Логопедические упражнения для детей и взрослых
Содержание:
- Общие правила и рекомендации
- Логопедические игры
- Идем к логопеду
- Игра «Кто в домике живет»
- Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
- Что делаем?
- Используйте имеющиеся пособия по максимуму
- Виды артикуляционной гимнастики
- Как заниматься с ребенком дома?
- Кто такой логопед?
- Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
- Методические материалы для учителя-логопеда
- Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
- Речевые особенности детей 4-5 лет
Общие правила и рекомендации
Для достижения положительного результата необходимо строго придерживаться определенных правил, которые включают в себя следующие пункты:
тренировки должны проводиться в непринужденной обстановке;
больной должен быть спокоен;
исключаются всяческие помехи (включенный телевизор и пр.);
продолжительность одного занятия длится минимум 10 минут;
начинать уроки надо постепенно с 3-х минут;
количество тренировок в день – 4-6 раз;
придется строго соблюдать все предписания лечащего логопеда;
важно разнообразить занятия и заранее продумывать их ход.
Особенности занятий с детьми
Дети в силу своего возраста не понимают всю важность логопедических тренировок, поэтому их нужно заинтересовать. Для этого используются разнообразные игровые уловки
Кроме того, нужно придерживаться следующих принципов:
каждое занятие должно быть интересным, запоминающимся и разнообразным;
запрещено на ребенка кричать, ругать его за отсутствие интереса к упражнениям;
важно поощрять и все время хвалить, даже если пока ничего не получается;
родители должны произносить все слова четко и понятно, так как малыши всегда копируют взрослых;
чтобы проявить интерес, можно проводить упражнения перед зеркалом (многие из них предполагают создание гримас, смешных рожиц);
чаще читать книжки вслух и больше разговаривать (проговаривать все действия чада, свои и происходящие вокруг);
на время терапии исключаются частые игры в компьютер, где присутствует безмолвие;
нельзя резко прерывать ребенка, если он произносит звук неправильно.
Особенности занятий со взрослыми людьми
Взрослое население относится к логопедическим проблемам со всей серьезностью, поэтому и упражнения выполняет ответственно. Однако не во всех случаях человек может в точности исполнить то или иное движение, поэтому обязательно требуется помощь специалиста.
В основе занятий со взрослыми лежат многие манипуляции, но особой эффективностью отличается произношение скороговорок. Делать это надо таким образом:
- постараться выучить скороговорку наизусть, прочитав её несколько раз;
- произнести заученную фразу в медленном темпе, стараясь четко выговаривать каждый звук;
- постепенно увеличивать скорость произношения, пока не добьетесь положительного результата.
Логопедические игры
Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.
Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»
Постановка звуков «ш» и ж» с помощью развлекательных средств
Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:
- Игры,
- Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
- Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.
Дополнительная информация
Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе
Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.
Игры:
- «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
- «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
- «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
- «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.
Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.
Идем к логопеду
Со всеми этими речевыми сложностями ребенок самостоятельно не справится. Если не заняться ими сейчас, это может вылиться в различные виды речевого отставания, такие как задержка речевого, психоречевого развития, общее недоразвитие речи. Это, в свою очередь, повлечет проблемы с обучением в школе. Поэтому своевременная помощь логопеда при таких нарушениях обязательна.
Специалист поможет малышу не только исправить проблемы звукоизвлечения (шепелявость, сюсюкание, картавость), как думают многие. Хороший логопед может сделать намного больше. В его компетенции находятся следующие аспекты:
- формирование правильной речи;
- развитие строя речи и словарного запаса;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- усвоение основ грамматики.
Кроме того, занятия с логопедом (если это опытный логопед-дефектолог) могут помочь при следующих проблемах:
- заикании;
- дизартрии;
- недоразвитии речи при задержке психического развития;
- алалии;
- ринолалии;
- дислексии;
- дисграфии и др.
Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.
Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку
Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:
Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.
Упражнение 2. Открой и закрой дверцу.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Дверцы дружно мы откроем, А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
Упражнение 3. Часики.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Стихи для артикуляционного упражнения:
Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.
Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Получилась «Иголочка».
Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
Упражнение 5. Качели.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Стихи для артикуляционного упражнения:
Упражнение 6. Кошечка.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Стихи для артикуляционного упражнения
Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Что делаем?
При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3
Занятия могут состоять из следующих компонентов:
- игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
- артикуляционные упражнения;
- тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
- звукоподражательные игры;
- развитие слуха;
- логоритмика;
- игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.
Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).
Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.
Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».
—
Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.
—
Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.
Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.
Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.
При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Виды артикуляционной гимнастики
С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими
Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.
Статические упражнения:
«Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
«Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии
Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
«Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
«Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
«Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
«Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.
При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд
Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.
- «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
- «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
- «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
- «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
- «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.
Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.
Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков и , то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки
При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным
Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.
Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.
Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет
В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:
- Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
- Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
- Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
- Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
- Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
- Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
- Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
- Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.
Методические материалы для учителя-логопеда
Содержится в разделах:
- Методические рекомендации и разработки
- Развитие речи. Речевое развитие детей
Включает в себя разделы:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Билингвизм. Материалы для занятий с двуязычными детьми
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые игры
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Мелкая моторика
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 7813.Все разделы
| Логопедия. В помощь логопедам
Новое
Логоритмика как средство развития речи у детей
Логоритмика как средство развития речи у детей. В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют…
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Лексическая тема «Насекомые и пауки» (старшая группа)
Лексическая тема «Насекомые и пауки» Физминутка «Гусеница». Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в У людей зовется «кокон». центр круга. Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок, поло- Дремлет гусеница в нем. жив руки под щеку. Спит без просыпа всю…
Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.
Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:
- темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
- говорит неразборчиво, понимает его только мама;
- если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
- сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
- постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
- повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.
При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.
Речевые особенности детей 4-5 лет
Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.
Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.
Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.
Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.
Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:
- фонетическое;
- фонетико-фонематическое;
- общее.
На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.
В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.
Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей
Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).