Мышление. виды мышления. рекомендации по развитию мышления у учащихся материал на тему

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
  • Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
  • Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Урок рисования по теме «Профессии» в старших группах

Логическое мышление

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только склады­вается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление ха­рактеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абст­рактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме (2).

Между этими формами мышления складываются достаточ­но сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превраща­ются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ре­бенок должен представлятьпредшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, буду­щий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или поня­тий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его про­шлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного пла­на и опирается на него.

Н. Н. Поддьяков исследовал особый тип мышления ре­бенка, который представляет собой единство наглядно-дей­ственного и наглядно-образного мышления и направлен на вы­явление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием (3).

Другие статьи по развитию детского мышления смотрите здесь.

1. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 274.

2. В психологической литературе эта форма мышления называется различно: словесным, теоретическим, абстрактно-логическим мышлением (А. А. Люблинская, 1971, с. 245).

3. Поддьяков Н. Н. Развитие   мышления   и   умственное   воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева и др.; Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Го­ворковой. – М.: Педагогика. 1985. С. 85.

1.2 Индивидуализация и дифференциация обучения

Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания.

Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, усваивают новый для них материал по-разному: одни на высоком, другие на среднем, третьи на низком уровне. При этом показатель уровня усвоения, характерный для того или иного учащегося, довольно устойчив (колебания хотя и имеют место, но обычно в пределах ближайшего уровня). В уровнях усвоения знаний проявляются типичные для учащихся устойчивые особенности психики, от которых зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблемы, требующие предусмотренных программой знаний. Школьники, усвоившие эти знания на низком уровне, не смогут их использовать при решении таких проблем.

Возможно ли доведение каждого учащегося массовой школы до высшего уровня овладения определенными знаниями?

Эксперименты показали, что возможно достижение высшего уровня овладения новым для них понятием всеми учениками, но различным путем. Одни достигают этого уровня уже на основе первичного знакомства с новым для них понятием; для других требуется в среднем решение от 10 до 20 задач с опорой при затруднении на помощь экспериментатора. Третьим необходимо было решить около сотни задач для полного овладения новым для них понятием.

Таким образом, в условиях индивидуализации обучения различия в уровнях знаний (по тому или иному разделу программы) могут быть сняты. В массовой школе, где обычно нет реального учета индивидуальных различий, к концу изучения определенного раздела программы разница в уровнях его усвоения несколько сглаживается, но все же остается весьма значительной.

В еще большей мере, чем от уровня знаний, продуктивность самостоятельной деятельности учащихся при усвоении новых знаний зависит от обучаемости. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития их как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, практики с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим и небольшое число теоретиков.

Исследования показали, что индивидуально-типические особенности развития продуктивного мышления школьников значительно перекрывают возрастные.

В условиях ориентации на среднего ученика, т. е. без реальной индивидуализации обучения, замедляется темп развития тех, кто пришел в школу значительно более развитым, чем их сверстники. Но в особенно тяжелые условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Условия обучения в массовой школе настолько не соответствуют их возможностям, что такие учащиеся с возрастом не приближаются в своем развитии к сверстникам, а все больше и больше отстают от них.

На продуктивность мыслительной деятельности весьма существенно влияет такое качество личности как интеллектуальная активность, или, по терминологии Д. Б. Богоявленской, интеллектуальная инициатива. Как показали исследования Д. Б. Богоявленской, наличие высоких умственных способностей еще не гарантирует проявление высокого уровня инициативы; нередко весьма способные люди ограничиваются и удовлетворяются решением той или иной поставленной проблемы более элементарным способом, хотя, при соответствующем побуждении со стороны, решают ту же проблему на самом высоком уровне.

Реально в любом классе нет даже двух учащихся, идентичных друг другу по особенностям своей психики; каждый по своему усваивает учебный материал. Естественно, возникает мысль о том, что в условиях массового обучения принцип его индивидуализации не может быть реализован. Однако это не так. Л. К. Таракановой экспериментально доказана не только возможность, но и высокая эффективность реализации в школе принципа проблемно-индивидуального обучения. При такой форме работы, более развитые школьники имеют возможность работать над материалом повышенной трудности, самостоятельно решать адекватные их возможностям проблемы. Менее развитые получают более подробные объяснения от учителя, решают задачи постепенно повышающейся трудности и, преодолевая трудности с некоторой помощью со стороны, усваивают новый материал, продвигаются в своем развитии, нередко переходя в группы с более высоким уровнем.

Задания на развитие дивергентного мышления у дошкольников

Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

Задания на развитие беглости

  1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
  2. Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
  3. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

  1. «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
  2. Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
  3. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

  1. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
  2. Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
  3. Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

  1. Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
  2. Инструкция: Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
  3. Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Ведущий вид мышления

Каждый этап взросления человека можно отметить уровнем развития его мышления. На самом раннем временном отрезке маленький ребенок (1.5 – 2 года) взаимодействует с окружающими его предметами. Он развивает наглядно действенное мышление.

В этом возрасте малыш:

  1. Учится действовать с предметами. Бросать, кидать, двигать – набор обычных действий.
  2. Пробует окружающие его объекты на вкус. Кусает, нюхает все, что попадается ему под руку.

Получается, ребенок обучается действовать с окружающими предметами физического мира. Он получает базовые навыки и понятия объектов, которые находятся по близости. Это самый простой уровень мышления, за которым начинается иное восприятие. Оно берет свое начало в младшем дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте

Этот временной промежуток также принято называть младший дошкольный возраст. К нему относят детей из возрастной группы от 3 до 4 лет. К этому времени у ребенка развивается речевой аппарат. Он начинает оперировать не только при помощи демонстрации объекта, но и его вербализации (озвучивания). Этот возрастной этап тесно связан с наглядно-образным мышлением. Ребенок проявляет его не только тем, что может назвать объект физического мира, но и представить его. Это хорошо заметно в творчестве:

  1. Дошкольник начинает рисовать более детальные картинки. На них он пробует изобразить солнце, дерево, человека, дом и прочие объекты. Постепенно на них появляются разные детали: одежда, окна и двери, цветы и проч. Все это говорит о развитии наглядно-образного мышления.
  2. Ребенок учит стихи и песни. Конечно, это специальные детские стишки и песенки, хотя дети часто подхватывают и поют взрослые песни. Однако понять содержание, и воспроизвести его, они могут только в произведениях для детей.
  3. Маленький человек начинает лепить и конструировать. Это очень важный этап, который нельзя игнорировать. Через самостоятельное построение объектов дошкольник формирует трехмерную карту мира.

Важно сочетать все три деятельности в равных пропорциях. Это помогает развивать вербальные аппарат, мелкую моторику, а также тренировать само мышление

В старшем дошкольном возрасте

Это временной промежуток с 5 до 7 лет. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают первые навыки социализации. Вместе с этим они продолжают развивать вербальный аппарат. При этом понятия и предметы уже не просто озвучиваются или демонстрируются в творчестве, ребенок учится ими оперировать в уме. Этот тип мышления называется словесно-логический.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся базовым операциям, которые проходят абстрактно, в голове человека:

  1. Сравнение. Когда ребенок учится находить специфичные признаки в разных предметах и явлениях. Также он может говорить об отличиях в разных вещах.
  2. Обобщение. Сбор разных предметов или явлений по одному или нескольким общим факторам (признакам).
  3. Анализ. Умение разделять общее на более мелкие детали. Например, цветок на лепестки, стебель, корни и листья.
  4. Синтез. Обратная операция, когда по части признаков или деталей можно говорить о едином явлении или вещи. Как пример: колеса, кузов, мотор и руль – это машинка.

Развитие всех четырех базовых операций говорит об уровне развития словесно-логического мышления. Они дают прочную основу для последующей познавательной деятельности ребенка, и его поступлению в младшую школу. Для их развития используют специальную литературу, конструкторы, игрушки и прочие обучающие материалы.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину

Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Развитие логики у детей 6-7 лет

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много

А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки. 

Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Развитие логики у детей до 14 лет

Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.

Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?

Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:

  • конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
  • абстрактного;
  • теоретического (абстрактно-логического).

Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:

  • тренировки внимания и памяти;
  • формирования воображения и свободомыслия;
  • упражнений на увеличения скорости практического мышления;
  • отработки мелкой моторики пальцев;
  • творческого воспитания и т.д.

Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Возможные нарушения

Иногда родители и педагоги сталкиваются с проблемами обучаемости среди дошкольников. Основные нарушения:

  • дефицит внимания;
  • трудности с усвоением материала;
  • плохая память.

Эти негативные особенности сопряжены с отклонениями нервно-психического характера и наблюдаются на фоне нестабильного эмоционального состояния, поведенческих нарушений, неврологических расстройств.

Нарушение мышления у детей связано с проблемами речевого развития. Отклонения в этой сфере отражаются на всех видах психической деятельности, включая мыслительные процессы. Для общего недоразвития речи характерны такие признаки:

  • позднее произношение первых слов (к 3-4 годам);
  • ограниченность словарного запаса;
  • нарушения в произношении звуков;
  • трудности в построении фраз;
  • недостаток речевой активности.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Игровые задания на логику для 1 класса

Игра  «Один, два, не собьюсь»

Выходят участники. Поочередно считают, начиная с 1, а вместо числа, кратного 3, говорят «не собьюсь». Победителем будет тот, кто назовет большее натуральное число. Например: один, два не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь, восемь, не собьюсь. .).

Игра «Выиграй приз».

Нужно с завязанными глазами срезать приз. Если участник, срезавший приз, даст правильный ответ на математический вопрос, привязанный к этому призу, он забирает этот приз.

Игра «Веселая рыбалка»

На полу класса обводят контуры озера, в которое помещают рыбок. К рыбке скрепкой прикрепляются задания. Участник берет удочку. (На конце лески — Магнит). И ловит рыбку. Дав правильный ответ на вопрос — забирает рыбку.

Игра «Кто быстрее посчитает до 25»

На доске две одинаковые таблицы с числами от 1 до 25. Кто из учеников первым закончит счет, тот победил.

Игра «Не собьюсь».

Капитаны по очереди делают по 10 шагов и на каждом шагу называют:

  • примеры на сложение;
  • примеры на вычитание.

Игра «Футбол».

На доске нарисованы футбольные ворота, мячи с примерами. Роль вратаря выполняет определенная цифра. Судья — ученик, который очень хорошо считает. Дети вычисляют примеры на мячиках. Если выбрали такой пример, что ответ совпадает с цифрой — вратарем, гол считается забитым.

Игра «Кто чем пообедает?»

Зайчик с разными цифрами: перед ним рисунки капусты, моркови, свеклы, яблок с написанными примерами. Найти ответы к примерам.

Игра  «Прибавляем-отнимаем»

Предложите детям интересное и необычное занятие, которое сочетает элементы математики и филологии, а также тренирует логическое мышление. Вместо привычных для детей чисел здесь используются слова. И именно с ними дети должны осуществить математические действия. Например:

Сложение
Задание: Бу + оттенок = цветок, который еще не распустился.
Ответ: Бу + тон = бутон.

Вычитание
Задание: Вид транспорта – о = единица измерения.
Ответ: Метро-о = метр.

Примеры логических задач
к + полосатое насекомое = прическа девушки (коса)
у + имя египетского бога Солнца = победный возглас (ура)
м + суп из рыбы = насекомое (муха)
за + дом за городом = требует решения (задача)
ав + томат = оружие (автомат)
ко + ее играет актер = король
емкость – а = там хранят деньги (банк)
помидор-ат = отдельная книга (том)

Математические домики

Математические задачи прекрасно развивают логическое мышление. Например, можно использовать игру «математические домики», которая является интересным и полезным занятием

Обратите внимание, что ее сложность может варьироваться в зависимости от уровня знаний детей и от опыта ее использования

Первый уровень:

Поставь в свободное окошко домика нужный знак математического действия, чтобы число на крыше было ответом.

Второй уровень:

Запиши в свободные окошки нужный знак математического действия и такое число, чтобы результатом было число на крыше. Такие задачи дают возможность подобрать несколько вариантов решения. Дополнительно можно дать задание подобрать максимальное количество вариантов, которые бы соответствовали числам одного домика.

Дети могут тренировать логическое мышление не только на уроках, но и дома, играя с друзьями или путешествуя. Главное-объяснить ученикам, что это интересно и совсем не сложно! Кроме того, такие занятия можно связать с изучением учебного материала. Обязательно попробуйте создать собственные игры и упражнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector