Типы уроков по фгос учебно-методический материал на тему
Содержание:
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- «…И виждь, и внемли!»: организационный момент
- Последовательность
- Структура урока по ФГОС
- Систематизация и обобщение
- Новый материал
- Классические типы и формы проведения уроков
- Новые стандарты обучения — нестандартные уроки
- Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Классно-урочная система обучения
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
- Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
- Работа над ошибками
- Нетрадиционные типы уроков
- УУД
- 4-й этап. Итоги занятия
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
«…И виждь, и внемли!»: организационный момент
Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.
Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу
Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место
Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание
В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.
Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя
Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать
Варианты начала урока:
- сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
- загадка или необычный факт в форме новости;
- отрывок из литературного произведения или афоризм;
- общий комплимент классу и т.п.
Последовательность
Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.
Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.
Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.
Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений |
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения |
Консультирует |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Консультирует |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Консультирует, направляет |
|
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
|
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок |
Систематизация и обобщение
Систематизирует и обобщает полученные знания урок рефлексии по ФГОС. В свете нововведений этому уроку придают особое значение, поскольку именно здесь в головах учащихся всё как бы раскладывается по полочкам. Мотивационный этап проходит в виде обсуждения необходимости систематизации знаний, где применяются образы кладовой, книгохранилища и тому подобные. Здесь необходимо ответить на многие вопросы относительно принципа раскладки полученного материала: какие части его будут востребованы часто, какие реже, какая информация к какой ближе.
Затем выученное повторяется ещё раз, но уже на качественно другом уровне. Ученики решают вопросы, поданные в непривычной формулировке или с необычными условиями. Далее следует контроль, а с приложением новых требований — самоконтроль, который тоже нацелен на обобщение, именно тогда урок рефлексии получится успешным.
Урок систематизации знаний имеет целью не просто учить обобщению, но и вписывать всю полученную информацию в общий контекст познания мира. Именно поэтому так тщательно прорабатывается весь этап рефлексии, с чётким обозначением принципов классификации, значения изученного материала и места его в общей системе знаний. Вид этому типу урока можно придать любой, в том числе и комбинированный: защита проектов, сочинение, конференция, викторина, конкурс, практикум, диспут, ролевая или деловая игра.
Новый материал
Одним из способов развития младших школьников является проблемное обучение, при котором значительно меняются требования к проведению уроков нового типа, другими становятся виды уроков и их структура. В связи с тем что перенесены акценты в образовании на интересы, нужды и запросы ученика, типы уроков по ФГОС в основной школе диктуют другой подход к обучению: содержание материала не предписывается учителем, а создаются условия, при которых к ученику приходит осознание необходимости усвоения предложенной программы.
Многие учителя и родители пока не поддерживают этот подход к обучению. Но тем не менее уроки по ФГОС («Школа России») нацелены именно на такое направление деятельности. При этом подходе форма проведения урока не может не измениться, поскольку он должен включить в себя само создание этой ситуации осознания, что знаний явно недостаточно. Тогда появляется мотивация для усвоения нового материала. Затем учитель создаёт учебную ситуацию, при которой ученик может почти самостоятельно искать недостающую информацию. Именно поэтому были изменены типы уроков по ФГОС в основной школе, которые подразделяются на несколько групп.
Сначала предлагается урок, на котором ученики должны знакомиться с новым материалом. Это урок усвоения новых знаний или урок открытия нового знания — приемлем любой вариант. Его построение тоже стало отличаться от прежнего в связи с изменениями требований ФГОС. Ранее в начале урока присутствовал организационный момент, теперь это называется этапом мотивации.
Повторение пройденного материала стало этапом актуализации, то есть детям предлагается проблемная задача, которую нужно попытаться решить, опираясь на уже знакомый материал, а когда это не получилось, делается вывод, что для решения нужны дополнительные знания, которые можно получить с помощью наблюдения или эксперимента. Это названо первичным усвоением материала. Новая технологическая карта урока по ФГОС представляет значительно изменённую терминологию.
Классические типы и формы проведения уроков
К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:
- комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
- изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
- обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
- закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.
К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.
У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее
Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.
В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.
Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.
У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.
Новые стандарты обучения — нестандартные уроки
Обычные уроки проходят по всем известной стандартной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление знаний, подведение итогов. Многим ученикам становится скучен и неинтересен мир знаний из-за скучного подхода к процессу обучения.
Чтобы разнообразить серые школьные будни учащихся, были придуманы нестандартные уроки. Необычно и креативно провести можно не только урок, но даже контрольную работу. При помощи проектора разнообразить процесс обучения и вовсе не составить труда.
Учитель также может прибегнуть к играм, конкурсам, театральным сценкам. Здесь все зависит от воображения и уровня креативности педагога. Рассмотрим несколько примеров нестандартных уроков:
- урок в форме игры. Особенно эффективны такие занятия в младших классах, где детям нужно объяснить материал максимально доступно. Сюда можно отнести забеги по станциям, игру в «КВН», конкурсы. Для старшеклассников отлично подойдут игры-соревнования на уровень знаний;
- творческий урок. Многие дети любят проявлять творчество. Для этого учитель может организовать конкурс стенгазет или плакатов, попросить придумать какой-нибудь рассказ или сказку. Творчество можно проявлять абсолютно в разных направлениях;
- метод проектов. Учитель предлагает своим ученикам создать проект на одну из предложенных тем. Такой подход позволит учащимся раскрыть свой потенциал и применить свои практические знания, научиться чему-то новому, развить навыки. Проект может быть в виде диаграммы, таблицы, рисунка, графика, подделки и так далее.
Нестандартные уроки позволяют школьникам посмотреть на процесс обучения с другой стороны. Такие занятия должны вызывать интерес и желание получать знания.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Реализация выбранного проекта.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Этап рефлексии деятельности.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Классно-урочная система обучения
Подобная система обучения предполагает особый вид организации процесса обучения с целью передачи знаний педагогами обучаемым, сгруппированным для занятий в постоянный класс (т.е. коллектив учащихся), в образовательных заведениях.
Учащиеся, объединенные в класс, обычно продолжают совместное обучение в течение всего периода пребывания в образовательном заведении. Как правило, он длится учебный год. Курс обучения состоит из нескольких лет. Классно-урочная система соединяет классы по вертикали и по горизонтали.
Вертикально:
- классы располагаются один над другим;
- обозначать класс принято с помощью порядковых числительных;
- ступень – временно-содержательная.
Горизонтально:
- расположение классов параллельно друг другу;
- работа проводится по однотипным программам;
- обозначение буквенное при соответствующем числительном.
Для специализированных классов может применяться другая система соединения.
Систему персонального обучения заменили отдельными элементами классно-урочной еще в античном мире.
Необходимость внедрения такой системы первоначально в теории обосновал Ян Каменский.
Урок – форма организации обучения
Главная форма проведения обучающих занятий, принятая в классно-урочной системе, называется уроком. Ценный вклад в разработку уроков внес выдающийся педагог Константин Ушинский.
Для уроков характерны:
- строго регламентированный объем учебной работы;
- определенные правила ее проведения учебной работы;
- фиксированная продолжительность для различных возрастных групп;
- выполнение работы по отдельному предмету;
- обучение проводится учителем;
- познавательный материал подается в утвержденных учебниках;
- темы преподаются дозировано и последовательно;
- освоение и закрепление изученного происходит во время выполнения домашнего задания.
Расписание уроков
Уроки в образовательных заведениях любого типа проводятся согласно строго установленному расписанию. Регламентируется организация школьного расписания соответствующими Санитарными правилами и нормами (СанПиН) (т.е. официальный и определяющий санитарные требования к проведению учебных занятий документ в образовательных учреждениях РФ).
Плановые уроки и факультативные курсы проводятся согласно особо составленному расписанию.
Факультативы рекомендовано проводить тогда, когда набор необходимых уроков минимальный. Обязательно планируется перерыв не менее 45 минут между окончанием плановых уроков и началом факультатива.
Составляя школьное расписание, следует учитывать:
- нормы дневной и недельной умственной работоспособности обучаемых;
- степень сложности предметов;
- предусмотреть очередность занятий разной сложности (ежедневное и еженедельное);
- учитывать ступень обучения.
Запрещается:
- включение в расписание трудных предметов на первом и последнем уроках;
- проведение сдвоенных занятий для обучающихся в начальной школе;
- планировать несколько тестирований и контрольных работ на один учебный день.
Пропуски уроков ведут к отставанию и потере качества знаний, поэтому недопустимы без уважительных причин.
Продолжительность уроков
Согласно СанПиНу определяется и продолжительность уроков для всех категорий обучающихся в образовательном заведении.
Длительность уроков обычно рекомендована:
- для младших школьников (1 класс) – не превышая 35 минут;
- для всех прочих категорий обучаемых – не более 45 минут;
- для обучающихся в компенсирующих классах – 40 минут.
Подобная длительность уроков определена экспериментальным путем и подтверждает, что качество усвоения учебного материала наиболее высокое за 45 минут.
Сокращение продолжительности урока допускается в исключительных обстоятельствах или в праздничные дни.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.
Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:
Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.
Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.
Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.
Виды: зачеты, письменные работы, экзамен
Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.
Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.
Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.
Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.
В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.
Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.
Работа над ошибками
Теперь это урок коррекции знаний. Работа над ошибками по-прежнему важна, поскольку показывает причины их совершения, корректирует знания и намечает направление будущей работы. Если ученик получает оценку ниже той, которую хотелось, то это непременно должно явиться стимулом к дальнейшему труду и указать нужное направление деятельности. Именно урок коррекции и должен выполнять такие задачи, в противном случае оценка просто останется обидой, а иногда даже травмой, что во всех отношениях нежелательно. Именно поэтому планировать урок коррекции нужно особо тщательно, а подготовка к такому уроку должна содержать особо продуманную мотивационную часть.
В основе ФГОС последнего поколения лежит совершенно новая идеология. Задачей образовательных учреждений является воспитание такого гражданина в современном обществе, который будет любить учиться и будет делать это всю жизнь. Ученик должен развиваться как субъект в мире познания — вот главная цель современного образования. Особенностью ФГОС второго поколения является деятельностный характер обучения, где во главе угла стоит развитие личности. Знания, умения и навыки как таковые перестали быть приоритетом образования, оно отказывается от традиции представления результатов в этом виде, но формулирует установку на реальные виды деятельности.
Нетрадиционные типы уроков
Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.
Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.
Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:
- владения профессиональными навыками;
- творческой инициативы;
- понимание особенностей возрастной психологии.
Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:
- уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
- уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).
Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.
Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.
Методическая разработка уроков
Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.
Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:
- знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
- развитие творческой активности учеников;
- воспитание всесторонне развитой личности детей.
Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.
«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.
Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.
Она создается для методической помощи и разработки:
- определенных уроков;
- цикла уроков;
- отдельных тем;
- частных методик;
- общих методик;
- инновационных приемов обучения.
Разработка методичек подчиняется четким требованиям:
- старательный выбор темы;
- актуальность выбранной темы;
- наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
- определение цели;
- наличие плана и структуры разработки.
Видеоуроки
Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.
Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.. Видеоуроки бывают двух видов:
Видеоуроки бывают двух видов:
- обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
- несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.
В видеоуроке возможны следующие формы заданий:
- упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
- коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.
При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.
Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.
Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.
Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.
УУД
Ядром нового стандарта явились УУД. Аббревиатура эта говорит об универсальных учебных действиях, то есть общеучебных умениях, общих способах деятельности, надпредметных действиях и тому подобном. Отдельно предусмотрена программа, формирующая универсальные учебные действия — важнейшую часть ФГОС. Их четыре вида: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные. Метапредметные результаты усвоения программ имеют следующие требования:
- Активно использовать речевые средства и средства ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при решении познавательных и коммуникативных задач.
- Использовать разнообразные способы поиска (справочные источники, Интернет), чтобы собирать, обрабатывать, анализировать, организовывать, передавать, интерпретировать информацию соответственно познавательным и коммуникативным задачам и технологиям каждого учебного предмета. Соответственно выбирать темы уроков по ФГОС.
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи |
Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе |
Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель |
Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |