Лечение заикания: как избавиться от него навсегда

Видеорезультаты

14.03.2020

Качество услуг:

Меня зовут Елена. Долго не решалась работать с таким нарушением, как заикание. Увидев в инстаграм фотографии и кусочки видео, решила заняться этим направлением…
Проходила индивидуальное обучение по работе с заикающимися у Дианы Сидоровой. Прошла весь курс и могу сказать, что мне очень повезло!… Диана последовательно и детально давала теоретический материал и практические задания. Многие логопедические семинары, тренинги, которые я посещала не давали понимания системы работы, её многоплановость. Всегда оставалось много вопросов. Не было ясности…
Очень благодарна Диане за тот невероятный опыт, которым она щедро делится!!! Я тут же начала применять полученные знания в своей практике. И это приносит хорший результат, а ещё невероятную радость от возможности помочь людям с таким нарушением речи. Ещё спасибо за тёплую и доброжелательную атмосферу на занятиях. Диана настоящий профессионал!!! Желаю ей и всем коллегам «Voice» профессиональных успехов!

Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04

10.03.2020

Качество услуг:

Я проходила курс по работе с заиканием у Сидоровой Дианы. Остались только положительные эмоции. Все было достаточно доступно и интересно. Захотелось сразу попробовать на практике то, чему научилась. Огромное спасибо центру Войс и педагогам.

Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04

14.10.2019

Качество услуг:

Брала индивидуальные занятия по преодолению заикания у Ксении и Елены. Выражаю им свою благодарнось за высокий профессионализм, было очень приятно с ними работать. Ощутила впервые что такое открытие второго рта, свой глубокий диафрагмальный тембр голоса , что значит дышать животом. Было очень полезно для меня лично позаниматься у обоих специалистов, подход конечно же у них один, но подача и характер отличался. Это очень полезный опыт на самом деле.
Замечаю значительные успехи, овладела базовыми приемами. Мне безумно понравились занятия по логоритмике. Буду продолжать заниматься самостоятельно обязательно каждый день по утрам, настраивая себя психологически и свой голос на правильный лад.
Спасибо еще раз Ксении и Елене, буду отчитываться о своих успехах.

Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04

21.08.2019

Качество услуг:

На протяжении длительного времени я никак не могла решиться начать бороться с заиканием. Постоянно что-то останавливало: «мало времени», «некогда», «а будет ли результат»… но, наконец, когда я решилась, то выбор пал на голосовой центр Voice. И я безумно рада, что попала сюда. Меня приятно удивил комплексный подход специалистов к моей проблеме. Обучение было очень комфортным и продуктивным. Я прониклась к каждому преподавателю, впитывая знания, и, конечно же, применяя их на практике, что, в конечном счете, дало свои плоды. Моя речь стала более плавная и внятная. Ушли речевые зажимы, а главное, ушёл страх…
Отдельное спасибо хочу сказать Диане и Елене, за то что поддерживали меня на протяжении всего курса. Спасибо Вам! Вы делаете важную работу! Voice желаю вам успеха!:)

Москва
ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1, 3 этаж офис №322
+7(999) 666-26-04

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр

Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Методы лечения заикания

Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:

  • стаж заикания невелик;
  • у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
  • в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.

Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:

  • ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
  • ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
  • наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
  • в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
  • ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.

Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка

Важно также соблюдать следующие правила:

  • ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
  • ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
  • информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
  • ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
  • ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
  • родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
  • рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.

Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.

Логопедические занятия

Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

Рефлексотерапия

 

Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения

Физиотерапия

 

Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.

Психотерапевтическая помощь

При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.

Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.

Лечебная физкультура и массаж

Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Оцените, насколько был полезен материал

Спасибо за оценку
 

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги.  Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что  можно упустить нить разговора

Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из  основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Причины заикания

Существуют факторы, способствующие возникновению заикания, прежде всего, это:

  • наследственность (невропатическая отягощенность родителей, врожденная слабость речевого аппарата);
  • невропатические особенности самого человека (повышенная тревожность, раздражительность и т.д.);
  • нарушения деятельности головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • недостаточное развитие моторики, мимики и артикуляции;
  • психологический дискомфорт, дефицит  позитивных эмоциональных контактов со взрослыми;
  • неправильные речевые привычки (речь на вздохе, слишком быстрая речь и т.д.)

Всё это создаёт благоприятные условия для развития заикания, но обычно оно начинается в результате воздействия провоцирующего фактора – толчка, непосредственно его вызывающего. Таким толчком могут быть:

  • травмы, органические нарушения мозга;
  • истощение нервной системы (например, в результате инфекционных заболеваний);
  • психическая травма (сильный испуг);
  • педагогические ошибки (переучивание леворукости, перегруз абстрактными понятиями или сложными речевыми конструкциями);
  • подражание заиканию.

Чтобы у вас появилось представление о том, как организуются занятия, предлагаем ознакомиться с планом работы для группы из 6-8 человек, занимающихся в Центре (примерный план для других вариантов сообщается на консультации)

1. Первый шаг в речевой работе – это основной курс. Он включает в себя 11 занятий по 7 часов ежедневно.

2. Последующие шаги – это 7 микрокурсов,
которые организуются в течение последующих 9 месяцев после основного курса. Микрокурсы проводятся с интервалом около 30 дней (исключение составляет первый микрокурс, который назначается, примерно, через неделю после основного курса). Каждый микрокурс продолжается 4 дня по 7 часов ежедневно.

Точный план занятий на весь год сообщается при зачислении в группу. В план занятий включаются так же три поддерживающих микрокурса, присутствие на которых обязательно. По желанию учеников, возможна, организация дополнительных поддерживающих микрокурсов.

Между микрокурсами и после прохождения микрокурсов всем ученикам гарантируется дистанционная поддержка. В этом поможет Skype, анализ диктофонных и видеозаписей, устройство Hands’ Free.

Параллельно с логопедическими занятиями по преодолению заикания все ученики получают дистанционную риторическую поддержку – курс эффективного общения с профессиональным ритором (в настоящий момент только для учеников головного офиса) и курс ориентированной телесно-двигательной психотерапии (занятия свободным выразительным движением) с профессиональным психотерапевтом.

В результате уже после основного курса Вы сможете говорить без спазмов и ступоров не только в кабинете логопеда, но и во многих реальных ситуациях общения, пользуясь уникальной техникой речи, которая защитит вас от заикания и поможет связать речь с ощущением спокойствия. Темп речи на этом этапе везде только медленный.

Каждый последующий месяц занятий постепенно позволит приблизится к обычному темпу речи, речь зазвучит все более спокойно, уверенно и красиво во всех реальных жизненных ситуациях, везде, где раньше было трудно и страшно.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПОЛНОГО КУРСА возможно достижение нового устойчивого состояния плавной речи, которое признается сформированным, если:

в течение длительного времени (не менее 1,5 лет) избавляющийся от заикания не испытывает речевых судорог;
не использует приспособительных уловок;
не страдает от навязчивых мыслей и логофобии;
его спокойная речь в нормальном темпе многократно опробована во всех эмоционально значимых для него ситуациях.

Симптомы Заикания:

Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев имеется два острых периода — между 2-4 и 5-7 годами. Оно обычно развивается в течение нескольких недель или месяцев, начинаясь с повторения начальных согласных или целых слов, которые являются началом предложения. По мере прогрессирования расстройства повторения становятся все более частыми с заиканием на более важных словах и фразах. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставится при продолжительности расстройства не менее 3 месяцев.

Клонико-тоническое заикание (нарушены ритм, темп, плавность речи) — в виде повторения начальных звуков или слогов (логоклония), в начале речи клонические судороги с переходом в тонические.

Тонико-клоническое заикание характеризуется нарушением ритма, плавности речи в виде запинок и остановок с частым повышением вокала и выраженными нарушениями дыхания, сопутствующими речи. Наблюдаются дополнительные движения в мышцах лица, шеи, конечностей.

В течении заикания выделяют:

  • 1 фаза — дошкольный период. Расстройство появляется эпизодически с длительными периодами нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить.
  • 2 фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток. Заикание касается основных частей речи — существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
  • 3 фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.). Некоторые слова и звуки являются более трудными, чем остальные.
  • 4 фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых. Выражен страх перед заиканием. Типичными являются подмена слов и приступы многословия. Такие дети избегают ситуаций, требующих речевого общения.

Течение заикания обычно хроническое, с периодами частичных ремиссий. От 50 до 80 % детей с заиканием, особенно в легких случаях, выздоравливают.

Осложнения расстройства включают снижение успеваемости в школе из-за стеснительности, страха речевых нарушений; ограничения в выборе профессии. Для страдающих хроническим заиканием типичны фрустрация, тревога, депрессия.

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Две особенности людей с заиканием

— До сих пор в обществе силен стереотип, что человек с заиканием – «с проблемами». Нередко их сторонятся, стараются «не ввязываться» в беседы.  В чем особенность человека с заиканием?

— Честно говоря, я и не знала, что такой стереотип до сих бытует в обществе.

Люди с заиканием, в целом, обычные. Особенности, пожалуй, две.

Внешнее проявление в речи – запинки, создающие определенные сложности в поддержании разговора. И особенности организации речи, в основе которых лежит невроз с различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами. Часто именно невротическое и психологическое состояние человека может создать сложности в общении, а не сами по себе запинки речи.

Приведу пример: в моем круге общения был приятель с достаточно сильной степенью заикания (запинками), но это не мешало ему оставаться душой компании, весельчаком с дивным чувством юмора, с запасом остроумных анекдотов и историй.

Заикание, в зависимости от причин появления, бывает неврологическим и невротическим. При неврологическом заикании артикуляционные проблемы связаны с дизартрией – органическими нарушениями функций органов речи – неба, языка и т.д. Дети обычно позже начинают говорить, им свойственна общая медлительность.
При невротическом заикании сроки развития речевых и моторных функций обычны, отсутствуют выраженные неврологические нарушения. Такой тип заикания, как правило, возникает в результате стресса. Пусковым моментом может быть испуг, страх, психотравмирующая ситуация.
Фото с сайта klix.ba

Людей с невротическим типом заикания объединяет то, что в привычной обстановке они говорят чисто, без запинок, но в стрессовых ситуациях могут вообще не смочь ничего сказать. Эта временная «немота» возникает из-за речевых судорог. Для них также характерен страх речи (логофобия).

Стрессовые ситуации для заикающегося с точки зрения большинства могут быть «пустяковыми»: разговор с незнакомым человеком, адресный вопрос в общественном поле. Почти все дети с невротическим типом заикания боятся отвечать «у доски», особенно на неожиданные вопросы. Взрослые боятся спикерства, публичных выступлений, внезапных вопросов — в малознакомой аудитории. Так в целом проявляется невротический способ поведения.

— С удивлением узнала, что заикающихся много среди певцов, и многие побороли заикание именно благодаря профессии. А бывает, что  человек поет нормально, а говорит с заиканием. Как объяснить такой феномен?

— Пение и речь на распев – и есть коррекционные приемы.

Считается, что при пении практически нет спазматических задержек. На самом деле, самокоррекция заикания обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами (темп музыки, пение соло, дуэтом или в хоре, с музыкальным аккомпанированием и без него). Но успех здесь, прежде всего, зависит от степени заикания. Полное его устранение «пением» наблюдается только при легкой степени.

Так что это не феномен – просто действуют общие закономерности, которые применяют логопеды при коррекции заикания в речи и в пении.

— Про известного литературного персонажа Эраста Фандорина автор Борис Акунин  пишет, что тот стал заикаться после контузии, но в то время, когда он вел расследование, этот дефект проходил. Так бывает или это вымысел?

— Поскольку природа невротического заикания носит стрессово-травматический характер, то реалистично, что Фандорин мог начать заикаться после контузии. Один из методов коррекции заикания — психотерапия. Если рассматривать перевоплощения Фандорина в других персонажей во время расследования как своеобразную психотерапию, то, видимо, да, такое могло быть.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Симптомы

Фото: detki-pogodki.ru

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму

В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов

В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector