Логоневроз у детей — лечение в челябинске и екатеринбурге
Содержание:
- Традиционные методы коррекции
- Причины заикания
- 10 золотых правил общения
- Симптомы, на которые стоит обратить внимание
- Психосоматика шизофрении
- Возможные последствия
- Читаем
- БЦЖ и SARS-CoV-2
- Причины возникновения
- Симптомы
- Отзывы
- Особенности COVID-19 у детей
- Так можно ли вылечить заикание?
- Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка
- Способы лечения
Традиционные методы коррекции
Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией. Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.
Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
- Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
- Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
- Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
- Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.
В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.
Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия
Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения
Они должны представлять себя нормально говорящими.
После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой
Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение
В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.
Причины заикания
Заикание у детей — это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.
Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.
Первая причина заикания — генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.
Вторая причина — быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.
Следующая причина — внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.
10 золотых правил общения
Фото с сайта smcspeechpathology.com.au
Есть правила речи, которые написаны для самих заикающихся, но подойдут они в любой ситуации всем людям. Написали их для заикающихся школьников логопеды Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, вот они:
- Прежде подумайте, потом говорите.
- Говорите в спокойном темпе.
- Говорите всегда на выдохе.
- Выделяйте гласные звуки в словах.
- Слова в предложении произносите слитно.
- В конце каждого предложения делайте паузу.
- Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
- После смыслового отрезка выдерживайте паузу.
- В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.
- При разговоре спокойно смотрите на собеседника.
— А как лучше поставить такое общение на работе? Стоит ли переводить общение с заикающимся в письменный вариант – почта, мессенджеры …, или надо стимулировать именно речевое общение?
— Мне кажется, нужно действовать по ситуации, проявляя такт и доброе внимание. Человек с проблемой сам подскажет, как нужно: почта, мессенджер или вербальный тип коммуникации
Во многих случаях, при легкой степени заикания, вообще никаких проблем не должно возникать ни с той, ни с другой стороны. А если они возникают, дело не в заикании, а в чем-то другом.
Заикается примерно 1% взрослого населения земли. Во многих случаях заикание проходит с возрастом. Сегодня существует множество успешных методов коррекции.
— Известны случаи, когда новый коллега с заиканием, попривыкнув, практически переставал заикаться на работе и про него и забыли, что есть такая проблема.
— Не заикание пропадает, а стрессовое состояние. Это происходит, как только человек адаптировался в коллективе. Согласитесь, для любого человека это непростая задача. И процесс этот двусторонний. Хотя соискателю все-таки труднее.
Но совсем не обязательно с человеком «дружить» из-за того, что он заикается
На работе важно, чтобы обычные этические нормы соблюдались: вежливость, уважение, возможность высказать свое мнение, чтобы люди здоровались. Главная форма поддержки – чуть больше доброго внимания и времени на общение с ним, чем обычно
Хотя коллективы бывают разные. Если человек с заиканием испытывает здесь трудности, ему лучше обратиться за профессиональной психологической помощью.
Симптомы, на которые стоит обратить внимание
Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка.
Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.
Психосоматика шизофрении
Это одна из самых загадочных и тяжелых прогрессирующих заболеваний психики, точные причины которой не установлены до сих пор. И, к сожалению, излечить ее полностью тоже пока не удается.
Одной из теорий развития шизофрении являются эмоциональные проблемы, хотя большинство специалистов отвергают это предположение. Они считают такое утверждение беспочвенным, ведь одним из основных симптомов данного психического расстройства как раз и является отсутствие эмоций (так называемая «эмоциональная тупость»).
Однако приверженцы вышеупомянутой гипотезы пытаются ее отстоять. По мнению психолога и психиатра Вильгельм Райх, тесно занимающегося эмоциональностью, шизофреник подавляет чувства. Они так сильны, что их нужно как можно глубже спрятать в себе и никогда о них не вспоминать. Эмоции как бы замораживаются в теле личности и сдерживаются внушительным напряжением мышц.
Любое «прикосновение» к ним вызывает дичайшую душевную боль. Именно поэтому психотерапия при лечении шизофрении не приносит плодов, а лишь усугубляет состояние пациента, не желающего признавать реальность. Он не хочет контакта со своими подавленными чувствами, так как они для него слишком опасны и справится с ними ему не по силам.
Эмоциональная составляющая личности формируется в детстве, вместе с общим психологическим состоянием человека
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства находился в окружении, которое его любит просто потому, что он есть, а не в силу обязанностей
Будущим родителям следует давать себе отчет, что их конфликты между собой, побои будущей матери и т. д. негативно скажутся на психическом и физическом здоровье их чада. Ребенок должен быть желанным, расти в доброй атмосфере, без гиперопеки, в доверии и заботе, правильно воспитываться, поддерживаться в любых начинаниях и возможных неудачах.
Возможные последствия
Нервные тики у детей различного возраста, независимо от причины возникновения, являются сигналами о том, что с ребенком не все в порядке, его психическое состояние на пределе возможностей, и он нуждается в безотлагательной помощи. Если вовремя убрать раздражитель, то тикозные проявления уходят самопроизвольно.
А что произойдет, если оставить все как есть? Здесь возможны несколько вариантов развития событий:
- Эпилепсия. Тики могут быть симптомами начальной стадии этого тяжелого неврологического заболевания.
- Тяжелые неврозы, психоэмоциональные нарушения. Нелеченый гиперкинез прогрессирует в детском организме, подключая новые проявления тикозного состояния. Отсутствие квалифицированной помощи приводит к развитию депрессии и других критических состояний.
- Синдром Туретта. Это психическое расстройство хоть и не является последствием родительской бездеятельности, но ее клиническая картина обязательно включает в себя и моторные, и вокальные тики.
Даже если гиперкинез через неделю самостоятельно исчезнет без каких-либо последствий, идти к врачу и проходить диагностические процедуры нужно обязательно. Это – залог здоровья ребенка, и делается с целью исключения вышеперечисленных заболеваний.
Читаем
-
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.
-
Классические генитальные бородавки вызваны одним из типов ВПЧ, который инфицирует именно область половых органов. Инфекция много лет может обитать внутри тела не проявляя своей активности.
-
Синдром короткой кишки является заболеванием, которое включает в себя потерю значительной части тонкой кишки. В связи с этим, дети, у которых есть эта проблема, не могут поглощать пищу и по этой причине должны быть постоянно подключены к аппаратуре.
-
Современные способы диагностика состояния плода позволяют выявить на ранних сроках беременности аномалии развития и наследственные заболевания ребенка.
-
Под воздействием внутренних и внешних факторов структура диска позвоночника может измениться и стать причиной возникновения ряда заболеваний, среди которых одним из наиболее распространенных является грыжа поясничного отдела.
БЦЖ и SARS-CoV-2
Группа ученых из Нью-Йорка обнаружила связь между вакцинацией БЦЖ и низкой смертностью от COVID-19. Позже их поддержали эпидемиологи из Университета Техаса, опиравшиеся на статистику 178 стран. Они утверждают, что количество инфицированных на душу населения в странах, где БЦЖ-вакцинация является обязательной, примерно в 10 раз меньше, а число жертв – в 20 раз меньше.
Вакцина БЦЖ была разработана в 1921 году, и до сих пор она считается эффективным средством профилактики туберкулеза. Интересно, что задолго до появления коронавируса датские ученые Петер Ааби и Кристина Стабелл Бенн заявили: БЦЖ дает защиту от многих инфекций, способствуя укреплению иммунитета в целом. Они считают, что люди после вакцинации БЦЖ становятся на 30% более стойкими ко всем вирусам, бактериям и грибкам. Однако это утверждение пока еще только гипотеза, не имеющая достаточной доказательной базы. В любом случае БЦЖ делать нужно – в первую очередь для того, чтобы организм ребенка научился бороться с туберкулезной палочкой.
Вакцин против коронавирусов пока нет. Единственными эффективными методами профилактики являются следующие:
-
ограничение социальных контактов;
-
личная гигиена (частое мытье рук, использование санитайзеров).
Родителям следует сделать все возможное, чтобы ребенок не заболел, даже с учетом того, что COVID-19 у большинства малышей протекает легко. Ведь вирус до конца не изучен, неизвестно, какие последствия он может оставить после себя.
Можно сделать справочно на серой подложке
Причины возникновения
Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:
- Испуг.
- Страх.
- Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
- Смена окружения.
- Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
- Рождение второго ребенка в семье.
Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.
Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.
Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:
- тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
- черепно-мозговой травмы;
- перенесенного нейроинфекционного заболевания.
Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.
Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков.
Симптомы
Фото: detki-pogodki.ru
Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.
Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.
В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.
Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.
В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.
Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.
Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму
В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.
У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.
Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).
Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.
Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.
Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.
У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.
Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Отзывы
Особенности COVID-19 у детей
Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.
Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.
Так можно ли вылечить заикание?
Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка
Упражнения, которые помогают ребенку справиться с заиканием, основаны на развитии правильного речевого дыхания. Упражнения можно выполнять дома, а также на свежем воздухе. Все упражнения выполняет взрослый, а ребенок за ним повторяет. Создайте игровую среду, так ребенок быстрее включится в работу над своим дыханием.
Встаньте с ребенком напротив друг друга и скажите, что вы будете подражать медведю из сказки «Маша и медведь». Выпрямите спину, руки опустите вниз. Затем округляйте спину, голова при этом должна быть опущена, руки и шея расслаблены. Быстро вдохните и начинайте выпрямляться, но не полностью, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 5-8 раз. Всего может быть до 12 подходов по 8 вдохов. Но спешить нельзя, лучше начните с 2-3 подходов. Следите за своим ребенком. Если малыш устал, сделайте перерыв.
Расскажите ребенку историю про добрую сову, которая сидит ночью на высоком дереве и крутит головой
Сейчас вы будете показывать сову, а ребенок должен за вами повторять
Обратите внимание малыша, что в игре важно правильно дышать. Встаньте прямо, руки опустите вниз
Поверните голову влево, сделайте вдох через нос
Затем поверните голову вправо и сделайте еще один вдох. Выдыхайте воздух между поворотами, но не останавливайтесь. Во время упражнения шея не должна напрягаться. Сделайте 8 вдохов и отдыхайте.
Эти два упражнения тренируют диафрагму, помогают в образовании и подаче голоса, развивают дыхательную систему ребенка. Делайте эти упражнения регулярно утром и вечером и буквально через месяц вы заметите результат.
Способы лечения
В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.
Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов
Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов
Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:
- Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
- Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
- Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
- Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
- Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.
Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.
Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.
Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие. При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.