жесткий цейтнот может свести на нет все усилия игроков.
Не следует также тратить время на поиски лучшего хода. В быстрых шахматах каждая затраченная секунда приводит к негативному результату. Конечно, если контроль происходит с добавлением времени, то эти проблемы несколько сглаживаются, однако дальнейшая часть партии все-равно будет происходить в стрессе из-за дефицита драгоценных секунд.
Тактика игры в острой позиции при различных контролях времени существенно отличается. Так, при контроле времени до конца партии, выгоднее всего переход в проигранный эндшпиль, поскольку соперник по времени не успеет провести ферзя и поставить мат.
При контроле с добавлением времени переход в проигранный эндшпиль нельзя назвать грамотной тактикой. У соперника имеется простой план победы и после каждого выполненного им хода у него будут добавляться дополнительные секунды. Таким образом, он легко успеет реализовать собственную стратегию.
Рапид сегодня постепенно вытеснять классическую игру в шахматы. Такой формат противостояний является более зрелищным, что является привлекательным и для зрителей, и для организаторов чемпионатов. Только слишком увлеченным фанатам шахмат доставляет удовольствие наблюдать за 4-часовыми партиями классики.
В быстрых шахматах интересен не только результат, но и эмоции игроков, решения, принимающиеся в стрессовой ситуации
Также немаловажной является экономия средств на проведениях турнира
Нельзя однозначно сказать, что будущее шахмат за рапидом, но то, что такие противостояния набирают популярность – это абсолютно точно. Поэтому стоит не только учиться играть в шахматы, но и стараться повысить скорость игры.
5 способов, как научиться играть в шахматы взрослому: когда возраст не помеха!
-
Смотрим лучшие видеоуроки в Сети, чтобы научится играть в шахматы:
-
The Chess Website.
Прелесть этого канала в том, что здесь учат играть в шахматы так, как будто разговаривают с первоклассником – все предельно просто;
-
iChess.net.
Вдохновит осваивать азы игры даже тех, кто начинал, но быстро «сдулся»;
-
«ШахМатКанал».
Канал устраивает шахматные онлайн-поединки всех желающих с блогерами. В конце каждой партии обязательно проводиться «разбор полетов» — кто, где и в какой момент игры «натупил».
-
-
Играем онлайн.
Самым «козырным» среди и опытных, и начинающих считается портал Chess.com. Но начинающему шахматисту подойдут и обычные шахматы, «встроенные» в компьютер или ноутбук.
Это же «вечная тема», как пасьянс «Косынка» или «Змейка», так что не увиливайте от занятий.
-
Научиться классно играть в шахматы и «давить» соперников интеллектом помогут хорошие книги:
№ п/п Название книги Автор 1 «Сборник шахматных комбинаций» С. Д. Иващенко 2 «Учебник шахматной игры» Х. Р. Капабланка 3 «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха 4 «Моя система» А. И. Нимцович 5 «Стратегические приёмы в шахматах» А. И. Терехин 6 «По следам дебютных катастроф» Я. И. Нейштадт 7 «Переход в эндшпиль» Ю. Разуваев, Г. Несис 8 «Шахматы как модель жизни» Г.Каспаров -
Что ж вы зря новый смартфон купили? Пора научится играть в шахматы с помощью бесплатных приложений для мобильного телефона:
-
«Stockfish Chess»;
-
«DroidFish Chess»;
-
«Chess Light»;
-
«Play Magnus — шахматы»;
Все они помогут не просто не умереть от скуки в очереди в супермаркете или в ожидании рейса в аэропорту, но и немного расшевелить ваше серое вещество.
-
-
Если вы не совсем закостенели в своей взрослости и «сурьезности», то также можете брать уроки у частного преподавателя или того, кто уже освоил игру в шахматы.
И не надо стесняться: автор статьи лично знает взрослого 45-летнего мужчину, который решил осуществить свою мечту – научиться играть на саксофоне.
Он упросил учителя детской музыкальной школы заниматься с ним индивидуально и очень скоро стал настоящей звездой корпоративов на своей на работе.
А должность у Олега, надо сказать, «нехилая» — начальник юридического отдела в крупной строительной фирме.
Правильное использование
Здесь стоит снова отметить кодекс ФИДЕ. Тут есть что прокомментировать. «Заявление игрока» происходит, безусловно, не в письменной, а в устной форме при обращении к судье.
Неоднозначными могут показаться и другие пункты. Например, «если игрок коснулся шахматной фигуры в соответствии со статьей 4.3 без заявления о желании закончить партию вничью, он теряет право такого требования». Также интересен и пункт 9.5, который гласит о том, что если один из игроков заявил о желании ничьей в соответствии со статьей 9.3 или 9.2, он должен остановить часы сразу. Права забрать назад свое заявление у него нет. При правильном заявлении состязание оканчивается сразу, присуждается ничья. При неправильной формулировке или других факторах арбитр добавляет три минуты к оставшемуся времени. То есть, партия будет продолжена, а заявленный ход должен быть сделан, о чем говорит статья 4.
Проще говоря, требовать ничью нужно при своем ходе. Но не делать этот ход ни в коем случае на доске. Также после заявления о требовании присудить ничью судья должен сразу остановить часы.
Программа-самоучитель Lucas Chess
Для того, чтобы попрактиковаться в игре в шахматы, лучше либо играть с опытным соперником, который вовремя сможет указать на ошибки, либо воспользоваться различными программами, имитирующими шахматную партию. Одним из наиболее распространенных тренажеров является Lucas Chess. Его единственным недостатком можно считать ориентированность на пользователей, умеющих играть в шахматы – игрок должен знать основные правила, а также ходы фигур. Также к слабым сторонам можно отнести простой интерфейс и незамысловатую визуализацию шахматной партии.
Программа содержит богатый набор обучающих функций, а также широкий спектр настроек. Ее преимуществом является абсолютно бесплатное распространение. Пользователь может самостоятельно настроить сложность игры (применяется система разнообразных шахматных движков различной силы), поставить ограничения на число подсказок, которые даются тренером. При этом программа может автоматически подстраиваться под способности игрока: каждая победа над компьютером увеличивает сложность, а при достижении максимального уровня происходит переход к более сложному движку.
Наиболее мощные движки (Rybka и Stockfish) позволяют играть на уровне ведущих мировых шахматистов. Для того, чтобы перейти на более высокую сложность, игрок должен дважды обыграть компьютер на текущей – при игре за белые и черные фигуры соответственно. При победе происходит повышение рейтинга пользователя.
Помощь тренера Lucas Chess заключается в том, что при игре на простом шахматном движке система использует более сложный движок для анализа обстановки и рекомендаций наиболее оптимальных ходов. Это позволяет избежать грубых ошибок, допускаемых новичками. Если тренер видит оптимальный в данной ситуации ход, то он предоставляет оценку текущего хода, возможную реакцию соперника на текущий ход, а также оптимальный по алгоритму тренера в данной ситуации ход. Принять сторону программы или оставить все без изменений – выбор непосредственно игрока. Однако играть на подсказках тренера не получится – их число ограничено. Каждая победа также уменьшает их количество, на высоких уровнях приходится играть самостоятельно. Также в ряде случаев можно использовать собственный ход, вместо предложенного тренером – это актуально в ситуации, когда числовая оценка хода алгоритмом незначительно отличается от совершенного хода. В таком случае число доступных подсказок не изменяется, что позволяет сохранить их для более сложных ситуаций.
Наряду с классической шахматной партией с подсказками существуют различные режимы, позволяющие отточить навыки игры, например, поиск лучшего хода, поиск доступных ходов, перемещение между позициями, мат в несколько ходов и т.д. Пользователям доступны шахматные задачи, обучающие позиции, а также отыгрыш обычной шахматной партии.