Обучение шахматам для детей и взрослых: обзор лучших онлайн-школ, курсов, youtube-каналов и книг

История возникновения шахмат

История шахмат насчитывает порядка 15 веков. По официальным данным шахматы придумали в Индии. Тогда это еще были не те шахматы, которые мы знаем сейчас, а немного другая игра – чатарунга. По некоторым сведениям она зародилась в Индии примерно в 5 веке нашей эры. Игра пришлась по нраву людям и начала распространятся сначала в арабские страны, а потом уже в Европу с Африкой.  Правила менялись. И только в начале 19 века было решено их сделать едиными, чтобы проводить мировые соревнования.

О возникновении шахмат сложено немало легенд. Самая красивая и интересная рассказана великим арабским ученым Алт-Бируни в его книге «Индия».  В ней изобретение шахмат приписывается одному брамину, который за свою идею просил у раджи казалось бы совсем небольшую плату: выдать ему столько зерна, сколько уместиться на доске, если на первую клетку положить одно зерно, а на каждую следующую клетку выкладывать в два раз больше, чем на предыдущую. На проверку сумма получилась просто огромной. Когда терпеливо посчитаешь, то это более 18 квинтиллионов. Квинтиллион – число, состоящее из аж 19 цифр. Представляете, какое это количество? Есть еще и другие легенды, не менее интересные.

Важно еще отметить, что на Руси шахматы появились примерно в 820 году, позаимствованы, скорее всего, либо прямиком из Персии, либо через Кавказ. https://www.youtube.com/embed/k0LEBxaZGdU

Польза от занятий шахматами

Выше мы уже упомянули о неоспоримой пользе игр в шахматы. Вот основные положительные моменты, которые самым благотворным образом влияют на ребенка.

Дети играющие в шахматы становится более самостоятельными, учатся думать о последствиях своих решений.
Улучшается память, развивается воображение.
Концепция игры подразумевает, что понадобится терпение, усидчивость, а значит, будет развиваться целеустремленность и внимательность.
Способность к концентрации и умение быстро собраться и начать соображать, когда этого требует ситуация.
Многоходовые партии потребуют рассмотрение вопросы со всех сторон, а значит, ребенок будет учиться искать разные варианты решения проблем, что также немаловажно в жизни.
Развитие креативности.
Развитие стратегического и системного мышления.
Умение анализировать ситуацию и умение придти логически к верному решению после анализа.

Учеными доказано, что дети, играющие в шахматы, становятся более успешными в жизни. Поэтому, если ваш малыш проявляет интерес к шахматам, поощряйте его в этом направлении, помогите ему освоить эту игру. Ниже мы поговорим о том, как научить ребенка шахматам.

А я, в свою очередь, не могу не вспомнить и не поделится с вами гениальной девочкой Олесечкой Власовой, ставшей чемпионкой Европы среди школьников в 6 лет и тогда-же малышка стала самой юной в России обладательницей звания WCM — женский кандидат в мастера ФИДе. В 8 лет Олеся уже была вице-чемпионкой Европы среди кадетов!

Много лет я виртуально дружу с ее мамой, моей тезкой, Людмилой Власовой, и невероятно горжусь тем, что знакома с такой гениальной семьей! Почитайте наше интервью с Людмилой и обязательно посмотрите ролик, в котором Олесечка принимает участие в программе «Золото нации».

Что лучше для ребенка: шахматы дома или в клубе

Родители стремятся дать ребенку только лучшее. Многие не могут решить, что будет лучше для чада, занятия дома или в шахматной секции. Шахматные клубы требуют от родителей определенных затрат, уроки стоят недорого, но все-таки траты есть. Эти учреждения принимают детей старше 4 лет, редко с 3-летнего возраста.

Неудобство таких секций проявляется в перерывах обучения. На лето учреждения закрываются, соответственно три месяца ребенок не занимается полноценно. В клубах из ребенка делают чемпиона. Если у родителей нет такой задачи, и они хотят лишь гармонично-развитую личность, можно заниматься в шахматных кружках при школах или детских садах. Там не обещают побед на соревнованиях, но все шахматные азы дадут.

Родители, которые владеют знаниями о шахматной игре, могут самостоятельно учить малыша дома. Ребенок в домашней обстановке будет чувствовать себя уверенней и меньше сковываться. Но есть и недостатки в домашнем обучении шахматам:

  • С родителями ребенок слишком раскован, может баловаться и не воспринимать занятия всерьез.
  • Возможны срывы со стороны родителей, ведь обучать маленького шахматиста сложно.
  • Отвлекающие факторы (покушать, кто-то пришел, зазвонил телефон и т. д).

Учить ребенка и дать ему полный «багаж» знаний о шахматах можно в любых условиях. Достаточно желания малыша и терпения учителя. Написаны тысячи книг и статей о шахматах, описаны различные методики. Остается только сделать выбор. Учебники ушли на второй план с развитием интернета, но остаются те, кто верен именно бумажным учителям.

Для любителей компьютеров создана масса приложений по обучению шахматной игре. Но маленькому ребенку находиться перед монитором можно не дольше нескольких минут, поэтому такое обучение нельзя назвать полноценным. Лучше отдать предпочтение учебниками. Некоторые книги написаны для обучения только 2-летних деток, там описаны различные приемы и методики (учебник И. Сухина).

Видео: шахматы для детей. Мультфильм для самых маленьких.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

  • Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
  • Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.

Краткие правила и тонкости игры в шахматы

На первый взгляд правила шахмат кажутся сложными, но это только на первый взгляд.

Также очень важно познакомить малыша с тем, как ходят фигуры.  Дальше уже дело техники. С помощью хождения фигур и составления  их комбинаций нужно постараться поставить королю шах и мат

Рассмотрим, какие фигуры есть на доске, какова их цена и как они ходят:

  • пешка – 1 очко, ходит только вперед, в первый ход может пойти на 1 или 2 клетки, а при достижении вражеской первой горизонтали становится любой фигурой;
  • конь – три очка, ходит буквой Г;
  • слон – три очка, ходит по диагонали на любое количество клеток;
  • ладья –пять очков, ходит назад, вперед и вбок на любое количество клеток;
  • ферзь – девять очков, ходит по горизонтали, вертикали и диагонали на любое количество клеток;
  • король – нет цены, если его съедают, игра заканчивается, может ходить по горизонтали, вертикали и диагонали на 1 клетку.

В шахматах есть много хитрых и умных ходов и их комбинаций, такие как рокировка, например. При ней ладья занимает место короля, а тот в свою очередь передвигается на две клетки к ладье.

Четыре важных момента, необходимые каждому юному гроссмейстеру:

  • важнейшая фигура в шахматах – это король, ее нужно тщательно охранять;
  • желательно скорее получить контроль над минимум половиной игральной доски;
  • следите за тем, чтобы каждая фигура находилась под защитой;
  • перед тем как сделать ход, подумайте на несколько ходов вперед, какие ходы дальше сможет предпринять противник.

Вот такие основные базовые правила игры, которые понадобятся вам на самых начальных этапах. А уже потом вместе с тренером или на собственном опыте и самообучении откроются и будут освоены хитрые приемы и техники для достижения победы в игре и победы над самим собой!

В завершении статьи о самой умной игре — шахматы, предлагаем немного отдохнуть и посмотреть умный мультфильм про Фиксиков и… шахматах:

Читайте и другие статьи о настольных играх:

Крестики-нолики, или Ошки и Хэшки

Книга «»

Таким образом, научиться играть в шахматы не очень сложно. Шахматы для детей – это действительно очень увлекательно и полезно!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Какой вред человеку наносят шахматы

Несмотря на развитие мышления и эмоционального самосознания, злоупотребление шахматами может нанести вред здоровью.

Этот вид спорта предполагает задействование умственных способностей. В ходе состязания тело остается неподвижным, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.

Гиподинамия

Чем плохи шахматы? Шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья, особенно если человек пренебрегает физическими нагрузками. В такой ситуации возможно развитие следующих негативных последствий:

  • человек может быстро набрать лишний вес;
  • столкнуться со спазмами и судорогами мышц;
  • онемением нижних конечностей из-за нарушения кровоснабжения при длительном положении сидя.

В ходе партии игроки имеют право покинуть стол и ходить по комнате. Движение помогает не только избавиться от неприятных симптомов, но и принять правильное решение.

Искривление позвоночника

В ходе игры внимание концентрируется только на шахматной доске и расположении фигур. Взрослые могут вспоминать об осанке, дети, напротив, бессознательно сутулятся

Позвоночник под давлением тела в растущем организме начинает искривляться.

Чтобы избежать сколиоза, родителям ребенка важно приучить его держать правильную осанку, предупредить о возможных проблемах. Снизить риск развития заболевания опорно-двигательного аппарата помогут следующие действия:

  1. Разминка в ходе игры. Пока противник обдумывает следующий ход, рекомендуется встать и пройтись.
  2. Выход на улицу. После интеллектуальной партии стоит увлечь ребенка подвижными играми с мячом, ракетками.

Искривление позвоночника не грозит взрослым, которые не страдают заболеваниями костной системы, такими как остеопороз и остеомаляция. В то же время при наличии следующих факторов риска у людей после 35 лет возможно развитие грыжи:

  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • профессия предполагает длительное пребывание в положении сидя: работа в офисе, на фрилансе за компьютером, художество;
  • наличие лишнего веса;
  • недостаток кальция.

В таком случае рекомендуется почаще вставать в процессе игры, разминать мышцы шеи и спины, сохранять правильную осанку.

Злоупотребление временем

Шахматы могут стать интересным увлечением, на которое человек будет тратить большое количество свободного и рабочего времени. Каждая партия за исключением блиц-турниров может длиться максимум 2 часа, потому как обоим игрокам на обдумывание стратегии и развитие фигур дается по 60 минут. Игра требует высокой концентрации внимания, из-за чего человек забывает о времени. Может сформироваться определённая шахматная зависимость.

Шахматные турниры устраивают не только в реальности. Существуют сетевые ресурсы, предлагающие игры с другими людьми в реалиях интернета. При отсутствии чувства меры человек начинает злоупотреблять шахматами, в результате чего развивается хроническая усталость, нарушается работа нервной системы. Игрок становится раздражительным, невнимательным, замкнутым и неуверенным.

Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно уделять шахматам 2-3 часа в день. По завершении последней партии стоит заняться другими делами. Рекомендуется играть в перерывах между учебой или работой, чтобы сбрасывать напряжение.

Риск для ребенка

Существует 2 основных негативных фактора, которые сопряжены с игрой в шахматы в детском возрасте:

  1. Стресс. Постоянное обдумывание решений, длительное пребывание в сидячем положении вызывают физическое и умственное перенапряжение. Организм ребенка испытывает сильный стресс, особенно в условиях турнира, где хочется выиграть приз и получить новый разряд.
  2. Сильное напряжение глаз. В ходе партии игроки внимательно наблюдают за противником и фигурами на доске. Органы зрения испытывают высокую нагрузку. В этот период наблюдается повышение внутриглазного давления, появляется сухость слизистых оболочек, покраснение склеры.

Взрослые умеют отвлекаться и контролируют себя во время игры, в то время как дети полностью отдают себя игре, оставаясь уязвимыми к стрессу и перенапряжению.

Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров

Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения

В чём польза шахмат для детей

Для всестороннего развития собственного ребенка, родители задаются вопросом: как научить ребенка играть в шахматы? Перед началом обучения важно определить для себя основные преимущества такой игры, которых более чем достаточно:

Прежде всего, это игра, заставляющая игроков думать над каждым своим шагом.
Для достижения поставленной цели – победы, важно быть собранным и внимательным. Таким образом, малыш с раннего возраста учится прорабатывать собственный план на несколько шагов вперед и предвидеть результат своих действий.
Это отличная тренировка для логического мышления.
В каждом игроке «просыпается» желание получить победу, а значит – ребенок умело демонстрирует собственную изобретательность.
Каждый проигрыш – очередная возможность научиться быть более самокритичным, анализировать свои шаги, чтобы понять, где именно была допущена ошибка.
Когда мы учим ребенка играть в шахматы – мы учим его быть усидчивым и собранным

Это важный аспект для гиперактивных детей.

Таким образом, польза от игры в шахматы достаточно большая, что позволяет родителям уверенно выбрать эту игру для развития ребенка.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.

  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

С какого возраста

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением

Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Польза игры в шахматы

Польза шахмат для детей известна с давних времен, об этом пишут книги и снимают фильмы. Владение навыками этой игры – признак умственной развитости и образованности. Дети, которые умеют играть в шахматы, лучше воспринимают точные науки. Эта игра доступна семьям с любым достатком, все зависит только от желания ребенка. Если тяги к шахматам он не проявляет, насильно прививать любовь не стоит. Всему свое время.

Ребенок занимается шахматами и развивает ряд полезных качеств: усидчивость, способность прорабатывать шаги наперед, абстрактное мышление, соблюдение правил. Он становится дисциплинированным и больше тянется к учебе.

Первые занятия

Первоначальное знакомство с ней лучше всего проводить в три занятия:

  1. На первом дают запомнить названия фигур, как они ходят и бьют (кроме пешек);
  2. На втором — правила хода и превращения для пешек;
  3. На третьем — рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Конечно, если малыш уже наблюдал игру взрослых, он может усвоить все и побыстрей; и, конечно, каждое занятие надо заключать тренировкой и несложными задачами, а понятия о патовых и ничейных позициях дать в самом общем виде.

Если в ходе занятий ребенок потеряет интерес к шахматам, начнет фантазировать, предлагать изменить условия игры и т. п. — значит, игра ему не по силам, не по задаткам, а заинтересованность ею была чисто случайной. В любых случаях начинать занятия надо постараться не с одним малышом, а хотя бы с двумя, пусть разного возраста, чтобы новички могли тренироваться друг с другом.

Надо знать, что шахматные способности сами по себе не связаны с какими-либо специальными способностями или так называемой общей одаренностью; в частности, нет никакой связи между шахматными и математическими задатками. Ребенок может быть «средним» и даже «слабеньким» во всех прочих отношениях, а в шахматах оказаться сильным. Бывает, конечно, что общая и «шахматная» одаренность совпадают: многим известно, что М. Ботвинник — доктор технических наук, В. Смыслов и М. Тайманов — талантливые музыканты и т. д.

Однако меньше знают, что некоторые шахматные корифеи тщетно пытались окончить технический вуз, а другие получили высшее образование (что доступно человеку «средних» способностей а хорошего упорства) с трудом и с посредственными оценками. Известны даже случаи выдающегося шахматного мастерства при умственной отсталости. Шахматная одаренность выявляется в игре и только в ней.

Начинать играть в шахматы детям практически никогда не рано. Лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребенка.

Выбираем учебник по шахматам

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находиться не рекомендуется.

Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие издания. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.

Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина.

Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких — двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски — тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали — цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3- 4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком — детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся…

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость

А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Шахматы как образ жизни

Как известно, основная форма занятий с дошколятами — игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

Каждый домашний тренер должен уметь перевоплощаться в шахматного Андерсена и периодически сочинять шахматные сказки. Секрет: успешнее всего работают истории, связанные с жизнью именно вашего малыша.

Играйте всегда! Хотите прочитать обучающую сказку? Достаньте кукольный театр и инсценируйте ее.

Используйте любые моменты для повторения пройденного. По дороге из садика вспоминайте, чему научились за доской во время игр. Просите малыша рассказать вам новый материал на прогулке, затейте лепку шахматных фигур из пластилина. Привлеките на помощь диафильмы, мультфильмы, посвященные шахматной тематике!

Делайте вместе с юным шахматистом наглядные пособия из цветной бумаги и картона, это поможет детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребенком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

Используйте песни, загадки, хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте. На прогулке пусть ребенок покажет (или начертит палочкой), как ходит та или иная фигура. Творите! Широко используйте ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины для старших детей.

Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно интерес возникнет, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.

Первое занятие

Объясните вашему ребёнку, что шахматная доска — это поле боя, а фигуры — войска, только игрушечные. Убедитесь, правильно ли вы расположили шахматную доску: белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Расскажите, как называются фигуры, начиная с пешек. Пешки — это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Научите ребёнка расставлять пешки на доске: их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Объясните, как ходят и как «едят» пешки.

Попробуйте сыграть с чадом первую в его жизни партию только пешками: кто заберёт все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. От первой игры во многом зависит, понравится эта игра вашему ребёнку или нет, поэтому первую партию можете поддаться или сыграть вничью.

Затем продолжайте рассказ о других шахматных фигурах. Король — самая главная фигура. Ферзь — самая сильная фигура, а за ней следует чуть менее сильная ладья. Слон и конь пришли к нам из Индии — как, собственно, и сами шахматы. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры (кроме короля, разумеется).

Когда лучше всего начинать обучение

Обучению игры в шахматы можно начинать с трёх лет. В это время у малыша происходят перемены в мышлении. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, в нём просыпается способность к обучению.

Если в этот период ребёнка не заинтересовали шахматы, ему нравится пока только играть в них, как в обычные игрушки, то обучение можно отложить на время, пока не проснётся интерес и желание.

Как научить ребенка играть в шахматы в разном возрасте в соответствии с присущими каждому периоду навыками и умениями:

4 года — навык общения

Здесь можно привлечь внимание к шахматам интересными рассказами.
5 лет — развиты способности предвидеть ход соперника. Небольшие победы будут стимулом к постоянной игре в шахматы, а осознание своей силы всё большим желанием сыграть.
6-7 лет — способность к игре в шахматы у ребёнка достигает уровня, когда он может победить взрослого человека

В этом возрасте многие гроссмейстеры начинали обучение игре в шахматы.

Во время знакомства с шахматами главное — пробудить у ребёнка интерес и желание играть.

Методики обучения

Существует множество разных методик, которые помогут научить ребенка играть в шахматы

Однако важно придерживаться одной истины – малыш будет лучше воспринимать информацию, если об игре ему расскажет мама или папа:

  • В первую очередь нужно рассказать малышу о том, что это старейшие соревнования, сохранившиеся до сегодняшнего дня.
  • Знакомство с шахматной доской, которая может выступить в роли настоящего поля боя. Изучая правила игры в шахматы для детей, необходимо ознакомить малыша с функцией каждой фигуры, что является бойцом.
  • Можно построить урок таким образом, что каждое занятие будет отдельно посвящено определенной фигуре.
  • Далее, можно попросить ребенка самостоятельно подготовить «поле боя» к «сражению» и расставить фигуры на свои места. В случае неправильной расстановки, можно подсказать ребенку и повторить данный процесс еще несколько раз.

Каждый родитель должен объяснить своему чаду еще одно важное правило: для победы в шахматах особую роль играет не количество фигур, а продуманный ход, который может решить всю игру. Потому следует детально рассказать о том, каким образом передвигаются фигуры

«Учебник шахматной игры», Хосе Рауль Капабланка

class=»img-responsive»>Кубинец Капабланка был не только прекрасным игроком. В шахматных кругах он считался замечательным шахматным теоретиком и педагогом. Его «Учебник шахматной игры» прекрасно подойдёт для тех, кто только начал закладывать основы своего «шахматного фундамента». 
В издании наглядно представлены все основы шахматной игры. Рассказывается о тактике игры, её стратегии, стадиях шахматной партии. Практический раздел книги написан на высоком уровне.
Книга Капабланки была издана почти сто лет назад, но актуальна до сих пор. Знаменитый советский игрок Михаил Ботвинник назвал данный самоучитель лучшим учебником шахматной игры.

С какого возраста можно начинать обучение

Идеальный возраст для начала обучения – это 3 года. Именно такого мнения придерживаются многие педагоги и детские психологи. Это объясняется тем, что в данный период дети начинают понимать свою самостоятельность, они демонстрируют неподдельный интерес и увлечение окружающим миром. Именно этот возраст часто называют возрастом маленького «почемучки». Дети предпочитают играть в игры и полностью отдаются тем процессам, которые им действительно по душе – сборка конструктора, лепка изделий из пластилина и другое.

Чтобы научить ребенка играть в шахматы с нуля, чаще всего в работу задействованы все члены семьи, что позволяет укрепить эмоциональную семейную связь. При этом стоит помнить – ни в коем случае не нужно постоянно поддаваться ребенку, чтобы его не обидеть. В результате это приведет к тому, что ребенок быстро привыкнет к легким победам. Поэтому каждое новое поражение будет вызывать в нем бурю негативных эмоций.

Разбираясь с тем, как учить малыша играть в шахматы, важно помнить – ребенок ни в коем случае не должен переутомляться. Иначе он быстро потеряет интерес к игре, и переключится на другой вид деятельности

Занятие, которое развивает

Давайте нальем себе чайку, и попробуем вместе поразмышлять над темой, в чем же на самом деле нуждаются наши маленькие, и как им это дать. Начну с того, что, никакая секция не заменит ваше воспитание, общение и ваши жизненные уроки. И возлагать ответственность на то, что взрастет в вашем малыше, нужно исключительно на самого себя! А потому нужно дать крохе необходимое обучение, особенно, когда оно имеет практическую пользу!

Какая польза от шахмат? Об этом я уже говорила, в предыстории. Игра шахматы имеет:

  • свои правила,
  • структуру,
  • разные фигуры, с разными возможностями,
  • свою историю.

Согласитесь, похоже на реальную жизнь! А еще она выявляет таланты карапуза и призывает его размышлять, быть в команде и нести ответственность.

Вопрос, как же тогда с нуля обучить кроху?

Детский центр — Карамельки (ЮВАО)

Обучение детей начинается с изучения шахматной доски, анализа возможностей фигур. Дети решают простые задачи, которые со временем усложняются и переходят в комбинации. Но нужно уметь не просто видеть ходы (тактика), а ещё важнее уметь определять план на игру и оценивать позицию (стратегия).
Процесс обучения строится на сбалансированном сочетании теории и практики, с преобладанием последнего (самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, игра).

Группы различаются по возрастам и уровню подготовки. Выбрать наиболее оптимальную группу поможет пробное занятие, на котором можно присутствовать одному из родителей.

Стоимость занятий:

45 минут -600 руб (в том числе пробное).60 минут — 650 руб. (в том числе пробное).90 минут — 1100 руб. (в том числе пробное).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector